В предбанкротных ситуациях через эти «двойники» выводят имущество, в обычных — идет «обналичка», осваивают безвозвратно бюджетные деньги, и прочее разное, незаконное и противоправное, действо происходит.
Я даже для себя ввела правило. Только ко мне обратились, сразу – полный мониторинг фирм с одинаковыми названиями (начиная от учредителей, их имущественного положения и личностных характеристик, до того же в отношении директоров, членов правления, их жён и детей). Ну и, конечно же, эта бесконечная «аффилированность». А когда это обширная сеть взаимосвязей установлена – анализ всех и вся! Бывает, весь конгломерат соучастников — как родные.
И всегда хотелось запрета на одинаковые названия, прямого и недвусмысленного, да так, чтобы прямо в ГК.
И вот не так давно произошло очень интересное, на мой взгляд, событие.
Думаю, оно будет иметь «отрицательные для фирм — «двойников», последствия.
Президиум Суда по интеллектуальным правам Постановлением от 21.03.2014 N СП-21/2 утвердил Справку по вопросам недобросовестного поведения, в том числе конкуренции, по приобретению и использованию средств индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий.
В соответствии с п. 1 ст. 1473 ГК РФ юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, выступает в гражданском обороте под своим фирменным наименованием, которое определяется в его учредительных документах и включается в единый государственный реестр юридических лиц при государственной регистрации юридического лица. Таким образом, к средствам индивидуализации юридических лиц относится «фирменным наименование».
Так вот, согласно п. 1 указанной Справки :
При рассмотрении дел, касающихся средств индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, включая дела об оспаривании решений федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности, суды нижестоящих инстанций вправе применить на основании фактических обстоятельств дела п. п. 1 и 2 ст. 10 ГК РФ и (или) параграфы 2 и 3 ст. 10.bis Конвенции по охране промышленной собственности (заключена в Париже 20.03.1983, подписана СССР 12.10.1967) (Парижская конвенция) по собственной инициативе, в том числе, при отсутствии заявлений лиц, участвующих в деле, сделанных в ходе судебного разбирательства.Кассационный суд, в соответствии со Справкой, начав рассматривать дело, и усмотрев, что
«по материалам дела возможна квалификация поведения одного из участников спора в качестве недобросовестного на основании ст. 10 ГК РФ и (или) ст. 10.bis Парижской конвенции, но соответствующие обстоятельства не были исследованы нижестоящими судами, что, например, обусловлено отсутствием заявлений сторон спора по вопросу о недобросовестности», может, отменить или изменить решение суда первой инстанции и (или) постановление суда апелляционной инстанции полностью или в части и направить дело на новое рассмотрение в соответствующий арбитражный суд, решение, постановление которого отменено или изменено (п. 3 ч. 1 ст. 287, ч. 2 ст. 288 АПК РФ).
Правда, при этом он должен получить объяснения сторон по данному вопросу.
Т.е. ходе судебного заседания, судья спрашивает представителя юридического лица – «а не считаете ли вы, что использование другим юридическим лицом, принимающим участие в рассмотрении данного спора, вашим противником, такого же наименования как у вашего ООО (ЗАО, ОАО) приводит к нарушению индивидуализации вашего юридического лица?».
Что бы ответили в такой ситуации, когда речь идет о вашем процессуальном противнике.
«Уважаемый Суд, конечно, считаю»
А Парижская конвенция в части п. 2 и п. 3 говорит о том, что
Актом недобросовестной конкуренции считается всякий акт конкуренции, противоречащий честным обычаям в промышленных и торговых делах. В частности, подлежат запрету:
1) все действия, способные каким бы то ни было способом вызвать смешение в отношении предприятия, продуктов или промышленной или торговой деятельности конкурента;
2) ложные утверждения при осуществлении коммерческой деятельности, способные дискредитировать предприятие, продукты или промышленную или торговую деятельность конкурента;
3) указания или утверждения, использование которых при осуществлении коммерческой деятельности может ввести общественность в заблуждение относительно характера, способа изготовления, свойств, пригодности к применению или количества товаров.Следовательно, если юридическое лицо имеет такое «фирменное наименование», как у стороны по делу, наделение иной организации таким же средством индивидуализации юридических лиц после того, как её получила первая организация, может быть признано «Актом недобросовестной конкуренции».
Это юридическое лицо признается лицом, осуществляющим свои гражданские права исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действующим заведомо недобросовестно осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).
И применяется п. 2 и 3 ст. 10 ГК РФ:
В случае несоблюдения требований, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, суд, арбитражный суд или третейский суд с учетом характера и последствий допущенного злоупотребления отказывает лицу в защите принадлежащего ему права полностью или частично, а также применяет иные меры, предусмотренные законом. В случае, если злоупотребление правом выражается в совершении действий в обход закона с противоправной целью, последствия, предусмотренные пунктом 2 настоящей статьи, применяются, поскольку иные последствия таких действий не установлены ГК.И выходит, что то юридическое лицо, которое позднее было зарегистрировано под идентичным «фирменным наименованием», получает в суде отказ в защите права, поскольку здесь акт недобросовестной конкуренции, следуя Конвенции, заключается в том, что действия по наделению фирмы названием, которое уже имеется в ЕГЮРЛ, признаются запретными, поскольку способны «вызвать смешение в отношении предприятия».
Теперь остаётся ждать судебной практики.
Это только подтверждает мою позицию, что судебная практика, после объединения судов, будет постепенно и методично менять закон, но не прямо – внося изменения.
Пока судебная практика не признана у нас источником права.
А вот так — планомерно принимая соответствующие решения, чтобы субъекты права, претерпев негативные последствия от незнания этой самой судебной практики при принятии решений, впоследствии стали закладывать выводы судов в свои умозаключения при принятии распорядительных решений в сфере предпринимательской деятельности.
Ну чем – не источник права.
Не учел Справку Президиума Суда по интеллектуальным правам и судебные решения, вынесенные после неё, в соответствии с её положениями, твои проблемы, – потерял. Не только законы надо изучать.