Н. признана виновной в ненадлежащем исполнении обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего и в умышленном причинении тяжкого вреда здоровью потерпевшего, заведомо для неё находящегося в беспомощном состоянии, и осуждена по п.«б» ч.2 ст.111 УК РФ и ст.156 УК РФ.
После вступления приговора в отношении Н. в законную силу потерпевший А. скончался в реанимационном отделении больницы.
Прокурор района в соответствии со ст.415 УПК РФ, п.3 ч.4 ст.413 УПК РФ возбудил производство по уголовному делу в отношении Н. ввиду новых обстоятельств.
В ходе проверки была произведена комиссионная судебно-медицинская экспертиза, согласно выводам которой между причиненными потерпевшему телесными повреждениями (за их причинение осуждена Н.) и наступлением его смерти существует причинно — следственная связь.
Эти обстоятельства на момент рассмотрения уголовного дела и вынесения приговора Н. не были известны суду и являются новыми.
Президиум областного суда отклонил заключение и.о. прокурора области о возобновлении производства по уголовному делу и отмене состоявшегося приговора в отношении Н., сославшись на предусмотренный ст.252 УПК РФ запрет на изменение обвинения, если при этом ухудшается положение подсудимого и нарушается его право на защиту.
Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации удовлетворила заключение заместителя Генерального прокурора Российской Федерации о возобновлении производства по уголовному делу ввиду новых обстоятельств по следующим основаниям.
Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 16 мая 2007 г. № 6-П признал положения п.2 ч.2 ст.413 УПК РФ, ч.3 ст.413 УПК РФ, ст.418 УПК РФ во взаимосвязи с положениями ст.237 УПК РФ – в той части, в какой они позволяют отказывать в возобновлении производства по уголовному делу и пересмотре принятых по нему решений ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств при возникновении новых фактических обстоятельств, свидетельствующих о наличии в действиях обвиняемого признаков более тяжкого преступления, не соответствующими Конституции Российской Федерации.
Срок давности привлечения Н. к уголовной ответственности не истек.
Данные, полученные в ходе расследования, следует отнести к указанным в п.3 ч.4 ст.413 УПК РФ новым обстоятельствам, поскольку они свидетельствуют о наличии в действиях осужденной Н. другого состава преступления и являются основанием для возобновления производства по делу и отмены состоявшихся судебных решений.
Судебная коллегия отменила приговор и постановление президиума областного суда, дело направила на новое судебное рассмотрение.