Тем более, когда должником является иностранная компания.
Обратившийся ко мне Доверитель арендовал в Испании виллу для себя и семьи на летний сезон.
Арендодателем выступила некая испанская фирма, владельцем и директором которой являлась дама русского происхождения – Валентина.
Бизнес ее фирмы был очень прост и доходен.
Она арендовала на долгосрочный период виллы в самых популярных районах Испании у собственников и пересдавала в субаренду приезжающим на отдых российским туристам.
Цена аренды может доходить до 30 000 евро/месяц.
По договоренности с российской компанией-арендатором, на вилле еженедельно должна производиться уборка всех помещений силами арендатора.
Поскольку в течение двух недель уборщица не являлась, то доверитель решил договор аренды расторгнуть и деньги за неиспользованный период аренды вернуть.
Вот здесь и начались проблемы…..
Нагловатая директор компании-арендатора пояснила: «Не нравится-собирайте вещи и уезжайте», а потом перестала отвечать на звонки.
Каковы шансы возврата денег в такой ситуации?
С правовой точки зрения – нулевые.
Действующее Соглашение между Россией и Испанией «О правовой помощи по гражданским делам» от 26.10.1990 прямо предусматривало, что споры по вопросам, связанным с недвижимостью, подлежат рассмотрению исключительно в стране местонахождения объекта [1] хотя в договоре аренды виллы предусматривалось прямо противоположенное.
Перспектива судебного спора в Испании означала дополнительные расходы на местного юриста, а самое главное, невозможность предсказать итоги процесса.
Задача требовала оперативного решения, поэтому остался единственный вариант – сыграть на тонких струнах души директора компании-арендатора в письменной претензии.
Претензию решил писать от лица юрисконсульта безымянной колекторской компании, чтобы директор понял – ситуация принимает для него серьезный оборот, если его клиент уже начал вкладываться в решение проблемы, наняв коллекторов.
Выяснить эти струны можно только поняв, что является ценностью для такого рода «бизнесменов».
Первое, что приходит в голову, репутация среди друзей и партнеров.
Ведь многие клиенты приходят именно от них.
Второе, соблюдение местного законодательства, в том числе уплата налогов, получение необходимых лицензий.
Нарушение закона в Европе может принести бизнесу существенные убытки.
Третье, если директор периодически возвращается в Россию, то ему важно, чтобы выезд за пределы РФ был всегда открыт.
Идя по такой логической цепочке выяснил, что деятельность по сдаче вилл в аренду/субаренду туристам в Испании лицензируется [2] на уровне муниципалитетов и облагается местными налогами.
Поскольку при заключении договора аренды виллы о наличии лицензии и подтверждении факта уплаты налогов не было сказано ни слова, то данный пункт сразу нашел отражение в претензии.
Также удалось выяснить, что директор компании-арендатора периодически возвращалась в Россию по деловым вопросам, что дало повод написать о возможности ограничения на выезд в РФ в рамках исполнительного производства в России.
Не забыл упомянуть и об огласке ситуации родственникам и друзьям, а также доведения сведений о конфликте в правоохранительные органы Испании.
Результат – уже на следующий день 5 звонков в обед от директора с просьбой урегулировать конфликт в досудебном порядке и последующий возврат суммы задолженности.
[1] Пункт 1 статьи 20 Соглашения
[2] http://www.spain-holiday.com/...liday-rental-licences-in-spain