Сознаюсь — перед публикацией было у меня желание поместить продолжение моих заметок по проведению ОРМ «оперативный эксперимент» в закрытый раздел ресурса.

Это желание связано с тем, что я стал получать письма с просьбами от граждан, далеких от юриспруденции вообще, и оперативной работы, в частности, «слегка подредактировать» составленные ими жалобы на действия сотрудников полиции при проведении различных ОРМ.

Ознакомление с текстами жалоб вызывало у меня, примерно, такие же чувства, какие возникают у хирурга после осмотра больного, попытавшегося самостоятельно вырезать себе аппендицит глядя в  Руководство по неотложной хирургии органов брюшной полости...

Но, подумав, я решил быть последовательным — ну, не все же у нас такие отчаянные, полагающие, что они способны одномоментно постичь то, чему учатся пять лет в ВУЗе и всю жизнь — на практике...

Теперь, когда мы получили представление о некоторых особенностях проведения ОРМ «оперативный эксперимент», самое время разобраться в том, как лучше поступить адвокату, столкнувшемуся с ситуацией, когда его доверитель задержан именно в рамках данного ОРМ.
 
В качестве примера возьмем ситуацию, когда доверитель задержан при получении денег за то, что он обещал оперативному сотруднику, действовавшего под видом гражданина, пожелавшего стать, к примеру, помощником депутата Государственной Думы, посодействовать ему в этом полезном и весьма выгодном деле.
 
После задержания наш доверитель доставлен в УВД, где следователь возбуждает уголовное дело «по факту совершения» — на такое нарушение давно уже никто не обращает внимание – после чего, на основании ст. 91 УПК РФ, составляет протокол задержания на 48 часов.
 
Напомню – в данном случае ограничения в возбуждении уголовного дела, предусмотренные ч. 3 ст. 20 УПК РФ, в соответствие с которой преступления, предусмотренные ст.ст. 159-159.6. УК РФ, которые относятся к делам частно-публичного обвинения и возбуждаются не иначе, как по заявлению потерпевшего или его законного представителя, не действуют; законодатель сделал такой подарок только при совершении преступления «индивидуальным предпринимателем в связи с осуществлением им предпринимательской деятельности и (или) управлением принадлежащим ему имуществом, используемым в целях предпринимательской деятельности, либо если эти преступления совершены членом органа управления коммерческой организации в связи с осуществлением им полномочий по управлению организацией либо в связи с осуществлением коммерческой организацией предпринимательской или иной экономической деятельности, за исключением случаев, если преступлением причинен вред интересам государственного или муниципального унитарного предприятия, государственной корпорации, государственной компании, коммерческой организации с участием в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) государства или муниципального образования либо если предметом преступления явилось государственное или муниципальное имущество.
 
Сложность для адвоката заключается в том, что на данном этапе он не располагает какой-либо информацией, помогающей сформулировать линию защиты; материалы «оперативного эксперимента» пока засекречены, а именно они и являются основными доказательствами по делу.
 
Поэтому, все, что мы можем получить на законном основании, только те материалы, которые следователь понесет в суд при рассмотрении его ходатайства об избрании меры пресечения в виде содержания под стражей.
 
Ну, а если в качестве меры пресечения будет избрана подписка о невыезде и надлежащем поведении – спросите вы – где тогда брать исходный материал для формирования линии защиты?
 
При достаточно низкой вероятности развития событий по этому сценарию, рассмотрим и его: у нас, во-первых, протокол допроса нашего доверителя; во-вторых, протокол очной ставки, проводимой между нашим доверителем-подзащитным и оперативным сотрудником, которому он так опрометчиво доверился; в-третьих, объяснение нашего доверителя, которое мы получим от него в порядке п. 3 ч. 1 ст. 6 ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации».
О содержании этого объяснения мы поговорим чуть позже, а пока усложним себе задачу, приблизив ее к условиям «максимально боевым».
 
Допустим, Вы приняли на себя защиту доверителя, когда он уже дал признательные показания следователю, при этом присутствовал персонаж, явно по недосмотру получивший статус адвоката, т.е., из той категории, для которой работа по ст. 51 УПК РФ является единственным источником заработка, соответственно, являющимся к следователю по его «первому свистку» и готовому пуститься во все тяжкие, чтобы его вновь пригласили делать вид, что он кого-то защищает.
 
Единственный путь, в данном случае, это доказать нарушения, которые были допущены при проведении первоначальных следственных действиях, а сделать это можно, в том числе, и опросив доверителя об обстоятельствах его задержания и проведении с ними первоначальных следственных действий.
 
Не путать с объяснением, которое мы берем «для себя», уже об обстоятельствах, предшествующих задержанию доверителя.
 
