— насколько они законны, и если законны, то насколько полезны;
— должен ли (этично ли) адвокат предъявлять квитанции и другие доказательства о разумности расходов и требовать взыскания с противоположной стороны в ходе рассмотрения дела, то есть до вынесения решения суда, когда исход дела не ясен;
— этично ли адвокату участвовать в судебном заседании по взысканию расходов по оплате помощи представителя в пользу своего доверителя после вступления решения суда в законную силу,
уже не раз были предметом обсуждений и вызывали всеобщий интерес, тем более, что всегда высказывались противоположные, иногда — крайние, мнения.
1. Законность и необходимость установления минимальных ставок вознаграждения адвоката.
Если говорить о законности в буквальном понимании, то есть, установлено ли это в законе, то ответ очевиден: действительно, установление минимальных ставок нигде не прописано. Однако, по моему мнению, подходить к этому вопросу надо более гибко.
Во-первых, Трудовой кодекс устанавливает минимальный размер оплаты труда, почему же не установить его для адвокатов, пусть не законом, а хотя бы лишь в виде необязательных рекомендаций адвокатской палаты?
Во-вторых, сам закон (ГПК РФ, АПК РФ) устанавливает весьма размытое, оценочное понятие «разумности» гонорара адвоката. А любая оценочная категория обязательно предполагает относительность, сравнение с предыдущим опытом. И клиенту, и адвокату, и суду – надо с чем-то сравнивать.
В-третьих, по данным на 17 января 2011 года минимальные ставки были установлены в 53 (более 60%) субъектах федерации.
В Ростовской адвокатской палате минимальные ставки впервые появились в 2010 году, установив минимальный размер оплаты представительства в суде 10 000 рублей. Это сразу же стало известно судейскому корпусу, и наконец-то оскорбительная, унизительная вакханалия взыскания каких-то копеек закончилась: меньше 10 000 не взыскивали. Разницу почувствовали все. (Примечание: увы, но в военных судах это правило не действует). На следующий год (2011) по новым рекомендациям сумма увеличилась до 15 000 рублей, и это тут же отразилось на судейских решениях.
Вывод: установление минимальных расценок – весьма нужная и полезная практика.
2. Этичность взыскания судебных расходов в различных ситуациях.
Для начала обратимся к нашему Кодексу профессиональной этики адвоката.
Статья 8:
При осуществлении профессиональной деятельности адвокат: …активно защищает права, свободы и интересы доверителей всеми не запрещенными законодательством средствами, руководствуясь Конституцией Российской Федерации, законом и настоящим Кодексом;
Поэтому лично для меня действует правило:
если этично брать деньги за юридическую помощь, то любые законные действия, направленные на максимально полное возмещение клиенту понесённых расходов являются этичными вдвойне.
Соответственно, если положительная перспектива дела оценивается мной как весьма высокая, то, без всякого сомнения накануне прений приобщаю к материалам дела Квитанцию, Акт выполненных работ и прошу взыскать понесённые клиентом расходы на оплату помощи представителя.
Но всё должно быть разумно.
Бывает так, что перспектива дела не очевидна (особенно в делах, где решающую роль может иметь судейское усмотрение), и тогда взыскание расходов логично отложить до вступления в силу решения суда. Моё участие зависит от клиента: как правило, бывает достаточно подготовить обоснованное заявление, приложить доказательства и изложить просьбу рассмотреть это заявления без участия стороны и его представителя.
Если клиент согласен заключить дополнительное соглашение – я буду участвовать в рассмотрении этого заявления. И вопреки ошибочному мнению, это будет не расхваливание самого себя, а объективное суммирование объёмов (и итогов!) своей работы.
И в первом, и во втором случае основным доказательством, в общем-то, не требующим каких-либо пояснений, должен быть Акт выполненных работ. Образец такого Акта прилагаю (для профи).
Обратите внимание: по совсем несложному (!) делу, при цене иска в 42 тысячи (всего!!), в мировом суде (!!!) по данному Акту в пользу клиентки было взыскано 22 тысячи рублей (требование заявлено в ходе судебного заседания).
При этом в обсновании заявленных требований я сослался на Акт, и на минимально рекомендованные расценки – они им полностью соответствовали.
Теперь вопросы:
1. Поступил ли я этично?
2. Не пострадал ли мой высокий адвокатский статус?
3. Было бы более этично, если бы я не заявлял этого ходатайства, а только подготовил бы через месяц заявление и вручил бы его 80-летней бабушке – пусть сама и взыскивает?
3. Наконец, новости!
Алексей Анатольевич Бозов уже собрал приличную базу минимальных ставок по регионам.
Но вот появилось новшество: недавно Адвокатская палата Ростовской области впервые опубликовала средние ставки оплаты труда адвоката. Они оказались весьма и весьма выше минимально рекомендованных (справедливости ради надо отметить, что минимальные были установлены в начале 2011 года, а средние определены по итогам 2012 года).
Теперь осталось придумать, как аргументировано применять их с целью максимальной защиты имущественных прав своих клиентов.