Вопрос
В нашей маленькой студии я и <...> создали сценарий, разработали дизайн, проекты и всё необходимое для создания фильма. Что и как в немецком авторском праве применимо (например, в форме залога) для нашего творческого труда или как мы можем использовать уже имеющиеся авторские наработки для финансирования последующих работ или реализации данной?
 
Ответ
 1. Любые права подлежат залогу согласно § 1273 BGB (в то время как вещественные ценности - согласно § 1204 BGB). В соответствии с этими положениями, получатель залога приобретает право реализации путём продажи материальной или нематериальной ценности, переданной в залог при наступлении определённого момента перехода прав реализации. Так же, как гарантия или ипотека, залог в немецком праве является т.н. акцессорным инструментом, т.е. зависит от требования, которое существует между кредитором и должником. Кроме того, размер залога соответствует размеру требования и не может его превышать.

2. Участие третих сторон в финансировании может быть оформлено различными правовыми инструментами, в том числе в виде сопродюсерства или при «производстве на заказ». Другим видом может стать передача прав пользования будущим продуктом под залог.
 
В правовой среде процесс относительно реализации будущих прав называетсяPre-sale относительно прав. Кроме возможных объединений для финансирования в виде Фильм-Фонда простейшим способом может быть получение кредита для финансирования фильма или временного покрытия недостающих средств для съёмок т.н. Gap-Financing.
 
В любой из подобных кредитных возможностей необходимо т.н. «обеспечение кредита», то есть предоставления вещественных или правовых ценностей, которые в случае неплатёжеспособности заёмщика (продюсера) могут быть реализованы кредитором (банком) для погашения выданных кредитов. Такой правовой инструмент обычно в неправовой среде обобщают понятием «залог».
 
В Вашем случае, при существовании продукта в виде фильма, так и прав его использования можно говорить лишь о нематериальном обеспечении кредита (нематериальном залоге) в виде передачи прав того или иного рода в виде «залога» для финансированя производства или для других целей связанных с реализацией авторских и смежных прав на фильм.
 
Единственно интересными и предметами «залога» для кредитора могут стать либоправа пользования фильмом, либо будущие выручки от реализации таких прав самим должником (продюсером или другим правовладельцем).
 
Передача таких прав регулируется положениями гражданского кодекса о правах как предмете займа, обеспечения, передачи в залог и т.д. о чём уже коротко упомянуто выше.
 
Другим видом «залога» может быть участие третей стороны (банк, страховая компания, фонд) в виде обеспечительного гаранта, при этом инструментом финансировния является не сам кредит, а т.н. «Completion Bond», т.е. гарантия окончания производства фильма при чрезмерном превышении бюджета, ранее спланированного для производства.
 
Этим инструментом третее лицо, т.н. «гарант выпуска продукта» гарантирует завершение производства фильма при любых обстоятельствах. Однако обычно такой гарант оставляет за собой право прерывания или «вмешательства» в процесс производства, вплодь до его преостановления. Получателями такой гарантии могут быть не обязательно продюсеры, а и общества по реализации прав, бакни-кредиторы (страхующие уже предоставленные для производствс кредиты), со-продюсеры (не уверенные в перспективности проекта), словом те, кто имеет те или иные права (смежные или подобные), относящиеся к фильму, как конечному продукту.
 
Риском в таких проектах всегда остаётся оценка «права» как предмета залога и его денежное выражение, так как не каждый «обанкротившийся» или «несостоявшийся» проект может иметь для кредитора ценность для реализации этого права на рынке. Для подобного риска есть иструмент его страхования: т.н.Shortfall-Garantie.
 
В таком инструменте гарант обязуется покрыть разницу между прогнозируемой ценностью «права» (находящегося в залоге) и его реально существующей ценой на рынке при реализации.

Более подробно о том или ином варианте можно остановиться позже, после соответсвующей оценки или более обширного описания авторского проекта и наличия кредитора для его реализации.

Автор публикации

Юрист Vitaliy Haupt
Ганновер, Германия
Германия: правовые, разъяснительные, экспертные, процессуальные, договорные и языковые вопросы немецкого права на русском языке. Для компаний и частных лиц.

Да 8 6

Ваши голоса очень важны и позволяют выявлять действительно полезные материалы, интересные широкому кругу профессионалов. При этом бесполезные или откровенно рекламные тексты будут скрываться от посетителей и поисковых систем (Яндекс, Google и т.п.).

Участники дискуссии: Lika, Морохин Иван, Климушкин Владислав, shumilova, Vitaliy Haupt, +еще 2
  • 11 Июля 2011, 12:17 #

    Наверное проще оформить авторское право на эти сценарий, дизайн и проект и просто продать все это добро какой-нибудь студии…

    +2
    • 11 Июля 2011, 12:19 #

      Но в таком случае маловероятно продвинуть себя как крутого создателя фильмов

      +1
  • 11 Июля 2011, 12:25 #

    Все логично… Ни один уважающий себя финансовый институт не будет рисковать и давать просто так деньги

    +1
  • 11 Июля 2011, 13:22 #

    Право залога вещных прав на еще только создаваемое произведение, известно и российскому праву, но это очень «тонкая материя», связанная с большими рисками.

