Наступающие праздники, как бы они ни назывались и в какое время года они не происходили, всегда сопровождаются оживлённой торговлей,  покупкой подарков, продуктов и всего другого, чем живёт современный потребитель.


В процессе поиска и выбора  покупок ему давно знакомы различные приёмы продавца относительно цены товара. И действительно, куда ни глянь: низкая и привлекательная цена всегда написана красным, имеет крупный шрифт, а высокая цена – обычно где то рядом, помельче, чёрным шрифтом, да ещё и перечёркнута.

Именно этим трюком и занимался недавно верховный  суд, о решении которого и пойдёт речь в данной статье.

Описанная выше ситуация с красной и чёрной цифрой на ценнике имеет не только психологическую, но и правовую трактовку и обозначает сниженную, то есть предыдущую и «настоящую» цену товара.

Причин для снижения цен у продавца может быть предостаточно, но мало кому известно, что причина и ситуация, при которой предлагаются скидки влияют на правомерность и полноту информированности потребителя, что в свою очередь означат соблюдение или нарушение прав потребителя.

Одну из таких причин для скидок рассмотрел верховный  суд* подробнее, а именно цена при открытии нового магазина или при вводе на рынок нового продукта.

Основным отличием такой ситуации для снижения цен на товар от ситуации распродаж, связанных с закрытием торгового предприятия или т.н. сезонных распродаж является то, что сама распродажа ограниченна временем. Подобные распродажи обычно, по своей сути, уже ограничены временем и не требуют дополнительной информации для потребителя.

Например «зимняя распродажа» теоретически относится к моменту наступления или окончания «зимы», а распродажа из-за закрытия торгового предприятия всегда имеет момент закрытия до которого, соответственно, и подразумевается проведение акции такой распродажи.

А как же быть с моментом ограничения временем акции распродажи при открытии нового магазина или введением на рынок нового товара? Не является ли отсутствие признаков такого момента, его обозначения на ценнике или в рекламе самой акции или хотя бы  «подразумевания» такого момента  недостатком в информированности  потребителя о цене товара и этим нарушением его прав?

«Да, является!» — решил верховный суд и аргументировал своё решение следующим.

Введение покупателя в заблуждение при открытии новой торговой единицы и при обозначении на ценнике «обычной» цены (чёрным, перечёркнуто) и цены при проводимой акции «распродажи при открытии» (красным, крупно) путём  сравнения двух цен состоит в отсутствии или умышленном недекларировании времени действия новой цены и статуса предидущей цены.

Потребителю неизвестна не только продолжительность действия «скидки», но и ориентир цены после окончания акции распродажи. Другими словами потребитель остаётся в полной неосведомлённости о  том, означает ли «старая» цена «обычную» цену при дальнейшей работе новооткрытого торгового предприятия после окончания акции или «обычная» цена является обозначением какого либо иного качественного состояния товара.

Таким образом, для любого открытия нового торгового предприятия «праздник цен» для покупателя может быстро обернуться нарушением потребительских прав с последующими санкциями наблюдательного органа, если не указаны определённые параметры как проводимой акции так и принадлежность «обычной» цены, которая обычно перечёркнута, обычно поменьше и обычно чёрного цвета...
_________________________________________________________
* Номер актов решения Верховного суда I ZR 81/09

Да 6 6

Ваши голоса очень важны и позволяют выявлять действительно полезные материалы, интересные широкому кругу профессионалов. При этом бесполезные или откровенно рекламные тексты будут скрываться от посетителей и поисковых систем (Яндекс, Google и т.п.).

Участники дискуссии: Lika, vithaupt, Морохин Иван, cygankov, Гуров Сергей, +еще 2
  • 16 Декабря 2011, 13:04 #

    Если бы все «ненавязчивые» маркетинговые трюки проходили бы через Верховный Суд, наверное и нарушений прав потребителей было бы поменьше…

    +1
  • 16 Декабря 2011, 13:09 #

    Эх, далеко всем этим горе-маркетологам до русской изобретательности! Помнится в мою бытность стояния на базаре (кто на нем тогда не стоял?) мы делали проще: размещали в бутиках несколько предметов нашего ассортимента по драконовским ценам, а сами продавали их по «нормальным». И если покупатели начинали возникать насчет цены, со спокойной душой отправляли их в бутик, приговаривая: «А вы сходите, посмотрите, сколько это ТАМ стоит»!

