Даже самый сильный из людей имеет ограниченную сферу силы. Вытащи его из этой сферы, и затащи в свою, и его сила рассеется.
Морихэй Уэсиба
Только собрался доработать давно обещанную публикацию о тактике представления в судебном заседании заключения специалиста, как появилась статья уважаемой Анны Александровны Воронкиной, касающейся случаев, мягко говоря, необычного поведения некоторых наших процессуальных оппонентов – представителей противоположной стороны. Поскольку проблема выбора представителя касается, прежде всего, отстаивания интересов доверителей, поэтому, неизбежные проблемы, относящиеся к нюансам судебного разбирательства, могут быть усугублены проблемами, связанными с примерами удивительного поведения представителей стороны, данная публикация предназначена для широкого круга посетителей «Праворуба».
Все же, данная публикация, прежде всего, адресована моим коллегам, особенно тем, кто еще совсем недавно вступил на нелегкую стезю самостоятельной работы практикующего юриста или адвоката. Способов проявления, скажем так, необычного поведения представителей другой стороны достаточно много, но общая тактика нейтрализации такого поведения, примерно одинакова и в основе этой тактики лежат «три кита»: понимание того, что в суд вы пришли не выяснять отношения с представителем другой стороны, а отстаивать интересы своего доверителя; вариативность вашего поведения, в частности, готовность к экспромту с сохранением заранее подготовленной канвы процесса; способность и внутренняя готовность игнорировать все, что может помешать вам, довести процесс до логического конца.
Да и диктофон для современного юриста должен стать таким же неотъемлемым инструментом, как шариковая ручка. Кроме того, неадекватное поведение вашего процессуального оппонента часто можно обратить в свою пользу.
Например, представитель другой стороны напрямую хамит, перебивает вас, скатывается до прямых оскорблений, при этом его доверитель поглядывает на своего представителя с тихой гордостью заводчика, которому, путем длительной селекции, из добродушного фермерского пса с устойчивой психикой удалось создать невменяемого монстра с агрессией ко всему живому. Могу поздравить – этот процесс ваш, поскольку эти двое, что называется, нашли друг друга.
Вам нужно, всего лишь, не мешая им довести судью, что называется «до белого каления», спокойно и не спеша, привести свои, неоднократно выверенные и аргументированные доводы.В этом случае, даже ваши отдельные упущения, разумеется, не носящие характер грубых ошибок, «не будут замечены» судом – они в полной мерой «скомпенсированы» поведением другой стороны. Случается, что вас сознательно могут провоцировать на конфликт, вставляя язвительные реплики, или целые тирады, по мнению представителя другой стороны, демонстрирующие суду вашу некомпетентность в предмете спора или неподготовленность к судебному заседанию.В этом случае, самой большой ошибкой будет принятия «правил игры» — отвлекаясь от доведения до суда собственных доводов, позволить сбить себя с мысли, в результате – «скомкать» весь процесс.
Или – того хуже – начинать язвить в ответ, демонстрируя своему доверителю собственные бойцовские качества; постоянно помните, зачем вы пришли в суд. Ваш доверитель может позволить отвлечь себя, вы же – нет. В таких случаях очень интересно поступает мой хороший товарищ, специализирующийся на делах о банкротстве и на спорах с администрацией муниципальных образований и целых регионов (кстати, на моей памяти, не проиграл ни одного процесса); когда его перебивают, он начинает что-то задумчиво разглядывать за окном, когда же его оппонент выдыхается, он, выдержав паузу в секунду-другую, продолжает свою мысль именно с того слова, на котором его прервали.
Как-то я его спросил – слушай, Трофимыч, а о чем ты думаешь, когда разглядываешь пейзаж за окном в такие минуты? А я – отвечает он – думаю о приятных заботах, которые ждут меня, когда я приеду домой после процесса. Приятные заботы для него – небольшой приют, который он содержит за свой счет, для бездомных кавказских овчарок,. А секунды паузы мне нужны для того, чтобы – во-первых, оппонент «провалился», не зная, что сказать дальше; во-вторых, самому вновь войти в рабочий ритм.