При этом, мы стараемся не касаться причин задержания, отделавшись лишь общими фразами – «как мне объяснили, я был задержан по подозрению…», и подобными нейтральными формулировками.
 
Очень полезно подготовить от имени доверителя заявление на имя следователя об отказе от всех, ранее данных показаний изобличающего характера с указанием причины – действий приглашенного следователем адвоката, противоречащие интересам доверителя.
 
Кроме того наш доверитель сообщает следователю, что он отказывается от дачи каких-либо показаний и от участия в следственных действий с его участием, за исключением ознакомлением постановлений о назначении экспертиз, результатами проведенных экспертиз, ну, и естественно ознакомлением с материалами дела на стадии ст. 217 УПК РФ.
 
А когда же, когда мы начнем обсуждать оперативный эксперимент? – спросят самые нетерпеливые из моих коллег.
 
Спокойно – отвечу я – если не сделать самого необходимого до того, как мы начнем знакомиться с рассекреченными материалами ОРМ, ознакомление с ними будет носить исключительно познавательный характер, не имея никакого прикладного значения.
 
Наше дело, до того, как материалы будут представлены нам ознакомление, подготовить почву для того, чтобы, пусть и не превратить их  в груду никому не интересной макулатуры, но сделать так, чтобы они не могли причинить нашему доверителю существенного вреда.
 
Так, очень полезным будет получить распечатку телефонных переговоров за период, начало которого приходится на начало контактов с оперативником, выступившим под прикрытием.
Это нужно, хотя бы, для того, чтобы потом, сравнивая дату на постановлении о проведении ОРМ «оперативный эксперимент» с датой начала звонков с указанного в документах номера телефона, определить, когда же, де-факто, этот эксперимент начался.
 
Когда же приходит очередь знакомиться с материалами дела, руководствуемся общим правилом: никогда не подписывать протокол об ознакомлении с материалами дела, даже, если следователь любезно сделает копии со всех его томов, до того момента, пока действительно с ним не ознакомитесь и не подготовите к предварительному слушанию необходимое количество ходатайств и жалоб, согласно выработанной линии защиты.
 
Ознакомление с документами, относящимися к проведенному ОРМ «оперативный эксперимент» требует самого тщательного внимания – мелочей здесь не бывает.
 
Проведению оперативного эксперимента может предшествовать, например, рапорт об обнаружении признаков преступления составленным должностным лицом органа, осуществляющего ОРД, в соответствии со статьей 143 УПК РФ.
 
На основании рапорта руководителем органа, осуществляющего ОРД, выносится постановление о проведении ОРМ «оперативный эксперимент».
 
Поскольку наши правоохранители, хотя и с трудом, но начинают чему-то учиться, постановления о проведении оперативного эксперимента утверждаются именно должностными лицами, уполномоченными на то ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» и Инструкцией  «О порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд» (Приказ МВД РФ № 776 от 27 сентября 2013 года).
 
Для более точной идентификации должностного лица, утвердившего постановление о проведении ОРМ «оперативный эксперимент»), настоятельно рекомендую изучить Приказ от 19 июня 2012 г. № 608 МВД РФ «О некоторых вопросах организации оперативно-розыскной деятельности в системе МВД России».
 
Так, данным Приказом установлено, что в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации  к оперативно-розыскной деятельности допускаются по должности:
— В центральном аппарате МВД России — Министр внутренних дел Российской Федерации и его заместители, ответственные за деятельность оперативных подразделений; начальники Главного управления уголовного розыска, Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции, Главного управления по противодействию экстремизму, Главного управления собственной безопасности, Главного управления на транспорте, Национального центрального бюро Интерпола, Управления по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите, Управления оперативно-разыскной информации МВД России и их заместители.
— В территориальных органах МВД России
Начальники территориальных органов МВД России и их заместители, ответственные за деятельность подразделений, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также заместители начальников полиции по оперативной работе.
 
Начальники подразделений уголовного розыска, экономической безопасности и противодействия коррупции, по борьбе с преступными посягательствами на грузы, собственной безопасности, оперативно-разыскной информации, по противодействию экстремизму, по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите, бюро специальных технических мероприятий, оперативно-поисковых бюро, межрегиональных оперативно-разыскных подразделений, оперативно-разыскных частей территориальных органов МВД России
Начальники отделов (отделений, пунктов) полиции в составе территориальных органов МВД России на межрегиональном и районном уровнях и их заместители, ответственные за деятельность подразделений, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. 
Отсюда вывод: никакое иное должностное лицо, кроме перечисленных в данном Приказе, например, зам.начальника УВД по тылу, не вправе утверждать постановления о проведении ОРМ.
 
