Свою публикацию начну с постановления ВС РФ от 31 июля 2018 года № 31-АД18-8.
Обстоятельства дела: водитель был остановлен инспекторами ДПС. После чего, инспектор посчитал, что у водителя имеются следующие признаки опьянения — запах алкоголя изо рта, неустойчивость позы, нарушение речи, резкое изменение кожных покровов лица. В связи с наличием указанных выше признаков опьянения, водителем было пройдено освидетельствование на состояние алкогольного опьянения, по результатам которого у нее было установлено состояние алкогольного опьянения (0,595 мг/л).
Водитель категорически отрицала факт употребления алкоголя и настаивала на прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения в больнице, куда она впоследствии и была направлена.
По итогам прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения, оно у водителя обнаружено не было, что и нашло свое отражение в соответствующем акте медицинского освидетельствования.
Мировым судьей при рассмотрении дела об административном правонарушении, акт медицинского освидетельствования водителя на состояние опьянения был признан недопустимым доказательством, поскольку, по мнению суда он был получен с нарушением Порядка проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения. К сожалению, ВС РФ в рассматриваемом постановлении не указал причины, по которым мировой судья счел акт медицинского освидетельствования водителя на состояние опьянения недопустимым доказательством.
А вот акт освидетельствования водителя на состояние алкогольного опьянения, оформленный инспектором ДПС, мировой судья расценил как допустимое и достаточное доказательство факта нахождения водителя в состоянии алкогольного опьянения и привлек ее к административной ответственности по части 1 ст. 12.8 КОАП РФ.
Вышестоящие судебные инстанции согласились с решением мирового судьи, несмотря на мягко скажем, противоречивые доказательства.
Например, в деле имелся акт освидетельствования водителя на состояние алкогольного опьянения, в котором было указано, что водитель согласна с результатами освидетельствования.
Однако, она все же была направлена на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, что подтверждалось как протоколом о направлении на медицинское освидетельствование, так и актом медицинского освидетельствование на состояние опьянения. Кроме того, в материалах дела имелась видеозапись, согласно которой водитель отрицала факт употребления спиртных напитков и не соглашалась с результатами освидетельствования на состояние алкогольного опьянения.
Меня очень порадовал следующий вывод ВС РФ, положенный в основу решения об отмене актов нижестоящих судебных инстанций:
«Акт освидетельствования на состояние алкогольного опьянения от 03 сентября 2017 года №… не может служить БЕЗУСЛОВНЫМ (выделено мной) доказательством нахождения Романовой М.А. в состоянии опьянения, учитывая несогласие последней с его результатами, обусловившее ее направление инспектором ДПС на медицинское освидетельствование».
И далее следует другой вывод, наглядно свидетельствующий о правильном и столь необходимом применении принципа презумпции невиновности:
«В данном случае при изложенных обстоятельствах и с учетом приведенных выше положений частей 1 и 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невозможно сделать однозначный вывод о том, что в действиях Романовой М.А. имеется состав вмененного ей административного правонарушения».
Судебные решения нижестоящих судебных инстанций были отменены ВС РФ, а производство по делу было прекращено в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых они были вынесены.
Второй случай — постановление ВС РФ от 10 сентября 2018 года № 87-АД18-9.
Итак, постановлением мирового судьи водитель был привлечен к административной ответственности по части 1 ст. 12.8 КОАП РФ. В постановлении, мировой судья в качестве доказательств вины водителя сослался на протокол об отстранении от управления ТС и акт освидетельствования на состояние алкогольного опьянения и это несмотря на то, что данные доказательства были получены с явными и существенными нарушениями законодательства, на которые и обратил внимание ВС РФ. Другие же судебные инстанции поддержали позицию мирового судьи.
Судья ВС РФ, рассматривавший жалобу водителя, в очередной раз напомнил своим коллегам о том, что обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В чем же именно выразилось нарушение установленного порядка привлечения лица к административной ответственности в рассматриваемом случае?
Так, в силу части 2 ст. 27.12 КОАП РФ отстранение от управления ТС соответствующего вида, освидетельствование на состояние алкогольного опьянения, направление на медицинское освидетельствование на состояние опьянения осуществляются должностными лицами, которым предоставлено право государственного надзора и контроля за безопасностью движения и эксплуатации транспортного средства соответствующего вида, в присутствии двух понятых либо с применением видеозаписи. Данное требование закона обеспечивает право лица, привлекаемого к административной ответственности на полноту, правильность и объективность фиксирования в документах (протоколах, акте освидетельствования) содержания и результатов определенных процессуальных действий.
В материалах дела, как уже было сказано выше, имелись протокол об отстранении от управления ТС и акт освидетельствования водителя на состояние алкогольного опьянения. Из содержания указанных процессуальных документов следовало, что данные меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях были осуществлены с применением видеозаписи (понятые к участию не привлекались).
