На нашем сайте периодически появляются публикации о необъективности экспертов государственных судебно-экспертных учреждений при производстве судебных экспертиз. Особенный акцент делается на нарушениях, допускаемых при производстве судебно-медицинских экспертиз, связанных с ненадлежащим оказанием медицинской помощи, принимаемых за умышленные, поскольку финансирование учреждений здравоохранения, к каковым относятся и больницы, и бюро судебно-медицинской экспертизы, осуществляется из одного бюджета.
Принцип независимости эксперта декларирован в статье 7 Федерального закона от 31 мая 2001 г. N 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации»: «При производстве судебной экспертизы эксперт независим, он не может находиться в какой-либо зависимости от органа или лица, назначивших судебную экспертизу, сторон и других лиц, заинтересованных в исходе дела. Эксперт дает заключение, основываясь на результатах проведенных исследований в соответствии со своими специальными знаниями. Не допускается воздействие на эксперта со стороны судов, судей, органов дознания, лиц, производящих дознание, следователей и прокуроров, а также иных государственных органов, организаций, объединений и отдельных лиц в целях получения заключения в пользу кого-либо из участников процесса или в интересах других лиц. Лица, виновные в оказании воздействия на эксперта, подлежат ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации».
До недавнего времени, следователи добивались соблюдения данного принципа при расследовании преступлений, совершаемых медицинскими работниками, поручая производство повторных комплексных судебно-медицинских экспертиз в ФГБУ «Российский центр судебно-медицинской экспертизы» Министерства здравоохранения Российской Федерации или в Бюро СМЭ, находящиеся в иных регионах, а также в 111 Главный государственный центр судебно-медицинских и криминалистических экспертиз Министерства обороны Российской Федерации или в Федеральное государственное бюджетное военное образовательное учреждение высшего образования «Военно-медицинская академия имени С.М.Кирова» (г. Санкт-Петербург).
Сложившаяся практика показывает:
— организация производства повторных комплексных судебно-медицинских экспертиз в соседних региональных Бюро СМЭ не оправдывает себя, так как эксперты не желают вступать в конфликт со своими коллегами, часто ведущий к нежелательным командировкам и спорам в суде с местными экспертами, проводившими первичную экспертизу;
— производство экспертиз в ФГБУ «Российский центр судебно-медицинской экспертизы» МЗ РФ сопровождается длительным (порой многолетним) ожиданием, к тому же сопряженным с экспертными ошибками, ставящими под вопрос необходимость такого ожидания (по уголовному делу № 11118047, связанному с расследованием гибели пациента в МУЗ ГКБСМП №10 г. Воронежа, ожидание очереди на производство в ФГБУ «Российский центр судебно-медицинской экспертизы» МЗ РФ составило более 2 лет, а повторная экспертиза оказалась выполненой с ошибкой: один из экспертов концентрацию пропилового спирта (пропанола) в эталоне для сравнительного исследования принял за концентрацию пропанола в крови, объяснив причину смерти пациента, не осложнениями пневмонии, а смертельным отравлением пропанолом! Остальные эксперты молча с ним согласились! Для устранения ошибки потребовалось проведение очередной повторной экспертизы.);
— эксперты 111 Главного государственного центра судебно-медицинских и криминалистических экспертиз Министерства обороны Российской Федерации вынуждены отказываться от производства большинства экспертиз, назначаемых следователями СК РФ, из-за нежелания брать на себя дополнительную нагрузку, которая, в силу ведомственных нормативных актов, никак не оплачивается;
— возможности экспертов ФГБВОУ ВО «Военно-медицинская академия имени С.М.Кирова» чрезвычайно ограничены из-за имеющейся основной нагрузки.
Сроки давности по категории уголовных дел, связанных с ненадлежащим оказанием медицинской помощи, заканчиваются уже на стадии ожидания очереди на производство экспертизы.
Многократные обращения к Председателю Следственного комитета Российской Федерации Бастрыкину А.И. и Министру здравоохранения РФ Скворцовой В.И. с просьбой ускорить работу экспертов Российского центра судебно-медицинской экспертизы до последнего времени были безрезультатными.
Спасительной соломинкой для адвокатов и их доверителей оставалось Заключение специалиста, но этот вид доказательства, не имеющий, в отличие от Заключения эксперта, необходимой научной основы, содержащий пробелы и двойственность в толковании, зачастую отвергался судьями.
Разговоры о необходимости создания единого экспертного центра и попытки его создания под эгидой Министерства юстиции РФ велись десятилетиями, но постоянно сталкивались с непониманием, отсутствием финансирования и другими организационными проблемами, заканчивались ничем.
И вот наконец, случилось: Следственный комитет РФ создал у себя первое судебно-медицинское подразделение!
Подробности на сайте: https://lenta.ru/articles/2017/03/07/coroners/