Следственный комитет РФ тут же отчитался о том, что задержаны первые подозреваемые по уголовному делу – двое стрелочников, которым Басманный районный суд г. Москвы избрал самую жесткую (зная наши изоляторы могу сказать, что самую жестокую) меру пресечения – заключение под стражу.
Сегодня СК РФ отчитался, что задержал еще двоих подозреваемых – начальника дистанции капитального ремонта службы пути ГУП «Московский метрополитен» и директора по производству субподрядной организации ООО «Спецтехреконструкция». Полагаю, что те, кто постоянно практикуют в области уголовного права, да и просто наблюдательные люди, ни сколько не сомневаются, какая мера пресечения будет избрана этим двоим в течение ближайших двух суток тем же самым Басманным районным судом г. Москвы.
Трагедия породила множество версий, должностные лица тут же засуетились их отрабатывать, СК РФ стал показывать свою работу. Дело поручили не отделу, занимающемуся расследованием преступлений, совершенных в метрополитене, не ГСУ по г. Москве, а сразу центральному аппарату, а это о многом говорит.
Например, это говорит о сложности уголовного дела, сложности его расследования, сложности методики и тактики проведения следственных действий. Уверен, что по делу работает следственная группа, а не один следователь. И оперативное сопровождение у этой группы такое, о котором будет мечтать каждый следователь.
За ужасом трагедии и количеством сломанных жизней в этом случае (да и в других аналогичных) забываются трагедии других людей – подозреваемых и обвиняемых. В данном случае это два стрелочника и два начальника. Все четверо уже под стражей – двое в следственном изоляторе, двое в изоляторе временного содержания (временно).
В чем трагедия, спросит читатель? Все очень просто. В глазах общественности все четверо уже преступники, виновники смерти 22 человек. Они за решеткой, общественность удовлетворена, и будет еще больше удовлетворена, когда под стражей окажется еще несколько человек.
Господин Маркин из СК РФ в многочисленных интервью утверждает, что по версии следствия, вина данных лиц установлена и подтверждается доказательствами по делу.
Пусть так, но Конституция гласит, что никто не может быть признан виновным до тех пор, пока его вина не будет установлена вступившим в законную силу решением суда. И хорошо, что господин Маркин добавляет к каждому своему утверждению фразу «по версии следствия». Однако, изучив многочисленные материалы в СМИ, фото и виде очевидцев и потерпевших, у меня возникло масса вопросов.
Например, утверждается, что пресловутая стрелка, из-за которой состав влетел в стену, была в нарушение техники безопасности скреплена 3-х миллиметровой проволокой, в соответствии с технологией данная проволока должна быть от 4-х до 6-ти миллиметров в сечении. Ни я, ни должностные лица СК РФ, не являемся экспертами в области техники и технологии рельсового дела, не обладаем специальными познаниями. Мы – юристы.
Такое заключение, согласно Уголовно-процессуальному кодексу РФ, может дать только эксперт, лицо обладающее специальными познаниями, осуществляющее деятельность в аккредитованном экспертном учреждении, заранее предупрежденный об уголовной ответственности за ложное заключение.
Для проведения такой экспертизы следователь должен изъять проволоку, изъять стрелку (целиком), назначить экспертизу, перевезти эти предметы эксперту. Кроме того, следователь обязан представить эксперту сведения о технических характеристиках поезда, его скорости в момент трагедии и многих других факторов. Эксперт должен провести многочисленные исследования, в том числе исследования материалов, сделать выводы и написать многостраничное заключение, в котором должен отразить как стрелка должна крепиться, как она была закреплена, и почему разница могла привести к такой аварии. Все это очень кратко, процессуальные моменты (обязательное бумажное оформление) всех этих действий я описывать не стал.
Утром 15.07 произошла трагедия, 16.07 задержали стрелочников, 17.07 Басманный суд отправил их в СИЗО. Возможно ли провести такую экспертизу за такой срок, пусть решает читатель.
Закон гласит, что для придания любому человеку статуса подозреваемого, а тем более обвиняемого по уголовному делу, необходимо, чтобы была установлена причастность этого человека к событию преступления. Между действиями человека и наступлением последствий должна быть прямая причинно-следственная связь.
