Определением Заводского районного суда ходатайство было удовлетворено, хотя взысканная сумма и была «урезана» почти вдвое. Естественно, представителем Минфина это определение было обжаловано, но устояло.
Суды как первой, так и апелляционной инстанций, пришли к выводам о полной документальной подтверждённости понесённых расходов, и об обоснованности требований истца, однако, посчитали их завышенными, т.е. неоправданно высокими, указав следующее:
В силу взаимосвязанных положений ч. 1 ст. 56, ч. 1 ст. 88, ст.ст. 94, 98 и 100 ГПК РФ возмещение судебных расходов, в том числе расходов на оплату услуг представителя стороне может производиться только в том случае, если сторона докажет, что несение указанных расходов в действительности имело место.
Доводы жалобы о том, что представленный Рязановым М.В. счет от 01.02.2011 г. не является доказательством размера оказанных юридических услуг, несостоятельны, поскольку факт несения истцом расходов подтверждается также договором на оказание юридических услуг от 01.02.2011 года, квитанциями НО «Коллегия адвокатов «Цитадель» Кемеровской области № 127», материалами настоящего гражданского дела.
Доказательств, опровергающих указанные обстоятельства, заявителем частной жалобы в материалы дела не представлено.
Так же областной суд указал: Не могут служить основаниями для отмены определения суда и доводы частной жалобы о том, что расходы на оплату услуг представителя должны взыскиваться пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований, поскольку они не соответствуют ст. 100 ГПК РФ, в соответствии с которой расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах присуждаются стороне, в пользу которой состоялось решение суда.
Гражданское процессуальное законодательство при этом исходит из того, что критерием присуждения расходов на оплату услуг представителя при вынесении решения является вывод суда о правомерности или неправомерности заявленного истцом требования и разумность пределов этих расходов, исходя из конкретных обстоятельств дела.
К сожалению, кроме ссылки на решение совета АПКО, суды не привели никаких иных оснований снижения размера взыскиваемой суммы, заменив мотивировку универсальной формулой:
Учитывая принцип разумности, минимальные размеры вознаграждения адвокатов на территории Кемеровской области, установленные решением Совета Адвокатской палаты КО от 10.04.2009 года № 5/3, время занятости представителя истца при рассмотрении данного дела, объем оказанной юридической помощи, сложность и продолжительность рассмотрения данного гражданского дела, частичное удовлетворение исковых требований Рязанова М. В. судом надзорной инстанции, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявление истца о возмещении расходов на оплату услуг представителя частично, в размере 23 000 рублей.
К сожалению, истец решил отказаться от обжалования определения, т.к. в связи с переездом в другой регион, предпочел сэкономить своё время.
P.S. С какой стати МИНИМАЛЬНЫЕ размеры вознаграждения адвокатов были приняты за ориентир именно в этом деле, суды так и не пояснили…
P.P.S. С прискорбием вынужден констатировать общую тенденцию примитивизма мотивировок, а подчас и полную замену логических построений перечислением доводов сторон, завершаемых пресловутым «суд считает…»