Обратить внимание на новый вид сервиса, называемом «каршерингом», меня заставила объективная необходимость передвигаться между точками, удаленными друг от друга на значительные расстояния в столичном пространстве, и требующих многочисленных пересадок на общественном транспорте.

Такси, учитывая время частоту таких поездок, становится экономически нецелесообразным, именно поэтому я стал искать альтернативу, и, как я полагал, еще не вникнув в суть, нашел ее в виде «каршеринга», на первый взгляд кажущийся разновидностью аренды автомобиля без водителя с поминутной оплатой (7 – 11 руб./мин.) за аренду.

Поскольку на сайтах организаций, предлагающих услуги «каршеринга» все выглядело уж очень заманчивым (а это всегда настораживает), я тщательно изучил условия, предоставления этих услуг самых крупных организаций, оказывающих исковые услуги в Москве.

Эти условия, которые, как правило никто не читает, а бездумно ставит «галочки» в чек-боксах о согласии с тем, что им предлагают, потом и становятся причиной крайнего удивления подписавших такие договоры оттого, что действительность оказалась несколько отличной от того, что обещала реклама.

Перед тем, как будет представлен краткий анализ некоторых из этих условий, давайте вспомним, что же это такое – аренда автомобиля без водителя.

Согласно ст. 642 ГК РФ, по договору аренды транспортного средства без экипажа арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование без оказания услуг по управлению им и его технической эксплуатации.

Это означает, что заключив такой договор арендатор принимает на себя не только все риски, связанные с причинением вреда третьим лицам в процессе эксплуатации транспортного средства, как это предусмотрено ст. 648 ГК РФ, но должен осуществлять, как текущий, так и капитальный ремонт, что прямо следует из содержания ст. 644 Гражданского кодекса Российской Федерации. обязанность по поддержанию арендованного имущества в исправном состоянии.

Данное правило носит императивный характер, то есть не может быть изменено соглашением сторон, что недвусмысленно подтверждается и судебной практикой.

И что тут такого – спросите вы? Эти правила действовали и до того, как появился «каршеринг» — и распространялись они на иные виды аренды транспортных средств без водителя.

Если человек берет в аренду транспортное средство, он, на срок действия договора аренды, автоматически становится владельцем источника повышенной опасности со всеми вытекающими для себя последствиями – это общее правило, соответственно, при заключении договора вы указываете свои персональные данные – фамилию, имя отчество, место жительства, серию и номер паспорта, дату его выдачи, данные водительского удостоверения, контактные данные – номер телефона и адрес электронной почты.

Вот тут и кроются те самые «детали», что, лично для меня, исключает возможность обращаться к услугам «каршеринга».

А заключаются эти детали в том, что ваши персональные данные фактически перестают быть вашими еще до заключения договора «каршеринга»; например, если вы захотите заключить договор «каршеринга» с организацией, выступающей под маркой «BelkaCar» (Акционерное общество «КАРШЕРИНГ»), для того, чтобы данная организация приняла решение – стоит ли вступать с Вами в договорные отношения, отсканированные страницы вашего паспорта, сэлфи с паспортом, и отсканированную копию водительского удостоверения, вы должны будете отправить для того, чтобы данная организация могла их проверить, при этом уверение о том, что эти данные «…ни в коем случае никому не отдадим, выглядят», мягко говоря, не очень убедительно, поскольку не могут повлечь за собой каких-либо последствий – например, в виде обязательства уничтожить полученные персональные данные в случае отказа от заключения договора.

Ради эксперимента скачайте себе на смартфон приложение «BelkaCar», набирите присланный вам СМС-сообщением код, а дальше — решите — стоит ли посылать свои персональные данные тому, не связан с вами никакими обязательствами по нераспространению полученных сведений о вас.

То есть, возникает стойкое ощущение, что одной из основной цели компании, предоставляющей услуги «каршеринга», является получение максимальной информации о персональных данных своих клиентах с последующей возможностью, на основании добровольного согласия Клиента, разумеется, распоряжаться этими персональными данными по собственному усмотрению.