Следующий документ, который должен нас заинтересовать – постановление о рассекречивании, а именно что, что следует после слова «Установил»:  когда, где и какое оперативно-розыскное мероприятие проводилось и какие получены результаты, для каких целей проводилось оперативно-розыскное мероприятие, когда и кем оно санкционировалось, наличие судебного решения о его проведении, основания рассекречивания сведений, составляющих государственную тайну, и их носителей.
 
Вот именно, какие результаты были получены в процессе оперативного эксперимента, и представляет для нас интерес.
Попутно вспоминаем п. 20 Инструкции  «О порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд»: «Результаты ОРД, представляемые для использования в доказывании по уголовным делам, должны позволять формировать доказательства, удовлетворяющие требованиям уголовно-процессуального законодательства, предъявляемым к доказательствам в целом, к соответствующим видам доказательств; содержать сведения, имеющие значение для установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу, указания на ОРМ, при проведении которых получены предполагаемые доказательства, а также данные, позволяющие проверить в условиях уголовного судопроизводства доказательства, сформированные на их основе».Проще говоря, нам необходимо определить – соответствуют ли представленные материалы требованиям законности их получения, относимости и допустимости.
Например, в моей практике были случаи, когда, согласно датам видеофайлов, они были сделаны за несколько лет до проведения ОРМ…
 
О том, на что должен обратить внимание защитник при оценке материалов, представленных в виде аудио и видеоматериалов, я расскажу в следующий раз.

Автор публикации

Адвокат Николаев Андрей Юрьевич
Королев, Россия
Адвокат, руководитель Центра судебных экспертиз при ГРА.
Специализация: уголовные дела в сфере экономики, корпоративное право, защита прав потребителей.

Да 26 26

Ваши голоса очень важны и позволяют выявлять действительно полезные материалы, интересные широкому кругу профессионалов. При этом бесполезные или откровенно рекламные тексты будут скрываться от посетителей и поисковых систем (Яндекс, Google и т.п.).

Участники дискуссии: d335n987, Николаев Андрей, Морохин Иван, Стрижак Андрей, rudkovskaya, Plohich, natela45, steeler1975, velucha33, givenchy35, Шарапов Олег, adv-sla, Климушкин Владислав
  • 17 Августа 2014, 19:34 #

    Андрей Юрьевич, огромное спасибо за  очень полезную и долгожданную публикацию!

    +3
  • 17 Августа 2014, 20:10 #

    хоть и лениво былоСамое главное, Андрей Юрьевич, Вы преодолели ее!

    У нас все  постановления выносят опера, а в постановлениях в части «Установил» указывают только то, что в действиях лица содержатся признаки состава преступления, предусмотренного такой-то статьей УК РФ.

    +3
  • 17 Августа 2014, 22:03 #

    А в соответствии с  приказом МВД РФ № 776 от 27 сентября 2013 года все постановления   выносятся руководителем  органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность.

    +2
    • 18 Августа 2014, 14:32 #

      Ага… выносятся — кто их читает-то, приказы эти:) Готовит текст постановления опер — так повелось еще с тех пор, когда оформление таких ОРМ шло под грифом «сов.секретно» и имели они несколько иной порядок оформления… А вот подписывает (чаще — не вникая в суть), именно должностное лицо, указанное в упомянутом Вами Приказе.

      +3
      • 18 Августа 2014, 18:40 #

        Андрей Юрьевич, но ведь, если постановление вынесено и подписано оперативным работником, хотя и утверждено надлежащим лицом, это является нарушением  , влекущим  признание доказательств недопустимыми. Или я ошибаюсь?

        +2
        • 18 Августа 2014, 19:02 #

          Уважаемая Нажия Джафяровна, подписывает, разумеется, руководитель, а текст для него сочиняет опер — вот и получается, что руководитель, бывает, подписывает полную ахинею:) Каюсь — увлекшись тем, чем сам занимался когда-то, ушел в сторону от четкости формулировок, принятой среди адвокатов — начал излагать, как опер, которым, по сути и остался:)

          +2
          • 20 Августа 2014, 22:06 #

            У нас в Питере опера из ГУ МВД по СЗФО насочинялись ахинеи, парашюты золотые выписали себе  по этой ахинее  («особы заслуги») порядка 19 млн казенных денег… Беда в том. что судьи (я про Санкт-Петербург)  чихать хотели на все подобные изыски адвокатов о незаконности ОРМ (ахинеи)…  Как сказала мне один  районный судья: «Это шушера, а не полицейские, я с Вами согласен… Только вот не нам с Вами решать, служить им или нет… » Страшно, что и Верховный Суд (до 06.08.2014) их (оперов Питерских) в этой ахинее  поддерживал: по мнению ВС РФ финансировать ОРМ можно за счет личных средств, и это не коррупция… А адвокат (это я) ведет себя некрасиво и с камнем за пазухой, приготовленным Президиуму Санкт-Петербургского городского суда,  ходит в Верховный Суд РФ…Ситуация  с финансированием ОРМ за счет бюджета настолько плоха, что оперативники и финансируют ОРМ на свои кровные… Грустно!

