И если само явление соответствует перечню признаков можно говорить о структурировании представления о преступлении. Данное представление имеет определяющий формально — юридический характер и является одним из оснований наложения уголовной ответственности (внутреннее убеждение). Представляется, что данный метод познания того, что есть преступление в рамках процесса квалификации является неэффективным в отношении задач борьбы с преступностью.
Преступление, прежде всего, объективная форма бытия в действительности, которая связана в части своего актуально сущего бытия рамками сознания лица (преступника). Оно независимо и является одинаково как стереотипом поведения, так и формой структурирования социальной материи, которая по своим качественным характеристикам выходит за пределы познания доступные современной методологии. Примером может послужить такое явление как «Организованная преступность» и отдельные преступления, которые пытаются квалифицировать соответствующим образом, в части же методологии нам дан именно Уголовный закон, который и является методологией познания преступления, посредством своей актуализации в рамках сознания правоприменителя.
Таким образом, в принципе вопрос в отношении познания того, что есть преступление, в отношении того, как познавать преступление, может быть выражен противостоянием содержания и формы. Формой в данном случае выступает свойство уголовного права – nullum crimen sine lege; содержанием то, что существует в действительности вне зависимости от предусмотренности Уголовным кодексом как преступления, и что в дальнейшем может обнаружить себя как объект криминализации. История демонстрирует в достаточной степени объективные примеры именно такой схемы формообразования преступления в представлении законодателя.Таким образом, с одной стороны можно сказать, что Уголовный кодекс, Уголовный закон всегда опаздывает в отношении своевременной криминализации, или декриминализации деяний, с другой стороны, что данные процессы носят естественный, исторически обусловленный характер, и находятся вне сферы влияния воли человека ( законы развития общественного бытия).
Представляется, что данная позиция не совсем верна. Уголовный кодекс всегда ретроспективен, он отражает те представления, которые на данном этапе развития составляют содержание понятия о преступлении, но и являются частью того, что есть в действительности преступление уже по самой форме своего бытия в действительности. Соответственно, в самой действительности системообразуются и структурируются формы, которые, являясь преступлениями и в дальнейшем признаваемые таковыми в рамках ограниченного периода времени, не являются объектом уголовного преследования (ситуация В.И. Ленина, например, революционная деятельность, изменение мира тогда не составляло предмет уголовного преследования).
Соответственно с течением времени и попустительством в данном вопросе, вполне реальна ситуация социального взрыва и уничтожения той или иной формы организации социальной материи.Бездействие в данном вопросе законодателя, нежелание признать понятие преступления универсальным объектом познания (хотя формально- юридически уголовный кодекс, например, универсален в понимании преступления) замещается такой формой реагирования на преступления как коррупция правоохранительных органов. При этом здесь коррупцию следует признать в общем положительным явлением, так как она организовывает и структурирует те процессы, которые остаются за гранью правового понимания.
Закон носит субъективный, частный характер, при попытке опосредовать универсальное явления, недостаток универсальности формально- юридического познания, компенсируется универсальностью актуально сущих «человеческих» взаимоотношений – коррупцией (следует отметить, что человек как субъект познания есть универсум противостоящий универсуму чувственных и внечувственных явлений).Какой выход видится на сегодняшний день? Это, прежде всего, формирование универсального понятия преступления, бытие которого позволило бы эффективно, а главное адекватно реагировать на запросы действительного.Каким образом это возможно?
Вопрос чрезвычайно важный и во многом философский, так как именно определение как форма познания является самым неэффективным орудием корреспондирования значения во временном поле изменения. Соответственно выход, который может быть предложен в данном весьма сложном вопросе (уголовное право работает непосредственно с человеком, истолковывая и называя человеческие деяния преступлением)- это формование единой унифицированной универсальной методологии в отношении познания преступления и придания формам и методам познания формально- юридического характера, закрепление их на законодательном уровне.В таком случае правоприменитель может себе позволить свободу мышления в установленных законом рамках, при том, что данные формы являются едиными в отношении методологии познания, но не в отношении конечности результативности познания (как, например, сегодня квалификация).
Соответственно, отпадает необходимость натягивания нормы права на множественность качественности явления действительности.Вопрос данного плана весьма успешно может быть решен в рамках людологической школы познания, которая и является самостоятельной универсальной пропедевтикой когнитивных систем. Благодаря формальному выражению значений (математика мысли) именно людологический подход позволяет быстро и эффективно решить вопрос универсального познания преступления, в части правоприменительной деятельности.
«Методологические основы формирования универсального понятия преступления»// Проблемы борьбы с криминальным рынком, экономической и организованной преступностью: Материалы конф. – М: Изд. Рос. Криминолог. Ассоц., 2001г.