Обращает на себя внимание и непростой порядок заключения договора с АО «КАРШЕРИНГ» — вы не просто подписываете договор аренды, а предваряете сие действо регистрацией на сайте или в мобильном приложении, а также подписанием иных документов – Пользовательского соглашения, которое «регулирует отношения по использованию Сервисов Сайта и Приложения BelkaCar, а также, в применимой части — отношения по предоставлению Компанией и использованию Пользователем Сервиса BelkaCar, и является соглашением Компании и Пользователя с момента осуществления Пользователем Регистрации».

Обращает на себя и объем Пользовательского соглашения — 15 страниц убористого текста с формулировками, в которых человек, не имеющий подготовки работы с договорами, не сразу и разберется.

Например, п.10.6 Пользовательского соглашения:

«Пользователь признает, что Сайт и Приложение Бе1каСаг являются достаточными для обеспечения надлежащей работы при приеме, передаче, обработке и хранении информации, а также для защиты информации от несанкционированного доступа, подтверждения подлинности и авторства электронных документов, отправленных с их использованием, а также для разбора конфликтных ситуаций.

Пользователь доверяет программному обеспечению Сайта и Приложения Бе1каСаг»

.

В переводе на нормальный, русский язык, это означает, что, даже, не обладая специальными познаниями в области обеспечения информационной безопасности, вы, со знанием дела, подтверждаете, что сайт и приложение Бе1каСаг вполне безопасны для пользователя.

Особенно трогательно это выглядит при сравнении с абз.3 п.7.1.

Пользовательского соглашения, согласно которому: Компания

«не несет ответственности за отсутствие ошибок и/или вирусов при работе Сайта и Приложения Бе1каСаг, прерывание каналов связи и выход из строя серверной инфраструктуры на уровне магистральных каналов связи, центров обмена данными, вычислительных центров, а также линий связи регионального и местного значения, неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих обязательств вследствие сбоев в телекоммуникационных и/или энергетических сетях, а также недобросовестных действий третьих лиц, направленных на несанкционированный доступ и/или выведение из строя Сайта и/или Приложения Бе1каСаг.

Пользователь соглашается и подтверждает, что использует Сайт и/или Приложение Бе1каСаг исключительно на свой собственный риск».

После этого вы подписываете Согласие на обработку персональных данных, в соответствие с которым вы полностью отдаете право распоряжаться вашими персональными данными компании, предоставляющей услуги «каршеринга» на ее усмотрение.

И, лишь после того, как Вы подпишите оба перечисленных документа, будет принято решение о заключении с вами основного договора (Договора присоединения), подтверждающего ваше право брать в аренду свободный автомобиль.

Впрочем, не исключено, что в заключении такого договора вам может быть отказано без объяснения причин.

Сам Договор присоединения составляет несколько страниц в формате pdf и дочитать его до конца способен, либо юрист, для которого чтение договоров любого объема — обычное дело, либо, очень въедливый пользователь.

А почитать там есть что — например, в п.6.2.: «Согласие на обработку персональных данных дается Пользователем для целей заключения и исполнения Договора, оказания Арендодателем дополнительных услуг, участия в проводимых Арендодателем акциях, опросах, исследованиях (включая, но не ограничиваясь проведением опросов, исследований посредством электронной, телефонной и сотовой связи), принятия решений или совершения иных действий, порождающих юридические последствия в отношении Пользователя или других лиц, представления Пользователю информации об оказываемых Арендодателем услугах, предоставлением Арендодателем консультационных услуг, в том числе в целях заключения Пользователем в дальнейшем договоров/соглашений с иными лицами в целях исполнения Договора, и распространяется на всю информацию...», которую Пользователь обязан предоставить Арендодателю, т. е., Компании.

Причем, это согласие действует бессрочно (п.6.4. Договора присоединения).

Самый широкий простор для толкования, как именно, и в каком объеме могут быть использованы персональные данные Пользователя, мы находим в п.6.8. Договора присоединения:

«Пользователь признает и подтверждает, что в случае рассмотрения Арендодателем вопросов уступки прав по заключенным с Пользователем Договорам согласие на передачу его персональных данных и данных о его Договоре третьим лицам – потенциальным цессионариям для решения ими вопроса о заключении с Арендодателем договора цессии – считается предоставленным Пользователем Арендодателю. В случае уступки прав по настоящему Договору Арендодатель вправе не направлять Пользователю уведомления об этом.