            +2
          • 21 Августа 2014, 14:37 #

            подписывает, разумеется, руководитель, а текст для него сочиняет опер — вот и получается, что руководитель, бывает, подписывает полную ахинеюА это нам «на руку», Андрей Юрьевич.

            +1
  • 18 Августа 2014, 05:26 #

    Уважаемый Андрей Юрьевич, спасибо за отличную статью, которая будет безусловно полезна, особенно тем коллегам, кто не имеет опыта службы в оперативных или следственных подразделениях, и не знает всю эту «кухню» изнутри. 

    Ну а что касается: 
    стал получать письма с просьбами от граждан, далеких от юриспруденции вообще, и оперативной работы, в частности, «слегка подредактировать» составленные ими жалобыто к этому нужно относиться философски — страсть к халяве в наших людях неистребима. Можно например тонко настраивать «антиспам фильтры» в своей почтовой программе, присваивать таким письмам специальные метки, отводить для них специальные каталоги IMAP и т.п. ;)

    +10
  • 18 Августа 2014, 13:30 #

    Познавательная публикация. Недопущение ошибок на начальной стадии работы, а также исправление допущенных, может направить дело по нужному пути.

    +6
  • 18 Августа 2014, 13:45 #

    Уважаемый Андрей Юрьевич, какая шикарная инструкция, на одном дыхании прочла.

    Однако у Вас теперь этих «халявщиков» наверно еще прибавится. (giggle)

    +7
  • 18 Августа 2014, 16:10 #

    А у нас уже опера давно не пишут рапортов чтобы обосновать проведение орм, нашли " ФИШКУ"  получше. Просто пишут " рассмотрев материалы ДОУ, и все, вот оно веское основание. А материалы ДОУ секретные, никому не покажем!!!

    +4
  • 18 Августа 2014, 16:23 #

    Уважаемые адвокаты! Прошу небольшую консультацию по теме.
     
    В деле присутствуют след. документы:

    1. Постановление о рассекречивании сведений — исх. 1253 от   05.08
    2. Постановление о представлении результатов  - исх. 1254 от   05.08

    3. Постановление о проведении ОРМ  «ПЗ» — исх.1390 с от   04.08

    Может ли данный факт свидетельствовать о том, что на момент начала проведения ПЗ данного постановления о проведении вообще не существовало...
    Для меня сейчас этот вопрос очень актуален. Благодарю всех, кто ответит...

    +1
    • 18 Августа 2014, 16:44 #

      Уважаемая Светлана Федоровна, игры с исходящими малоперспективны. Ну в торопях зарегили вначале одно, потом другое… для суда слабенько. 

      +3
    • 19 Августа 2014, 05:42 #

      Уважаемая Светлана Федоровна, ОРМ ПЗ зарегистрировано в другом журнале, об этом говорит буква С.
      Регистрация несекретных и секретных материалов в одном журнале невозможна.

      +4
      • 19 Августа 2014, 05:58 #

        Уважаемый Олег Александрович, в «яблочко»!

        +3
      • 19 Августа 2014, 12:32 #

        Уважаемый Олег Александрович, я это предпологала...

        Однако меня смутил один факт. В деле имеются материалы еще по одной закупке (по ней — оправдали). Так вот там: 850 с, 857, 860 — соответственно, и это ввело меня в заблуждение. 
        Спасибо за разъяснение

        0
      • 20 Августа 2014, 22:17 #

        У нас в Санкт-Петербурге уже порядка 10 лет  не регистрируют… Никаких номеров и букв «С».:)

        +1
  • 18 Августа 2014, 16:50 #

    Уважаемый Андрей Юрьевич, в случае избрания меры пресечения в виде заключения под стражу, судья почти в 100 процентах требует весь материал ОРД, так как фактически, на своем уровне, рассматривает наличие доказательственной базы. Осмотр ПТП и пр. история долгая и кропотливая, поэтому меморандумы Вы по-любому найдете в материале ходатайтсва в суд.  «Проведению оперативного эксперимента может предшествовать, например, рапорт об обнаружении признаков преступления составленным должностным лицом органа, осуществляющего ОРД, в соответствии со статьей 143 УПК РФ» — несколько, имхо, спорно, так как признаки преступления обнаруживаются уже после проведения ОРМ «ОЭ». По этой логике, оперативное подразделение уже не вправе проводить ОРМ без соотвествующего поручения следователя.