Однако, видеозапись отстранения водителя от управления транспортным средством и его последующего освидетельствования на состояние алкогольного опьянения, инспектором ДПС к материалам дела приобщена не была. На запрос мирового судьи о предоставлении видеозаписи процедуры оформления протокола об административном правонарушении в отношении привлекаемого лица, начальник ОГИБДД дал ответ, о невозможности предоставления запрашиваемой видеозаписи ввиду технической неисправности базы видео архива.
Таким образом, в материалах дела отсутствовали доказательства, подтверждающие надлежащее исполнение инспектором ДПС требований части 2 ст. 27.12 КОАП РФ, обязывающей его осуществлять меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении либо в присутствии понятых, либо с применением видеозаписи.
Несмотря на явную очевидность выявленного нарушения, мировой судья счел его несущественным и признал процедуру освидетельствования на состояние алкогольного опьянения законной.
Вместе с тем, ВС РФ не согласился с этим мнением нижестоящих судов и расценил факт отсутствия видеозаписи, отражающей процедуру оформления административного материала, как несоблюдение инспектором ДПС, предусмотренного КоАП РФ порядка отстранения от управления транспортным средством и проведения освидетельствования на состояние алкогольного опьянения.
При изложенных выше обстоятельствах, ВС РФ признал протокол об отстранении от управления транспортным средством и акт освидетельствования на состояние алкогольного опьянения недопустимыми доказательствами, отменил состоявшиеся по делу судебные акты, а производство по делу прекратил на основании пункта 4 части 2 ст. 30.17 КОАП РФ, т.е. в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых были вынесены судебные постановления.


Уважаемый Евгений Викторович, по таким делам происходит полный беспредел. Мировые судьи даже при наличии очевидных нарушений все равно выносят постановление не в пользу водителя.
Уважаемый Семен Владимирович, благодарю за проявленный к публикации интерес! Полностью солидарен с Вами, крайне мало судей, которые истолковывают неустранимые сомнения в пользу лица, привлекаемого к ответственности! Зачастую сталкиваюсь с обратным!
Уважаемый Евгений Викторович, с победами и спасибо за публикацию!Печально конечно, когда суды не видят очевидных нарушений (как во 2м случае).А про первый — вообще удивительно — врач говорит что опьянения нет, но суд верит не врачу, а ИДПС (devil)
Уважаемый Сергей Валерьевич, спасибо, но победы эти не мои, я всего лишь отслеживаю практику ВС РФ по делам об административных правонарушениях и интересные постановления освещаю на Праворубе. Что же касается рассмотренных случаев, то я не перестаю удивляться тому, что очень часто к позиции привлекаемого лица прислушивается только Верховный Суд РФ, а не нижестоящие судебные инстанции!
Уважаемый Евгений Викторович, понял; тем более спасибо, что выискиваете и публикуете интересные прецеденты!
Уважаемый Сергей Валерьевич,
А про первый — вообще удивительно — врач говорит что опьянения нет, но суд верит не врачу, а ИДПС В этом деле не все так однозначно.
Как усматривается из материалов дела, 03 сентября 2017 года примерно в 08 час. 15 мин. на автодороге ..., Романова М.А., в нарушение пункта 2.7 Правил дорожного движения управляла транспортным средством ..., государственный регистрационный знак ..., находясь в состоянии алкогольного опьянения.
...
Наличие в выдыхаемом воздухе Романовой М.А. в 10 час. 13 мин. в размере 0,595 мг/л и в 14 час. 26 мин. в размере 0,20 мг/л алкоголя в выдыхаемом воздухе, в 14 час. 38 мин. 0,15 мг/л алкоголя в выдыхаемом воздухе допустимо на стадии выведения.Если медицинское освидетельствование проводилось более чем через шесть часов после остановки Романовой (более чем через четыре часа после освидетельствования, проводимого ИДПС), и первое измерение показало алкогольное опьянение, а второе уже было чуть ниже показателя, свидетельствующего об АО, то я бы на месте судов тоже бы верил ИДПС, а не Романовой. Однозначно полагаю, что она находилась в состоянии алкогольного опьянения, а ВС РФ освободил ее от ответственности по формальным основаниям.
https://www.youtube.com/watch?v=HPsT6XOejps
Уважаемый Евгений Викторович, не затруднит ли Вас назвать дату привлечения второго водителя по первой инстанции?
Есть кое какие соображения по этому поводу.
Заодно и развеять пессимизм адвокатов, прокомментировавших статью, можно будет.
Уважаемый Владимир Александрович, не затруднит!:) 13 февраля 2018 года.
Уважаемый Евгений Викторович, ну что же, вполне в теорию укладывается. А если во втором случае дату составления протокола бы знать, то вообще бы хорошо было.
Уважаемый Владимир Александрович, к сожалению, такая информация у меня отсутствует:).
Уважаемый Владимир Александрович,
А если во втором случае дату составления протокола бы знать, то вообще бы хорошо было.