Настоящим Пользователь соглашается не получать каких-либо уведомлений о совершенной Арендодателем уступке в соответствии с настоящим пунктом Договора».

Что значит, что ваши персональные данные могут быть переданы, фактически, любому третьему лицу лишь по тому основанию, что между Компанией, предоставляющей услуги «каршеринга» обсуждается возможность заключения договора переуступки требований по договору (договор цессии), при этом вас никто не собирается ставить об этом в известность, да и зачем, коль вы сами дали на это согласие…

Если вы думаете, что это лишь Компания под маркой «BelkaCar» берет на себя столь вольное толкование ФЗ «О персональных данных», вы ошибаетесь — в этом отношении этой компании ни в чем не уступают и другие компании; например, Общество с ограниченной ответственностью «Инженерный центр «Технологии информационной безопасности», выступающее под маркой CAR5.

Например, согласно п.2.11.1.

Договора каршеринга CAR5, Клиент дает «Согласие на обработку персональных данных дается Клиентом для целей заключения и исполнения Договора, оказания Арендодателем дополнительных услуг, участия в проводимых Арендодателем акциях, опросах, исследованиях (включая, но не ограничиваясь проведением опросов, исследований посредством электронной, телефонной и сотой связи), принятия решений или совершения иных действий, порождающих юридические последствия в отношении Клиента или других лиц, представления Клиенту информации об оказываемых Арендодателем услугах, предоставлением Арендодателем консультационных услуг, в том числе в целях заключения Клиентом в дальнейшем договоров/соглашений с иными лицами в целях исполнения Договора…».

Остается только гадать, что понимается под «принятием иных решений или иных действий», и какие именно юридические последствия они должны порождать.

Много вопрос порождает и отношение Компаний, предоставляющих услуги «каршеринга» к правам потребителя; например, в Пользовательском соглашении Общества с ограниченной ответственностью «Каршеринг Руссия», выступающего под маркой «Делимобиль», прямо предусмотрено, что что к отношениям в соответствии с Пользовательским соглашением неприменимы положения законодательства о защите прав потребителей.

Правда, в п.5.2.Пользовательского соглашения «Каршеринг Руссия» честно предупреждает: «Прежде чем совершать действия, направленные на заключение Договора, Пользователь обязуется изучить условия Договора, размещенные в сети Интернет по адресу https://delimobil.ru/docs/dogovordelimobil.pdf и принять осознанное решение о заключении Договора».

Лично для меня, после прочтения этого Договора, может быть только одно «осознанное решение» — такой договор подписывать нельзя; что стоит, например, п.2.8.8. Договора в соответствие с которым Клиент согласен с тем, что оценка правомерности наложения штрафных санкций, наложенных органами власти за нарушение действующего законодательства; убытков, причиненных Арендодателю, их размера; ущерба, нанесенного ТС, его размера; расходов на ремонт и техническое обслуживание, их размеров; иных расходов и их размеров осуществляется Арендодателем, и принимает результаты такой оценки, а также стоимость ремонта.

Оценка может осуществляться по усмотрению Арендодателя как посредством независимой экспертизы, так и посредством оценки ущерба, стоимости ремонта, произведенной в сервисном центре (станции технического обслуживания) ТС.

То есть, в данном случае, Клиент данной Компании, во-первых, отказывается от своих прав на обжалование и на судебную защиту в случае привлечения его к административной ответственности за нарушение ПДД, во-вторых, по факту согласен с любой оценкой повреждений, причиненных автомобилю в случае ДТП; в-третьих, Компания произвольно решает, каким образом ей оценивать причиненный ущерб.

В Договоре транспортного средства без экипажа, предлагаемого к заключению Обществом с ограниченной ответственностью «ЭНИТАЙМ» (AnyCar), предусмотрено, что «Споры, вытекающие из настоящего Договора, подлежат рассмотрению в Таганском районном суде города Москвы (Марксистский пер., д. 1/32, г. Москва, 109147)» — п.10.1.