    +4
    • 18 Августа 2014, 17:01 #

      1. Не помню, когда видел, среди материалов представляемых следователем в суд при избрании меры пресечения материалы ОРМ.
      2. Настоятельно советую: «учите матчасть». Для начала — ст.7 ФЗ «Об ОРД», и Вы легко убедитесь, что возбужденное уголовное дело является всего лишь одним из оснований для проведения ОРМ.

      +2
      • 18 Августа 2014, 18:34 #

        Уважаемый Андрей Юрьевич, Вы меня удивили… И так, начну… с азов. 
        ↓ Читать полностью ↓
        В соответствии со ст. 140 УПК РФ поводами для возбуждения уголовного дела служит, в том числе, сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников. 
        В соответствии со ст. 143 УПК РФ, озаглавленной «Рапорт об обнаружении признаков преступления»: Сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников, чем указанные в статьях 141 и 142 настоящего Кодекса, принимается лицом, получившим данное сообщение, о чем составляется рапорт об обнаружении признаков преступления.
        В соответствии с ч.1 ст. 144 УПК РФ, при проверке сообщения о преступлении дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа вправе давать органу дознания обязательное для исполнения письменное поручение о проведении оперативно-розыскных мероприятий.
        Таким образом, очевидно, что с момента подачи рапорта об обнаружении признаков преступления, таковой регистрируется и начинается проверка в порядке ст.ст. 144, 145 УПК РФ, в ходе которой все ОРМ производятся ТОЛЬКО ПО ПОРУЧЕНИЮ лица, проводящего данную проверку.
        Лицо, проводящее проверку, дает поручение о производстве ОРМ, направленных на достижение результатов, то есть установления конкретных интересующих следствие фактов. Вместе  стем, указанное лицо не вправе указывать оперативным подразделениям какие именно ОРМ необходимо проводить для установления искомых фактов, так как это уже область исключительной компетенции оперативных подразделений. 
        Упоминаемый Вами "… рапорт об обнаружении признаков преступления составленный должностным лицом органа, осуществляющего ОРД, в соответствии со статьей 143 УПК РФ, проведению оперативного эксперимента (по Вашему мнению) предшествующий", это нонсенс, так как проведению оперативного эксперимента предшествует постановление о проведении оперативного эксперимента, а уже на основании результатов оного, закрепленного в справке, справке меморандуме, и т.п., руководитель оперативного подразделения постановлением о представлении результатов ОРД органам дознания, следствия и т.п. передает «наработанный фарш» в соотвествующие органы. В постановлении о представлении результатов ОРД содержится и предварительная правовая оценка выявленного в ходе оперативного эксперимента деяния. 
        Далее, ЛИЦОМ, ПРОИЗВОДЯЩИМ ПРОВЕРКУ В ПОРЯДКЕ СТ.СТ, 144, 145 УПК РФ подается рапорт об обнаружении признаков преступления. НАЧИНАЕТСЯ ПРОВЕРКА.
        ЕЩЕ РАЗ ПОВТОРЯЮ, ДАЖЕ В СЛУЧАЕ, если сотрудники оперативного подразделения или его руководитель по безграмотности вынесет рапорт об обнаружении признаков преступления, его следующее действие — это передача материалов в соотвествующий орган дознания или следствия. Далее все ОРМ — только по поручению следователя! 
        На моей памяти множественные примеры «обвалов» в судах результатов ОРМ, которые проводились по инерции, после передачи материалов в следствие, но уже без поручения следователя. Более подробную критику Вашего комментария я изложу завтра. Имхо, по мнению моей матчасти Вы поторопились. «Чем кумушек считать трудиться, Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?» Ей Мишка отвечал.
        P.S. Еще раз вдумайтесь в свою фразу: «Проведению оперативного эксперимента может предшествовать, например, рапорт об обнаружении признаков преступления составленным должностным лицом органа, осуществляющего ОРД, в соответствии со статьей 143 УПК РФ.»
         ОПЕР НЕ РУКОВОДСТВУЕТСЯ УПК РФ! ЭТО НЕ ЕГО КУХНЯ! УШИ НЕ РЕЖЕТ — РАПОРТ ОПЕРА В ПОРЯДКЕ УПК? МОЖЕТ В ПОРЯДКЕ ФЗ об ОРД? ЭТО  ЗВУЧИТ ПРИМЕРНО ТАКЖЕ, КАК ЕСЛИ БЫ СЛЕДОВАТЕЛЬ, ВЫНОСЯ ПОРУЧЕНИЕ О ПРОИЗВОДСТВЕ ОРМ ССЫЛАЛСЯ БЫ НЕ НА СТ. УПК РФ, а на ФЗ об ОРД! На моей памяти еще Генпрокуратура в 2004 году издевалась над подобной ситуацией и вытравила ее на местах к началу 2005. Результаты ОРД, полученные после таких рапортов — НИЧТОЖНЫ, так как после такового рапорта весь материал должен быть отправлен потребителю — следствию.
        В соотвествии со ст. 7 ФЗ об ОРД Основаниями для проведения оперативно-розыскных мероприятий являются: в том числе, являются  ставшие известными органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, сведения о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.
        Так вот, как только положительные результаты от ОРМ ОЭ получены и переданы следствию постановлением о представлении результатов ОРД — уже появляются достаточные данные для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. ИМХО ВОПРОС ИСЧЕРПАН. 