Есть еще одна разновидность этих удивительных людей, способных вызвать раздражение, даже у психологически стойких коллег – это, т.н., «баре», к коим я отношу тех, что вальяжно, с этакой снисходительной усмешкой к своему оппоненту, которого они явно считают интеллектуально явно ниже себя, лениво цедят реплики, и также, с демонстративной небрежностью, заявляют ходатайства, которые, по их мнению, способны переломить ход процесса в их пользу. Но их слабость заключается не только в недооценке своих оппонентов, но и в том, что любое проявление «барственного» отношения вызывает раздражение у суда не меньшее, чем химически чистое и безоглядное хамство, о котором говорилось выше.
Кроме того «баре» крайне самоуверенны, поэтому довольно часто небрежны в оформлении доказательств. Например, в деле по иску о защите чести и достоинства, в котором мне приходилось выступать на стороне ответчика, таким «барином» было представлено заключение специалиста, давшего заключение об обстоятельствах, касающихся высказываний моего доверителя в Интернете.
При этом, в качестве специалиста, выступало лицо, в дипломе о высшем образовании которого, была указано специальность «судебный эксперт», однако, никаких сведений, подтверждающих о том, что данный специалист обладает познаниями в области лингвистики или филологии, представлено не было, следовательно, не может считаться специалистом в данных областях. Не возражая против приобщения данного «заключения» к материалам дела, я лишь отметил этот неприятный для истца факт, что вызвало бурную реакцию со стороны «барина» — мол, как он посмел усомниться, кто он такой...? И дело не в том, что суд уменьшил исковые требования, включая судебные издержки ровно в десять раз – просто «барина» в данном процессе, включая рассмотрение дела в апелляционной инстанции, оставившей решение суда в силе, я больше не видел… Одного такого «барина», кстати, недавно лишенного статуса адвоката, в свое время «под орех» разделала начинающий юрист по одному очень громкому процессу, когда она, вместо громких заявлений, провела юридический анализ ситуации, может и непонятный широкой публике, но получившей высокую оценку суда, почти в полном объеме удовлетворившем исковые требования ее доверителей.
Это я про дело «Норд-Ост»…А теперь усложним задачу. Допустим, мы имеем дело с полностью ангажированным судом, где представитель ведет себя, мягко говоря, странно, перебивая вас, непринужденно переходя к судебным прениям со стадии предоставления доказательств, и заявляя ходатайства о приобщении, доказательств, явно свидетельствующих о том, что они изготовлены, в лучшем случае, пару дней назад, хотя речь в них идет об обстоятельствах, произошедших за год-два до начала судебного разбирательства, причем, все эти безобразия происходят с молчаливого согласия и одобрения суда.С моей точки зрения, этот тот самый случай, когда следует обратиться к суду с устным ходатайством «власть употребить», иными словами, вспомнить, что «Судебное разбирательство происходит в условиях, обеспечивающих надлежащий порядок в судебном заседании» (ч.3 ст. 158 ГПК РФ), а «Председательствующий принимает необходимые меры по обеспечению надлежащего порядка в судебном заседании» (ч.3 ст. 156 ГПК РФ).
Формальное, устное, требование председательствующего к распоясовшемуся представителю противоположной стороны вести себя прилично, полагаю явно недостаточным – необходимо, чтобы эти замечания заносились в протокол судебного заседания; потом все эти занесенные замечания можно будет «обыграть» в прениях, подчеркивая, что, обоснование собственной позиции представитель противоположной стороны подменил недостойным поведением, препятствующим нормальному ходу судебного разбирательства. Если же председательствующий упорно игнорирует ваши ходатайства, можно попросить объявить перерыв в судебном заседании для составления письменных замечаний на действия председательствующего в порядке ч.2 ст. 156 ГПК РФ.В совокупности со включенным диктофоном ваши активные действия по отстаиванию своих процессуальных прав, в большинстве случаев, могут иметь положительный эффект.
Из собственных наблюдений могу утверждать, что большинство, из этих – будем называть вещи своими именами – процессуальных хамов, как правило, люди ущербные, часто в себе неуверенные, либо, в силу физиологических причин, не способных критически оценивать свои способности, а потому, не желающие совершенствовать себя, как профессионала, да и просто, как воспитанного человека. Поэтому, противопоставив вашу спокойную уверенность в себе и в своей позиции, вы всегда выйдете победителем из процесса, в котором вам противостоит «неадекват».