В п.9.2. Договора присоединения Акционерного общества «КАРШЕРИНГ» (BelkaCar) предусмотрено, что«В случае, если Стороны не пришли к решению посредством переговоров и обмена претензиями в течение вышеуказанного срока, споры и разногласия передаются на разрешение судом по месту нахождения Арендодателя».

Понятно, что такие оговорки о подсудности, как противоречащие ч.2 ст.17 Закона РФ «О защите прав потребителей» являются недействительными в силу ст.16 того же Закона, как ущемляющие права потребителей.

Тем не менее, это не снимает вопроса о причинах столь вольного толкования действующего законодательства Компаниями.

В данной публикации я привел, едва ли, десятую часть всех, мягко говоря, спорных положений различных вариантов Договоров «каршеринга» — на самом деле для правового, детального анализа их несоответствий, а местами, и прямых противоречий действующему законодательству, в частности Закону РФ «О защите прав потребителей», потребовало бы отдельной брошюры.

Тем не менее, только вам решать — что предпочтительнее: получить сомнительное удовольствие от управления чужим «Солярисом», «Киа Рио» или «Смартом», сэкономив при этом 200-300 рублей, относительно стоимости поездки в такси, но приняв на себя не только все риски, связанные с необходимостью возмещения вреда, не только, как владельцу источника повышенной опасности, но и риски ответственности за причиненный вред автомобилю перед собственником, которому, к тому же, вы передали свои персональные данные и право распоряжаться ими, как его душе угодно; либо, воспользоваться услугами такси — да, заплатите вы несколько дороже, но, зато, избавите себя от многих потенциальных неприятностей, связанных с красивым словом «каршеринг».

Документы

1.Пользовательское сог​лашение208 KB

Все документы в данном разделе доступны только профессиональным участникам портала, имеющим PRO-аккаунт.

Для доступа к документам необходимо авторизоваться

Автор публикации

Адвокат Николаев Андрей Юрьевич
Королев, Россия
Адвокат, руководитель Центра судебных экспертиз при ГРА.
Специализация: уголовные дела в сфере экономики, корпоративное право, защита прав потребителей.

Да 51 51

Ваши голоса очень важны и позволяют выявлять действительно полезные материалы, интересные широкому кругу профессионалов. При этом бесполезные или откровенно рекламные тексты будут скрываться от посетителей и поисковых систем (Яндекс, Google и т.п.).

Участники дискуссии: Чижов Александр, Морохин Иван, Николаев Андрей, Коваленко Павел, Цыганков Владимир, Суховеев Андрей, Пугачева Ирина, Шилова Ольга, Чернявский Михаил, Чанин Георгий, Коробов Евгений, Зверев Сергей
  • 24 Июля 2017, 00:26 #

    Уважаемый Андрей Юрьевич, очень полезная статья. К сожалению, текст договора практически никто не читает, полагаясь на авось и на обычаи делового оборота… И ведь действительно, мало кто знает, что таит в себе такой каршеринг, и даже не подозревают, какой на них может быть «повешен» ущерб… Про персональные данные уже просто молчу…

    +8
  • 24 Июля 2017, 04:18 #

    Уважаемый Андрей Юрьевич, все проблемы, которые Вы описали, и которые могут возникнуть у пользователя этих сервисов, совершенно очевидно проистекают из нескольких причин: 
    — желание владельцев сервисов максимально себя обезопасить и перестраховаться на все случаи жизни, особенно в условиях безумной зарегулированности любой предпринимательской деятельности в нашей стране. 
    — существование довольно больших групп дебилов бездумных любителей халявы, и просто мошенников, приводящих любую вещь, оказавшуюся в пределах досягаемости их шаловливых ручек, в полную негодность. 
    — отсутствие у большинства граждан привычки хотя бы чуточку подумать, прежде чем соглашаться на условия и требования, которые им выдвигают владельцы сервиса. 

    Лично я бы поостерёгся брать чужой автомобиль, даже если бы был на 200% уверен, что его собственник не готовит мне никакого подвоха. Согласен с Вашим выводом — лучше уж на такси, благо сейчас конкуренция в этой сфере очень высока, цены вполне доступны, зато гораздо спокойнее.