        +3
        • 18 Августа 2014, 18:59 #

          После столь пространного выступления очень к месту была бы ссылка на соответствующее судебное решение:
          На моей памяти множественные примеры «обвалов» в судах результатов ОРМ, которые проводились по инерции, после передачи материалов в следствиеА теперь, пример из жизни (тандем УВД ЦАО — Таганский суд). ОРМ «оперативный эксперимент» проводилось с ноября по декабрь 13-го года, основание — рапорт, т.е., :
          Ставшие известными органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, сведения о:
          1) признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.
          В декабре, после задержания фигурантов, возбуждается уголовное дело. При избрании меры пресечения материалы ОРМ в суд не представлялись, все это прошло Мосгорсуд (апелляция и кассация).
          Это уже не теоретизирование на тему — это жизнь.

          +3
          • 18 Августа 2014, 19:09 #

            Уважаемый Андрей Юрьевич, основанием для производства ОРМ ОЭ является  постановление, утвержденное руководителем органа, осуществляющего оперативно — розыскную деятельность. Это — закон. Вероятно в Сибири законность более распространенное явление:). Так что по поводу матчасти, которую Вы призвали меня учить? А?:)
            .

            +2
            • 18 Августа 2014, 19:34 #

              Да ну? А я-то, по наивности своей, полагал, что ведомственные инструкции являются подзаконным актом, а основания для проведения ОРМ, и «оперативного эксперимента», в частности, приведены в уже упоминавшейся ст.7 ФЗ «Об ОРД». Да, в этом отношении в Сибири народ, в Вашем лице, более продвинут — Инструкция, ставшая Законом, это сильно!(giggle) 

              +2
              • 18 Августа 2014, 19:40 #

                Уважаемый Андрей Юрьевич, не могу Вас понять? Я ссылаюсь на Закон, а Вы почему-то упоминаете Инструкцию? В моих комментариях она (Инструкция о представлении результатов ОРД) вообще не упоминается. Присмотритесь внимательнее. Я так понимаю, что Вы не можете ответить на мой вопрос. Вероятно Вы приняли за Инструкцию упоминавшийся мною УПК РФ…В Сибири Закон — это Закон, Инструкция — это Инструкция. Если найдёте в моих комментариях «Инструкцию» (регулирующую проведение ОРМ «ОЭ») — дайте знать, ОК?

                +3
                • 04 Сентября 2014, 21:24 #

                  Уважаемый Константин Сергеевич, поясните дураку. Меня как-то учили, что «наука в щёлочку подглядывать» (суть, ОРМ) — это противозаконная деятельность и нужно специально постараться, чтоб это «реализовать в качестве доказательств в уголовном процессе». В связи с этим: Какая разница, когда мы в щёлочку подглядываем, до ВУД, после ВУД, в процессе сопровождения в суде, в процессе сопровождения после суда (при внутрикамерныйх разработках)? Неужели всегда нужно бежать к следователю?

                  +1
            • 18 Августа 2014, 23:11 #

              Уважаемый Константин Сергеевич, думаю Вы правы, т.к. без данного постановления  (ст.8 закона об ОРД) в последнее время  ВС признает ОРМ  и все доказательства обвинения  -  неправомерными.

              Однако возникает вопрос: «На основании чего выносится данное постановление?». Думаю, что на основании рапорта о признаках....(ст.7 закона об ОРД

              +1
              • 19 Августа 2014, 03:58 #

                Уважаемая Светлана Федоровна, проведите следующий эксперимент. Выделите текст ст. 7 ФЗ об ОРД.Перенесите в новый документ MW. Используя опцию поиска попытайтесь найти там слово «рапорт». Даже мегамощный ПК его там не найдет. Мораль — ОРД — это ОРД. Уважаемый А.Ю. пишет о РАПОРТЕ ОБ ОБНАРУЖЕНИИ ПРИЗНАКОВ ПРЕСТУПЛЕНИЯ, ВЫНЕСЕННОМ ОПЕРАТИВНЫМ РАБОТНИКОМ В ПОРЯДКЕ ст. 143 УПК РФ. УПК РФ здесь не причем! ОН производство ОРД не регламентирует!!! В свою очередь следователь не ссылается в выносимых им постановлениях и поручениях на ФЗ об ОРД. У каждого своя кухня.