Стрелочники установили пресловутый механизм, который возможно привел к страшной трагедии, за несколько дней до аварии. Есть такая должность в метрополитене – путеобходчик (возможно, в трудовой книжке написано немного по другому). В обязанности путеобходчиков входит ежедневная проверка состояния путей, их пригодность к использованию. Возможно ли узнать и надлежащим образом задокументировать за три дня, чьи действия (стрелочников или путеобходчиков) привели к трагедии, где именно данная причинно-следственная связь, оставляю также на суд читателя.
Сегодня (21.07) СК РФ в лице господина Маркина сообщил, что задержаны еще двое подозреваемых — начальника дистанции капитального ремонта службы пути ГУП «Московский метрополитен» и директора по производству субподрядной организации ООО «Спецтехреконструкция». По версии следствия, Круглов (директор производства) являлся ответственным за производство работ по врезке стрелочного перевода на перегоне станций «Парк Победы — Славянский бульвар», однако не осуществил надлежащего контроля. Трофимов (начальник дистанции капитального ремонта), лично участвовавший в строительстве стрелочного перевода, как полагает следствие, допустил ненадлежащее закрепление остряка стрелки.
Так что же привело к аварии, по мнению следствия? То, что стрелочники намотали тонкую проволоку, или то, что Трофимов осуществил закрепление остряка стрелки? При таких обстоятельствах прямая причинно-следственная связь, которую обязан установить СК РФ, присутствует только в действиях стрелочников, либо только в действиях Трофимова. Напомню, они все под стражей.
В СМИ муссировалось большое количество версий произошедшего. Одна из версий – неисправность подвижного состава (http://rg.ru/2014/07/17/tragedia.html). Вспомнили историю с работником ООО «Метровагонмаш», заявлявшим, что его уволили за отказ использовать бракованные детали.
Проверить данную версию (подтвердить либо опровергнуть) возможно только с привлечением экспертов и никак иначе по причинам, которые указывались выше. Версия о неисправности подвижного состава полностью исключает виновность указанных выше лиц.
СК РФ придется искать виновных на заводе изготовителе, среди тех, кто осуществлял прием данного состава в метрополитене, кто занимался его обслуживанием, ремонтом (если таковой проводился). Но все это можно, а возможно и нужно, будет сделать только после получения заключения экспертов.
Такого в настоящее время нет и быть не может. По состоянию на 18.07 работники метрополитена и МЧС только закончили вывозить обломки поезда.
Процесс проведения экспертизы в данном случае будет еще более сложным, трудоемким и долгим, нежели описывалось выше. Более того, такое исследование будет уникальным для России, так как раньше подобных трагедий не происходило.
Она может проводиться и месяц и два и даже полгода. И она может исключить виновность уже привлеченных лиц. Все это время они будут находиться под стражей, в тюрьме.
17.07 появилась версия (http://rg.ru/2014/07/17/obyski-site.html) о том, что причиной крушения мог быть инородный предмет под днищем поезда. За 50 метров от места начала схода вагонов были обнаружены свежие многочисленные сколы бетона. В связи с этим и родилась такая версия, которую до настоящего времени СК РФ комментировать категорически отказывается без объяснения причин. В любом случае, с комментариями или без, СК РФ будет обязан проверить эту версию, отыскать предмет, проверить, мог ли он послужить причиной схода состава, провести многочисленные следственные и процессуальные действия, что займет массу времени. Все это время задержанные будут в тюрьме.
Что произошло в метро утром 15.07 не известно никому, в этом обязан разобраться СК РФ и Суд. Одно известно точно, для родственников погибших, для пострадавших это страшная трагедия. Цель уголовного судопроизводства – восстановление социальной справедливости (ч.2 ст.43 УК РФ).
Эта цель не будет достигнута без проверки всех версий произошедшего.
Но в то же время это трагедия и для уже арестованных людей и их родственников. Заключение под стражу – крайняя мера пресечения. Она не должна применяться произвольно.
Никто не сомневается в том, что у СК РФ хватит сил и ресурса, чтобы довести дела до суда и обеспечить явку обвиняемых. Но кто будут эти обвиняемые, пока не известно.
Две из трех основных версий свидетельствуют в пользу уже арестованных. А третья версия (пресловутая стрелка) не позволяет одновременно привлекать всех четырех к ответственности и не снимает вопросов с путеобходчиков. К сожалению, презумпция невиновности в метро не сработала.