В соответствии с ч.1. ст. 15 Основного закона страны:
«Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.»
Каково же реальное наполнение указанной конституционной нормы? Как складывается административная и судебная практика применения этого важнейшего конституционного права?
На сегодняшний день отсутствует федеральный закон, регламентирующий условия и порядок реализации права указывать свою национальность.
Однако, получила свое распространение судебная практика по заявлениям граждан об установлении фактов принадлежности к определенной национальности. Как правило, это связано с получением определенных льгот, пособий, компенсация и привилегий в России и по большей части за рубежом.
Зачастую граждане не согласны с национальностью, которую им определили родители в свидетельстве о рождении. Граждане обращаются с заявлениями в ЗАГС об изменении таких сведений, однако органы местного самоуправления отказывают им, ссылаясь на отсутствие полномочий и пробелы в законодательстве.
Выход — обращение в суд с заявлением об установлении фактов принадлежности к определенной национальности, при котором следует учитывать следующее:
- Заинтересованными лицами следует указывать местный ЗАГС и отдел УФМС.
- В обоснование заявление необходимо указать факты отказа ЗАГСа и письмо уполномоченного зарубежного государственного органа о необходимости указания национальности в официальных документах. Письмо должно быть переведено у сертифицированного российским нотариусом переводчика и нотариально удостоверено.
- Должны быть соблюдены формальные требования ст.ст. 264 — 267 Гражданского процессуального кодекса РФ
Статьей 264 ГПК РФ установлен открытый перечень фактов, имеющих юридическое значение.
Вместе с тем, поскольку Конституция РФ, включая нормы ч. 1 ее ст. 26, имеет высшую юридическую силу и прямое действие, установление национальной принадлежности в судебном порядке посредством установления соответствующего юридического факта представляется допустимым, в связи с чем, суды удовлетворяют заявленные требования, т.к. в ином порядке установление данного факта невозможно.