                +3
                • 19 Августа 2014, 12:50 #

                  «Однако возникает вопрос: «На основании чего выносится данное постановление?». Думаю, что на основании рапорта о признаках....(ст.7 закона об ОРД)»

                  Вопрос в том, на основании чего все-таки выносится постановление о проведении ОРМ

                  0
          • 18 Августа 2014, 19:15 #

            Уважаемый Андрей Юрьевич, и можно, кстати, попросить выложить, копию Вашего ходатайства по поводу недопустимости такого доказательства, как осмотр результатов ОРД, в связи с тем, что первоисточник, т.е. сами результаты ОРМ «ОЭ» получены с нарушением ФЗ «Об ОРД», то есть без наличия постановления, а только по рапорту? Было бы интересно увидеть реакцию правоохранительных органов на это ходатайство.

            +3
        • 19 Августа 2014, 06:02 #

          В соответствии с ч.1 ст. 144 УПК РФ, при проверке сообщения о преступлении дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа вправе давать органу дознания обязательное для исполнения письменное поручение о проведении оперативно-розыскных мероприятий.ДА.
          Таким образом, очевидно, что с момента подачи рапорта об обнаружении признаков преступления, таковой регистрируется и начинается проверка в порядке ст.ст. 144, 145 УПК РФ, в ходе которой все ОРМ производятся ТОЛЬКО ПО ПОРУЧЕНИЮ лица, проводящего данную проверку.Нет.
          Ст. 157 ч.4 УПК РФ — Да.
          То есть только по уже возбужденному у.д.нельзя проводить ОРМ без согласия следователя.
          ИМХО. Тема малоисчерпаема(handshake)



          +4
          • 19 Августа 2014, 13:07 #

            Уважаемый Олег Александрович, пожалуйста, разъясните ситуацию:

             В процессе допроса подозреваемого в качестве свидетеля тот сообщает у кого приобрел н/ср. Должен ли следователь зарегистрировать данное сообщение в КУСП? Ведь по сути это является сообщением о преступлении...
            Большое спасибо

            0
            • 19 Августа 2014, 15:16 #

              Так в каком качестве его допросили?
              В случае, если допрашиваемое лицо сообщает еще о каком-либо преступлении, в соответствии с п.56 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации предоставления государственной услуги по приему, регистрации и разрешению в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений, сообщений и иной информации о преступлениях, утвержденном Приказом МВД России от 01.03.2012 N 140, следователь обязан оформить  сообщение о совершенном преступлении рапортом и приступить к проверке либо направить по подследственности.
              В ФСКН, вероятно, есть аналогичные приказы.

              +2
              • 19 Августа 2014, 15:51 #

                Спасибо. Есть: Приложение
                к Приказу ФСКН России
                от 09.03.2006 N 75

                ИНСТРУКЦИЯ
                О ПОРЯДКЕ ОРГАНИЗАЦИИ ПРИЕМА, РЕГИСТРАЦИИ И ПРОВЕРКИ
                В ОРГАНАХ ПО КОНТРОЛЮ ЗА ОБОРОТОМ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ
                И ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ СООБЩЕНИЙ О ПРЕСТУПЛЕНИЯХ

                Продолжу в ветке «Осмотр результатов ОРМ»

                +1
          • 19 Августа 2014, 19:31 #

            Уважаемый Олег Александрович, как и писал выше, сегодня продолжу изложение своих доводов. С ч.4 ст. 157 УПК РФ Вы меня опередили — именно с неё я и хотел продолжить. Задаю вопрос. Возможно существование в материале ОРД и в материале предварительной проверки двух рапортов об обнраужении признаков одного и того же престпуления (т.е. рапорта опера и рапорта следователя)? Имхо-нет. кроме того, разве орган ОРД, может одновременно проводить ОРД и при этом же разрешать в материал в порядке ст.ст. 144, 145 УПК РФ? Имхо-нет. Согласно Ст. 7 ФЗ об ОРД основаниями для проведения ОРМ  являются ставшие известными органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, сведения о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. Таким образом, как только вынесено постановление о представлении результатов ОРД, в котором руководитель оперативного органа констатирует, что им собраны фактические данные, указывающие на конкретное преступление, и, направляет их для решения вопроса о возбуждении уголовного дела, ОРМ прекращаются до поручения следователя о их проведении. Между 157 УПК и 7 ФЗ об ОРД существует имхо коллизия, так как УПК не может регулировать ОРДшную кухню. Есть у меня еще в запасе 3-4 довода, но хочу спросить — Вы согласны с тем, что рапорт об обнаружении признаков преступления в порядке ст. 143 УПК РФ, вынесенный оперативником, никак не должен предворять постановление о проведении ОРМ «ОЭ»?:)