Как усматривается из материалов дела, основанием для привлечения Малышева В.В. к административной ответственности, предусмотренной данной нормой, послужило то обстоятельство, что 7 января 2018 года в 05 часов 10 минут по адресу: Костромская область, г. Нерехта, пл. 30-летия Победы у дома N 1, он управлял транспортным средством «Форд Фокус», государственный регистрационный знак <...>, находясь в состоянии опьянения.
Постановление Верховного Суда РФ от 10.09.2018 N 87-АД18-9
Уважаемый Игорь Михайлович, благодарю за проявленный интерес и участие в дискуссии! И спасибо за то, что поправили меня относительно даты составления протокола!(handshake)
Уважаемый Евгений Викторович, да не за что. Это Вам спасибо за то, что обращаете наше внимание на интересную судебную практику!(handshake)
Уважаемый Евгений Викторович, может быть Вам будет интересно, какое неожиданное определение вынес Верховный суд по делу о незаконном увольнении ИДПС, якобы не вызвавшего скорую судье Иркутского областного суда, находящемуся в состоянии алкогольного опьянения.
Жевали-жевали 15 листов — в Москве теперь «рассмотрим».
Надо было вообще в Калининград — еще «беспристрастнее» бы было.:D
Бедный инспектор...
Уважаемый Игорь Михайлович, а Вам бы наверное хотелось — «все отменить, жалобы удовлетворить, восстановить на работе»?
Забыли, в какой стране живете?:)
Уважаемый Игорь Михайлович, ознакомился с определением и считаю его законным, обоснованным и справедливым!
Уважаемый Игорь Михайлович, прекращение за недоказанностью — нереабилитирующее основание.
Могли бы в первом случае и за отсутствием состава — все равно сроки вышли.
Мне вот только интересно — в/у сдавались и штрафы оплачивались при этом?
расчёт именно на нехватку у людей сил, возможностей и желания обращаться вплоть до ВС РФДа нет, расчет на юридическую неграмотность и он полностью оправдался.
Уважаемый Евгений Викторович, интересная и пугающая практика.
Страшно становится от осознания того куда мы катимся. Судьи закрывают глаза на ТАКИЕ процессуальные нарушения.(headbang)
Далеко не у каждого хватит сил и терпения идти в поисках справедливости до Верховного Суда. Видимо, на это всё и рассчитано.
Уважаемая Алёна Александровна, конечно, на «это все и рассчитано».
Но ведь в итоге довольны все, значит, «расчет» верен...
Уважаемая Алёна Александровна, спасибо за внимание к публикации! Вы абсолютно правы, что расчёт именно на нехватку у людей сил, возможностей и желания обращаться вплоть до ВС РФ. Часто сталкивался с ситуациями, в которых люди опускали руки и мы не подавали жалобу во вторую инстанцию!
Уважаемый Евгений Викторович, номер Постановления правильно указали? Что то не могу найти. Если не трудно прикрепите здесь. У меня похожее дело сейчас в апеляшке
Праворуб: Статья 12.8 КОАП РФ. Психотропы
Уважаемый Сергей Николаевич, вот ссылка http://vsrf.ru/stor_pdf.php?id=1695102 и http://vsrf.ru/stor_pdf.php?id=1675724
Уважаемый Евгений Викторович, спасибо за информацию. Печалька, если таковые нарушения замечает лишь ВС. Впрочем что есть, то и имеем.
Уважаемый Евгений Александрович, благодарю за проявленный интерес! Да, порой людям надо подавать жалобы вплоть до ВС РФ, чтобы доказать очевидные вещи!
Уважаемый Евгений Викторович, если «вещи очевидные», то разве надо кому то доказывать их очевидность...?
Уважаемый Владимир Александрович, как показывает практика, надо!:) В противном случае гражданин будет лишен специального права и ему будет назначен штраф.
Уважаемый Евгений Викторович, да ладно...
«Очевидные вещи» не доказываются. Исключительно потому, что они очевидные.
Да, порой людям надо подавать жалобы вплоть до ВС РФ, чтобы доказать очевидные вещи! Уважаемый Евгений Викторович, мне много раз приходилось подавать жалобы в Верховный Суд РФ, однако ни одну из них при очевидных нарушениях не удовлетворили.
Уважаемая Нажия Джафяровна, полностью соглашусь с Вами.
И мои жалобы при очевидных нарушениях не удовлетворялись.
Сейчас делаю «контрольный выстрел в голову» в Верховный Суд РФ на основании Определения Конституционного Суда РФ, признавшего, что арбитражными судами допущено! фундаментальное нарушение процессуальных норм заявителя. В пересмотре дела по новым обстоятельствам отказано, осталась жалоба в порядке надзорного производства. Получив по привычке отказ… В общем жду ответа из Верховного Суда РФ! :)
Уважаемый Евгений Викторович, как Вы считаете, видеозапись освидетельствования в наркологии также обязательна, или же все сводится к видеозаписи «дыхалки» в машине ГИБДД?