Инициаторы законопроекта предлагают исключить пункт 3 статьи 222 ГК РФ, то есть норму, предусматривающую возможность признать право собственности на самовольную постройку.
Меня смутил тот факт, что название законопроекта не ответствует его содержанию. Если в названии законопроекта говорится об ограничение узаконивания самовольных построек, то в самом законопроекте речь идет о полном запрете узаконивания «самоволок».
Более того в пояснительной записке инициаторы законопроекта указывают на то, что инициатива направлена на пресечение узаконивания строений, имеющие признаки многоквартирных домов.
На мой взгляд принятие этого законопроекта не даст желаемого результата.
Во-первых, в соответствии с действующим законодательством объект самовольной постройки подлежит сносу лицом, которое осуществило возведение этого строения. После принятия рассматриваемого законопроекта, многим придется израсходовать миллионы рублей (по статистике снос среднего индивидуального жилого дома обходится около 2 500 000 — 3 000 000 рублей, многоквартирный дом обойдется в 10-20 раз дороже). Практика показывает, что застройщик особо не спешит осуществить снос «самоволки», хотя соответствующее решение суда уже вступило в законную силу.
Такая ситуация приводит к возбуждению исполнительного производства, в рамках которого снос производится (если вообще производится) за счет истца, в качестве которого, если речь идет о многоквартирных домах, как правило, выступает орган местного самоуправления либо государственной власти.
С учетом того, что с июля 2015 года вступают в силу нормы законодательства о банкротстве, предусматривающие основания и порядок признания несостоятельными физических лиц, то вполне получается, что снос самовольных строений будет осуществлен за счет государства (муниципалитета). Возникает вопрос: кто в выигрыше?
Конечно же, строительная организация, получившая подряд на снос самовольного строения, и, осмелюсь предположить, коррумпированные чиновники, организовавшие подряд на снос.
Во-вторых, судебная практика (совместное постановление пленумов ВС и ВАС РФ № 10/22 от 29 апреля 2010 года и Обзор судебной практики, утв. Президиумом ВС РФ от 19 марта 2014) выработала четкие правила в каких случаях можно признать право собственности на самовольно возведенный объект, а в каких случаях признание права не допускается.
В настоящей статье не стану подробно анализировать эти судебные акты, скажу только, что детализированные судебной практикой правило о признании права собственности на самовольное строение, содержащееся в пункте 3 статьи 222 ГК РФ, позволяет разрешать подобные дела при соблюдении баланса публичного и частного интересов.
С одной стороны, люди избегая чрезмерной бюрократии при оформлении разрешения на строительства имеют возможность оформить права на самовольную постройку, тем самым решают свои жилищные вопросы, избавляя государство от очередной проблемы.
С другой стороны, действующее правовое регулирование в сфере оформления прав на самовольно возведенное строение не позволяет сохранять те из них, которые не только существенно нарушают действующие правила и нормы (существенность нарушения этих норм и правил определяется наличием угрозы жизни и здоровью лиц сохранением самовольного строения), но и права третьих лиц.
Таким образом, я прихожу к выводу, что отмена пункта 3 статьи 222 ГК РФ не приведет к желаемому результату, будет лишней обузой для нашей экономики: под снос попадут строения, пригодные для эксплуатации, которые, как показывает практика, будут снесены за счет муниципалитета либо государства.
Надеюсь, во время первого чтения, которое состоится в мая 2015 года, депутаты внесут изменения в него, отражающие уже существующую судебную практику. Только в этом случае правовое регулирование в этой сфере будет осуществляться с соблюдением баланса публичных и частных интересов.