            +2
            • 20 Августа 2014, 02:16 #

              Имхо-нет. кроме того, разве орган ОРД, может одновременно проводить ОРД и при этом же разрешать в материал в порядке ст.ст. 144, 145 УПК РФ? А кто запретил? Это обязанность органа дознания: разрешить материал, в том числе проводить ОРМ с целью полного документирования.
              как только вынесено постановление о представлении результатов ОРД, в котором руководитель оперативного органа констатирует, что им собраны фактические данные, указывающие на конкретное преступление, и, направляет их для решения вопроса о возбуждении уголовного дела, ОРМ прекращаются до поручения следователя о их проведенииА из чего это следует? Пока следствие будет раскачиваться, опера будут терять доказательства?
              Вы согласны с тем, что рапорт об обнаружении признаков преступления в порядке ст. 143 УПК РФ, вынесенный оперативником, никак не должен предворять постановление о проведении ОРМ «ОЭ»? Полностью согласен. Сначала ОРМ, потом фиксация, в том числе написание рапорта.


              +3
            • 20 Августа 2014, 22:26 #

              На практике не предворяет…

              0
              • 21 Августа 2014, 04:02 #

                Уважаемая Людмила Анатольевна, на моей практике уже с 2005 -го года не предворяет. Здесь необходимо учитывать различные подходы в разных регионах. В КО ОРД достаточно «разжеванный продукт», да и местная судебная практика рассмитриавет ОРМ «ОЭ» скорее как провокацию в свете пленума по взяткам. То, что где-то существуют безграмотные оперативники вовсе не свидетельствует о том, что так должно быть. Это лишь говорит о том, что местная прокуратура укомплектована в части надзора за ОРД никудышными кадрами.

                +2
                • 25 Августа 2014, 10:18 #

                  Только вот эти никудышные из районного уровня на федеральный перешли… Чайка приехал к нам на Северо-Запад, пожурил их за то, что прокуроры из управления ГП по СЗФО свои справки составляют, не выходя из кабинетов…

                  +1
          • 04 Сентября 2014, 21:29 #

            Ст. 157 ч.4 УПК РФ — Да.
            То есть только по уже возбужденному у.д.нельзя проводить ОРМ без согласия следователя.

            Да когда хочу, тогда и «подглядываю в щёлочку за гражданами». Они-то этого не знают. Я ж действую ТАЙНО. А повод и оправдания всегда найду, мол, были данные о другом преступлении. Это тупиковый путь. Надо прямо говорить: 
            Либо тайное изучение и подглядывание запрещено, либо можно это делать, либо это допустимо под контролем какого-либо органа по определённым правилам. (У нас второй вариант, можно тайно лезть в жизнь граждан, просто это прикрывается слегка благородным соусом, но он вкус дерьма не отбивает).

            +2
  • 19 Августа 2014, 00:33 #

    Очень жду следующую публикацию. А за эту спасибо!

    +1
  • 19 Августа 2014, 01:18 #

    Уважаемый Андрей Юрьевич, спасибо за то, что побороли лень :) Вроде бы описали все известные мне моменты, но… статья очень понравилась. Коротко, актуально и понятно. Добавлю в избранное и буду ждать продолжения. Жаль, что могу поставить только один плюс. (Y)

    +3
  • 04 Сентября 2014, 21:29 #

    Уважаемый Андрей Юрьевич, Ну вы, блин, даёте! Пора докторскую писать.

    +2

Да 26 26

Ваши голоса очень важны и позволяют выявлять действительно полезные материалы, интересные широкому кругу профессионалов. При этом бесполезные или откровенно рекламные тексты будут скрываться от посетителей и поисковых систем (Яндекс, Google и т.п.).

Для комментирования необходимо Авторизоваться или Зарегистрироваться

Ваши персональные заметки к публикации (видны только вам)

Рейтинг публикации: «Оперативный эксперимент. Приступаем к изучению материалов.» 4 звезд из 5 на основе 26 оценок.
Адвокат Фищук Александр Алексеевич
Краснодар, Россия
+7 (932) 000-0911
Персональная консультация
Юридическая помощь, защита интересов и консалтинг высокого уровня в любом регионе РФ
https://fishchuk.pravorub.ru/
Адвокат Морохин Иван Николаевич
Кемерово, Россия
+7 (923) 538-8302
Персональная консультация
Сложные гражданские, уголовные и административные дела экономической направленности.
Дорого, но качественно. Все встречи и консультации, в т.ч. дистанционные только по предварительной записи.
https://morokhin.pravorub.ru/

Похожие публикации

Продвигаемые публикации