В соответствии с подпунктом «в» пункта 1 статьи 58 Уголовного кодекса РФ (далее по тексту – УК РФ) в исправительных колониях строго режима отбывают наказание в виде лишения свободы мужчины, осужденные за совершение особо тяжких преступлений, ранее не отбывавшие лишения свободы, а также при рецидиве или опасном рецидиве преступлений, если осужденный ранее отбывал лишение свободы.
Согласно пункта 5 ст. 15 УК РФ особо тяжким преступлением признаются умышленные деяния, за совершения которых настоящим Кодексом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше десяти лет или более строгое наказание.
Таким образом, в колонии строго режима отбывают наказание мужчины, осужденные к лишению свободы на срок свыше десяти лет или к более строгому наказанию, за совершение особо тяжких преступлений.
В соответствии с п. «г» ч. 2 ст. 78 Уголовно-исполнительного кодекса РФ (далее по тексту – УИК РФ) положительно характеризующиеся осужденные могут быть переведены для дальнейшего отбывания наказания из исправительной колонии строгого режима в колонию – поселение по отбытии осужденными не менее одной трети срока наказания; осужденными, ранее условно – досрочно освободившимися от отбывания лишения свободы и совершившими новые преступления в период оставшейся неотбытой части наказания, — по отбытии не менее половины срока наказания, а осужденными за совершение особо тяжких преступлений – по отбытии не менее двух третей срок наказания.
Как следует из грамматического толкования п. «г» ст. 78 УИК РФ, требование об отбытии не менее двух третей срока наказания, как условие перевода из исправительной колонии строго режима в колонию-поселение, относится к осужденным, ранее условно — досрочно освобождавшимся от отбывания лишения свободы и вновь осужденными за совершение особо тяжких преступлений.
В пункте 31 Постановления от 29.05.2014 года № 9 «О практике назначения и изменения судами видов исправительных учреждений» Пленум Верховного Суда РФ указал, что по смыслу пункта «г» части 2 ст. 78 УИК РФ, в отношении положительно характеризующихся осужденных, признанных виновными в совершении особо тяжких преступлений решение о переводе их для дальнейшего отбывания наказания из исправительной колонии строгого режима в колонию-поселение следует принимать по отбытии лицом не менее двух третей срока наказания.
В таком случае встает вопрос: какие осужденные могут быть переведены для дальнейшего отбывания наказания из исправительной колонии строгого режима в колонию – поселение по отбытии не менее одной трети срока наказания ?
Согласно пункту 3 статьи 5 Федерального Конституционного закона «О Верховном Суде Российской Федерации» Пленум Верховного суда РФ рассматривает материалы анализа и обобщения судебной практики и дает судам разъяснения по вопросам судебной практики в целях обеспечения единообразного применения законодательства Российской Федерации.
На первый взгляд, давая разъяснения по применению пункта «г» части 2 ст. 78 УИК РФ, Верховный Суд стремится к единообразию судебной практики, на деле же выходит, что суды не могут не исполнить указания Пленума Верховного Суда и сами же нарушают Федеральный закон, что влечет ограничение прав граждан.
Ограничения прав и свобод граждан согласно ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации допустимы только на основе федерального закона и, следовательно, лишь в строгом соответствии с ним.
Фактически Верховный Суд подменяет собой законодательный орган Российской Федерации.
Привожу статьи 79 и 80 УК РФ.
В соответствии с подпунктом «в» пункта 3 ст. 79 УК РФ условно-досрочное освобождение может быть применено только после фактического отбытия осужденным не менее двух третей срока наказания, назначенного за особо тяжкое преступление, а также двух третей срока наказания, назначенного лицу, ранее условно-досрочно освобождавшемуся, если условно-досрочное освобождение было отменено по основаниям, предусмотренным УК РФ.
В соответствии с пунктом 2 ст. 80 УК РФ неотбытая часть наказания может быть заменена на более мягкий вид наказания после фактического отбытия осужденным к лишению свободы за совершение особо тяжкого преступления – не менее двух третей наказания.
Из разъяснений Пленума Верховного Суда РФ и диспозиций статей 79 и 80 УК РФ следует, что изменение вида исправительного учреждения, условно-досрочное освобождение, замена неотбытой части наказания на более мягкий вид, возможно только после отбытии осужденными за совершение особо тяжкого преступления не менее двух третей наказания.
При одинаковых составляющих, как то — совершение особо тяжкого преступления впервые, полное раскаяние и признание вины, отсутствие взысканий, отсутствие исполнительный листов, положительные характеристики администрации исправительной колонии, трудоустройство и тому подобное, — один осужденный будет условно-досрочно освобожден от отбывания наказания в виде лишения свободы; другому осужденному самое строго наказание – лишение свободы – будет заменено на более мягкое, например, штраф или исправительные работы; а третьему осужденному, хотя и будет изменен вид исправительного учреждения, но наказание в виде лишения свободы останется.
В данном примере я не указываю дополнительные составляющие, которые рассматриваются индивидуально для каждого осужденного, например, поощрения, облегченные условия содержания и т.д.
Таким образом, отбыв две трети наказания первые двое из осужденных будут на свободе, смогут реализовывать свои права, трудоустроиться и помогать своим семьям, растить детей, платить налоги, быть обычными гражданами, не обременяя государство своим содержанием в колонии; а третий осужденный, отбыв те же самые две трети самого строгого наказания — лишение свободы, — так и будет отбывать его дальше, только что условия его содержания будут не такими строгими.
Согласно уголовному законодательству наказание применяется в целях восстановления социальной справедливости, в целях исправления осужденного.
Где же здесь социальная справедливость, о которой речь идет в ст. 43 УК РФ?! Считаю, что у любого осужденного должна быть мотивация для исправления, а не только обязанность.
В своем анализе я не стала затрагивать социальные, экономические, финансовые составляющие данного вопроса. Это прерогатива государственных органов.