    +2
    • 16 Декабря 2011, 13:17 #

      Обычный случай «ценового сговора» или «создания искуственной монополии», что наболюдается сегодня и везде, и чем не всегда получается заниматься антимонопольным ведомствам. Весь мир — «большой базар» где «бутики» существуют только для «успокоения» гос органов, которые в свою очередь созданы для того же «успокоения»…

      +5
      • 16 Декабря 2011, 13:28 #

        Ничего себе какое мировое кидалово мы в 90-х на базаре придумали…

        +1
  • 16 Декабря 2011, 13:11 #

    Интересно, а это практика Верховного Суда только в Германии? Или в России тоже можно такие «распродажи» оспорить? И что в таком случае можно получить с горе-магазина?

    +1
    • 16 Декабря 2011, 14:04 #

      Не всегда нужно что то «оспаривать» и не всегда обязательно «что то получить», ведь иногда истцом может выступать ведомство по защите прав потребителя и не с целью «получить», а с целью создать прецедент и урегулировать случай в виде нормы (надеясь на её выполнение остальными).

      +2
  • 16 Декабря 2011, 13:19 #

    Хм, никогда особо не задумывался над этими трюками с распродажами и презентациями — обычно просто расплачиваюсь банковской картой, не слишком вникая в арифметику, но теперь есть повод задуматься, и поинтересоваться обоснованностью цены до и после маркетинговых акций.
    Как всегда Виталий удивил новым взглядом на привычные вещи :)

    +3
    • 16 Декабря 2011, 13:40 #

      Взгляд не мой, я лишь передал случай и решение суда в простой и доступной форме на русском и как пища для размышления как торговцам так и потребителям в РФ.

      +3
  • 16 Декабря 2011, 13:33 #

    Весьма интересный пример оболванивания покупателей. Действительно, какая может прежняя цена при открытии нового магазина? В очередной раз нас спустили на грешную землю и сняли розовые очки.(wasntme)

    +1
    • 16 Декабря 2011, 18:07 #

      Собственно а кто говорил о «прежней»? Может это «будущая» цена? Главное в решении ВС Германии — неизвестность не только в части продолжительности действия «скидки», но и ориентир цены после окончания акции распродажи. Если напишут, что «красная» цена действует до 00 часов 59 минут 59 секунд 01 января 2012 года, а потом — миллион миллиардов (черным зачеркнуто) — неопределенности, а значит и недостатка информированности не будет.

      Виталий в очередной раз блестяще продемонстрировал, насколько внимательно государственные и общественные органы некоторых стран «дальнего зарубежья» относятся к своим гражданам. Даже в мелочах.

      +1

Да 6 6

Ваши голоса очень важны и позволяют выявлять действительно полезные материалы, интересные широкому кругу профессионалов. При этом бесполезные или откровенно рекламные тексты будут скрываться от посетителей и поисковых систем (Яндекс, Google и т.п.).

Для комментирования необходимо Авторизоваться или Зарегистрироваться

Ваши персональные заметки к публикации (видны только вам)

Рейтинг публикации: «О праве в сфере информационных технологий в Германии. Скидки и права потребителя. Случаи судебной практики. Часть 5.» 1 звезд из 5 на основе 6 оценок.
Адвокат Фищук Александр Алексеевич
Краснодар, Россия
+7 (926) 004-7837
Персональная консультация
Консультирование по финансово-экономическим вопросам, налоговой безопасности. Анализ сделок, инвестиций. Юридическая помощь высокого уровня в любом регионе РФ
https://fishchuk.pravorub.ru/
Адвокат Морохин Иван Николаевич
Кемерово, Россия
+7 (923) 538-8302
Персональная консультация
Сложные гражданские, уголовные и административные дела экономической направленности.
Дорого, но качественно. Все встречи и консультации, в т.ч. дистанционные только по предварительной записи.
https://morokhin.pravorub.ru/

Похожие публикации

Продвигаемые публикации