Для наглядности изложения существа вопроса позволю себе в качестве примера привести дело из своей практики.
На первый взгляд дело было проще простого — предстояло поделить не так уж много имущества: гараж, автомашину, предметы мебели, бытовую технику. Вариант раздела имущества был предсказуем, поскольку супруг ушел из дома, оставив жене мебель и бытовую технику. В свою очередь в его пользовании остался автомобиль. Однако, разделить предстояло не только имущество, нажитое в период брака, но и общие долги супругов, что в конкретном деле вызвало немало вопросов.
Начнем по порядку. На имя моего доверителя в период брака было оформлено два потребительских кредита, денежные средства по которым пошли на ремонт общего имущества супругов (автомобиля) и поездку мужа с женой на Черное море. Спустя несколько месяцев после заключения кредитных договоров фактические брачные отношения между супругами были прекращены и супруг уже за счет своих собственных средств, продолжил исправно вносить платежи по кредитным договорам. В итоге к моменту подачи искового заявления в суд оба кредита были погашены в полном объеме.
Возник вопрос, каким именно образом доверитель сможет защитить свои права? Выражаясь юридическим языком, возник вопрос о выборе надлежащего способа защиты нарушенного права.
Вопросам раздела общего имущества супругов посвящена ст. 39 СК РФ. Часть третья указанной нормы, регламентируя вопрос о разделе общих долгов супругов предусматривает, что общие долги супругов при разделе общего имущества распределяются между супругами пропорционально присужденным им долям.
Следовательно, чтобы правильно избрать способ защиты нарушенного права, прежде всего, нужно выяснить, что же такое общие долги супругов.
Поскольку Семейный кодекс РФ не раскрывает вышеуказанного понятия, следуя ст. 4 СК РФ обратимся к гражданскому законодательству, в частности Гражданскому кодексу РФ.
С точки зрения Гражданского кодекса РФ (ст. 307 ГК РФ) долг – это обязательство. Следовательно, общие долги супругов – это общие обязательства супругов, возникшие в период брака, вызванные общими семейными интересами. Применительно к нашему конкретному спору общие долги супругов – это обязательства, возникшие из двух кредитных договоров, денежные средства, полученные по которым были потрачены на общие нужды семьи (ремонт автомобиля и отдых на Черном море).
Таким образом, с учетом приведенных норм, смысл ч. 3 ст. 39 Гражданского кодекса РФ заключается в том, что при разделе имущества, суд разделяет и общие долги (обязательства) супругов. Следовательно, после вступления решения суда в законную силу каждый из супругов становиться самостоятельным должником в соответствующем обязательстве, пропорционально присужденной доле в имуществе.
Итак, общие долги супругов – это обязательства, следовательно, к таким долгам применяются общие правила об обязательствах, в том числе и правила о прекращении обязательств. В частности ст. 408 ГК РФ предусматривает, что обязательство прекращается надлежащим исполнением.
Теперь снова вернемся к нашему случаю. Напомню, что к моменту подготовки искового заявления мой доверитель (супруг) в полном объеме внес платежи по кредитным договорам, т.е. надлежащим образом исполнил обязательство. Следовательно, в соответствии с ст. 408 ГК РФ обязательство прекратилось.
Очевидно, что при указанных обстоятельствах общие долги (обязательства) супругов уже не существуют, и соответственно их нельзя разделить. Для пущей наглядности можно привести пример из арифметики: если ноль разделить пополам, то ведь получиться ноль. То же самое и в нашем примере, прекратившееся обязательство это ноль, при разделе которого, как ни крути каждому из супругов, достанется ноль.
Таким образом, в рассматриваемой ситуации, права супруга (бывшего супруга) исполнившего обязательство за счет своих собственных средств, не может быть защищено с помощью нормы, закрепленной в ч. 3 ст. 39 СК РФ.
Вместе с тем, на практике суды выносят решения и присуждают фактически уже нулевые долги пропорционально долям в общем имуществе супругов на момент прекращения брачных отношений или на момент расторжения брака. Вызывает серьезные сомнения, что подобные решения судов, в части раздела долгов супругов, можно хоть как-то исполнить. Представьте, что вы получаете исполнительных лист, в котором, в частности указано, произвести раздел общих долгов супругов, выделив (например) М. и Ж. по 1/2 долю задолженности перед ОАО «СБ».
Кредитору, т.е. банку уже все равно – кредит погашен в полном объеме, ответчику аналогично – другой супруг уже в полном объеме погасил долг.
На мой взгляд, права супруга (бывшего супруга) в подобных ситуациях могут быть защищены с помощью норм главы 60 Гражданского кодекса РФ, регулирующей вопросы неосновательного обогащения.
В силу ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса. Часть 2 указанной нормы предусматривает, что правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
Применительно к рассматриваемой ситуации неосновательно обогащение одного из супругов будет заключаться в неосновательном сбережении имущества, в данном случае денежных средств, полученных в займ, и потраченных на ремонт общего имущества (автомобиля) и на совместных отдых на Черном море. Поскольку при разделе имущества (по общему правилу) каждому выделяется 1/2 доля, то соответственно неосновательное обогащение составит 1/2 долю от сумм, которые были выплачены другим супругом после фактического прекращения брачных отношений за счет личных денежных средств.
Предъявляя иск о взыскании неосновательного обогащения, истец должен доказать:
1) возникновение долга (обязательства) супруга в период брака (в нашем деле такими доказательствами являлись кредитные договоры, оформленные в период брака);
2) Общность, возникшего долга, т.е. расходование денежных средств на удовлетворение общих семейных интересов (ремонт общего имущества, совместный отдых супругов);
3) сбережение одним из супругов (бывшим супругом) денежных средств за счет другого лица, ( квитанции, подтверждающие внесение платежей истцом после даты фактического прекращения брачных отношений).
В итоге, результатом рассмотрения такого иска, должно быть решение суда о взыскании неосновательного обогащения и соответствующий исполнительный лист, который на деле позволит защитить права граждан в подобных ситуациях.
P.S. В ходе рассмотрения дела сторона ответчика предъявила встречный иск также о взыскании неосновательного обогащения (кредит на ремонт квартиры, который был выплачен супругой). Дело было закончено мировым соглашением, в части взыскания неосновательного обогащения стороны взаимно отказалась от исковых требований.