Насколько короткий, настолько же и бесполезный ответ – по закону не могут (без решения суда, которым срок задержания может быть продлен еще на 72 часа)
Но все-таки, как по закону?
Все просто – ч.2 ст. 94 УПК РФ гласит, что «по истечении 48 часов с момента задержания подозреваемый подлежит освобождению, если в отношении его не была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу либо суд не продлил срок задержания».
Суд может продлить срок задержания еще на 72 часа, при одновременном соблюдении двух условий:
— признании судом задержания законным и обоснованным (тут обычно проблем не возникает);
— наличии ходатайства одной из сторон (обвинения или защиты) для представления дополнительных доказательств обоснованности или необоснованности избрания меры пресечения в виде заключения под стражу.
То есть – не по инициативе суда, а только в случае поступления такого ходатайства от одной из сторон, не успевшей собрать какие-то доказательства, предоставить документы. Скорее даже по ходатайству защиты, т.к. следователь, подавая в суд материалы «на арест» старается максимально его подтвердить (если есть чем), а защита ограничена во времени – именно теми 48 часами (как правило меньше) для сбора и предоставления своих доказательств.
Суд может продлить задержание на срок не более 72 часов с момента вынесения судебного решения. То есть – не 48+72 часа, а 72 часа начинают течь как бы по новой, без учета того, какой срок задержания уже «отбыт» (хоть 20 часов, хоть 30, хоть все 48 – все равно срок 72 часа считается от момента вынесения решения судом). В постановлении о продлении срока задержания указываются дата и время, до которых продлевается срок задержания.
А как на практике?
В случае принятия решения о «выходе» в суд с ходатайством об аресте, вероятнее всего по истечении 48 часов из конвойного помещения «автоматически», без активных (но в рамках закона) действий защитника и (или) родственников задержанного не выпустят.
Часто такое бывает?
В моей практике за 6 лет работы адвокатом и 16 лет следователем – нет, не часто. Но мои данные возможно не будут достаточно репрезентативными – служба в основном в ГСУ (где достаточно строго соблюдались формально-процессуальные требования закона) и адвокатская практика без работы по назначению – т.е. отсутствие вала дел, позволяющих сформировать какие-то статистические сведения не позволяют говорить о том, насколько часто встречаются подобные нарушения. Лично по своим делам я столкнулся с ними два раза.
Если срок задержания превысил 48 часов – суд откажет в аресте?
Это не будет являться самостоятельным основанием для отказа, может быть лишь станет «последней каплей» при наличии иных, более существенных оснований. В большинстве случаев, в решении будет вероятнее всего указано, что да срок задержания нарушен, но это не влияет на обстоятельства указанные в ст. 97 УПК РФ и срок на который подозреваемый/обвиняемый был «перезадержан» поглотится сроком, на который ему избирается мера пресечения. То есть нарушение есть, но его как бы и нет.
Если выпустят – на суд можно не идти?
При освобождении вероятнее всего следователь уведомит под подпись о дате, времени, наименовании суда и номере зала где состоится рассмотрение ходатайства об избрании меры пресечения. При отказе подписать уведомление – удостоверит отказ подписями понятых. В случае неявки последствием может стать объявление в розыск, новое задержание и доставление в суд. Тут уже доводы следователя и прокурора о том, что подозреваемый может скрыться – будут не голословными, а прямо подтверждаться обстоятельствами дела.
И наоборот – при добровольной явке в суд данная часть доводов следователя будет опровергаться, что может чуть склонить чашу весов в пользу подозреваемого. Однако каждая ситуация уникальна и что именно делать в конкретном случае — необходимо решать самому подозреваемому со своим защитником (адвокатом), какие-либо «общие» советы невозможны.
А какой смысл «выходить», если все равно могут арестовать?
Каждый решает для себя сам. Действительно, выход на свободу на час-другой может быть временным и новое задержание в зале суда окажется стрессом. С другой – это может быть последней возможностью на какой-то период времени — обнять близких, переговорить без цензуры с друзьями, оформить доверенность, добежать до стоматолога (если не нашлось времени для этого раньше), да и просто пройтись по улице, поесть вкусной еды.
Есть реальные примеры?
Как писал выше – на моей практике их два. С разным результатом.
В одном случае – от следователя и сотрудников конвоя не удалось добиться немедленного освобождения подзащитного, но судебное заседание началось в считанные минуты после истечения срока задержания, и по моему ходатайству (что важно – письменному) суд освободил сразу после его начала. На решение по мере пресечения это не повлияло, но доверитель успел пообщаться с женой, присутствовавшей в суде, сделать несколько звонков по телефону, пока суд удалился в совещательную комнату.
Во втором – следователь, присутствовавшая в здании суда напрочь игнорировала мои обращения об истечении срока, но удалось добиться освобождения доверителя от сотрудников конвойного подразделения, которые после (долгого и непростого) диалога согласились с тем, что это не их проблема, раз срок вышел, а суд даже не начался и лишние служебные и процессуальные проверки по этому поводу им ни премий, ни нервов, ни выходных дней — не добавят.
В этом случае на заседание суда доверитель пришел спустя пару часов «своими ногами». Не могу сказать это ли (только ли это) повлияло на решение суда, но вместо запрошенной следователем меры в виде заключения под стражу был избран очень мягкий и компромиссный (по ч.4 ст. 159 УК РФ) – запрет определенных действий.