    С одной стороны — разглядев талант автора, и одолжив ему сравнительно небольшую сумму на завершение работы, можно получить права на всю, либо солидную часть, будущей прибыли от реализации исключительных прав на произведение.

    А с другой — произведение созданное на полученные средства, может оказаться так и не завершенным, или просто невостребованным, и не окупится. Тут уж ничего не поделать — интеллектуальные произведения сложно сравнивать по доходности с материальным производством.

    В этом смысле, страхование конечно может помочь нивелировать возможные потери, однако само по себе влечет дополнительные расходы.

    В этой сфере «чутье» является наверное самым важным фактором, при принятии решения о финансировании того или иного проекта.

    +5
  • 11 Июля 2011, 16:17 #

    Увидел два новых и непонятных для меня института:
    предоставления вещественных или правовых ценностей, которые в случае неплатёжеспособности заёмщика (продюсера) могут быть реализованы кредитором (банком) для погашения выданных кредитовНасколько я понял это не залог, а что-то иное. Интересно как это работает?
    интересными… для кредитора могут стать ... будущие выручки от реализацииЭто как? У нас есть залог товара в обороте, это понятно: закладываем двести штук компьютеров и вносим их в журнал, продаём и выручку вносим в тот же журнал, снова покупаем компьютеры и снова вносим в журнал, снова выручка — снова в журнал, и так далее, пока не расчитаемся с кредитором или пока на это дело сам кредитор не обратит взыскание. Но заложить будущую выручку!? Хотелось бы пояснений, если можно.

    Вообще диву даюсь тому насколько развиты и сильны эти инструменты. Нам учиться и учиться...
     

    +4
    • 12 Июля 2011, 17:18 #

      Владислав Александрович,
      к первому вопросу:
      — это можно назвать и залогом и «участием», для обеспечения кредита. Напр. право на реализацию прав пользования сценарием (которое пренадлежит только автору) может по условиям договора финансирования перейти, т.е. «появиться» у кредитора в результате невыполнения платёжных обязанностей автором.
      ко второму вопросу:
      — пример с «компьютерами и журналами» относится к одному из видов прямого «материального» обеспечения в сфере торговли. Тут: сфера авторских (т.е. нематериальных прав). Если говорить о проценте от выручки при реализации таких прав пользования, то речь идёт не о «реализации компьютера и выручки» (как в Вашем примере), а о «праве требования части вознаграждения автора за реализацию его идеи в виде т.н. будущей выручки».

      +3
      • 12 Июля 2011, 23:43 #

        Получается, что оба варианта — это договоры о будущем отчуждении авторских прав. Но работает это отложенное на будущее отчуждение только при неисполнении первоначального обязательства, как я понял. Ну очень интересно!
        Дело в том, что ГК РФ разрешает применять виды обеспечения исполнения обязательств даже те, которые законом не предусмотрены. То есть, здесь можно подходить творчески.
        Виталий! Спасибо! Вы меня натолкнули на очень и очень много интересных мыслей!
        (впрочем, как всегда ;))

        +3
        • 13 Июля 2011, 00:09 #

          Как видите, «отчуждение» не совсем то понятие, т.к. "отчуждать" попахивает "отстранением" от чего-то, тут же наоборот, «появляется» что-то (напр. право пользования которого ранее небыло). Словом, рад что ответил и «натолкнул» :)

          +2
  • 12 Июля 2011, 07:50 #

    Виталий спасибо за весьма познавательную статью.
    Считаю, что нет гарантии, что созданное произведение, не постигнет учесть банкрота или проекта, который не реализовал себя, поэтому в таких делах необходимы: идея, чутье и конечно же денежные средства.

    +1

Да 8 6

Ваши голоса очень важны и позволяют выявлять действительно полезные материалы, интересные широкому кругу профессионалов. При этом бесполезные или откровенно рекламные тексты будут скрываться от посетителей и поисковых систем (Яндекс, Google и т.п.).

Для комментирования необходимо Авторизоваться или Зарегистрироваться

Ваши персональные заметки к публикации (видны только вам)

Рейтинг публикации: «О чём спросил нас автор строк, желая сдать их под залог (в Германии)? (Часть 55)» 1 звезд из 5 на основе 6 оценок.
Адвокат Морохин Иван Николаевич
Кемерово, Россия
+7 (923) 538-8302
Персональная консультация
Сложные гражданские, уголовные и административные дела экономической направленности.
Дорого, но качественно. Все встречи и консультации, в т.ч. дистанционные только по предварительной записи.
https://morokhin.pravorub.ru/

Похожие публикации