    +9
    • 24 Июля 2017, 08:13 #

      Уважаемый Иван Николаевич, в период «безмашинья» — одну продал, а следующую не купил, брал в аренду авто сроком от 3 до 7 дней, так, прокатные конторы не доводили событие заключения договора до уровня межправительственного соглашения:) Есть верный признак — коль заключение элементарного договора сопровождается подписанием многочисленных «предварительных договоров», «пользовательских соглашений» и т.д., а сам договор по объему и содержанию больше похож на инвестиционный контракт по строительству тоннеля под проливом Ла-Манш, от подписания такого договора стоит воздержаться.

      +5
  • 24 Июля 2017, 10:09 #

    Уважаемые коллеги!
    ↓ Читать полностью ↓
    Вставлю свои «5 копеек» по данному вопросу, но уже с противоположной «баррикады». Помимо экспертной деятельности (основной моей работы), я являюсь владельцем бизнеса по аренде (прокату) легковых транспортных средств. Конечно, мой «автопарк» не чета столичным, всего лишь два десятка автомобилей, но учитывая, что все автомобили являются моей собственностью, я (мы) стараемся обезопасить себя по максимуму. Ну а как вы господа хотели? Получая во временное пользование некий товар (автомобиль) стоимостью, как минимум, около 600-800 тысяч рублей, вы конечно же накладываете на себя определенные обязанности и риски, связанные с эксплуатацией «источника повышенной опасности».
    Как пример, наивно полагать, что вы, допустим, дадите первому встречному взаймы 700 тысяч рублей, без предоставления какой-либо информации о человеке, целях использования полученных денежных средств, а так же условий возврата вышеуказанной суммы. Думаю, подобный договор  будет содержать не два-три абзаца? То же самое и с автомобилем. Специалист моей фирмы будет «пробивать» вас по различным базам, ну как минимум, на наличие действующего водительского удостоверения, действующего российского паспорта, не нахождения Вас в различных «федеральных базах розыска», отсутствия у Вас «глобальных» задолженностей по службе судебных приставов и так далее.
    Так что данные, справедливые, на мой взгляд, меры защиты от недобросовестных граждан, а зачастую криминальных элементов, находят понимание у большинства адекватных клиентов, обращающихся в мое прокатное агентство, ну а если человек не хочет разглашать свои «личные данные», то извините, берите в почасовую аренду такси, либо передвигайтесь на общественных видах транспорта.
    По поводу передвижения на такси, это вообще, не поддающиеся сравнению, два разных вида услуг. Разовая поездка — бесспорно, тут прерогатива полностью за «таксомотором». Однако, если вам требуется полный рабочий день быть «на колесах», то экономическая выгода от передвижения на арендованном автомобиле, не идет, не в какое сравнение.

    +6
    • 24 Июля 2017, 12:03 #

      Уважаемый Павел Васильевич, у меня только два вопроса: 1. Вы сами читали договоры каршеринга перечисленных компаний? 2. Понимаете ли Вы, что речь в моей публикации идет не о необходимости предоставления персональных данных, а о том, как этими данными могут распорядиться?
      И, заметьте, я написал еще далеко не обо всем…

      +4
      • 24 Июля 2017, 13:25 #

        Уважаемый Андрей Юрьевич, к сожалению, договоры именно по каршерингу я не читал (не путать с одноименной крылатой фразой — не читал, но осуждаю), думаю до нашей периферии, данный вид бизнеса вряд ли дойдет. Да и какие-либо правовые тонкости мне вряд ли будут, как не специалисту, понятны. 
        Я о другом, те «стандартные данные», что требуют в подобных организациях, вряд ли чем то отличаются, например, от перечня предоставляемых документов при получении сим-карты оператора сотовой связи и ведь не для кого не секрет, что именно эти данные впоследствии используют разного рода аферисты сетевые компании для назойливой рекламы своего товара, впрочем, это и самая меньшая из зол.
        Это все я к чему, любая информация о персональных данных гражданина, не зависимо от источника получения (а их, в наш век информационных технологий — миллион), может быть использована во вред. И тут уже в дело должна вступать государственная машина, с ее различными надзирающими и карающими функциями, дабы никому было не повадно, использовать полученную информацию в корыстных (преступных) целях.
        В любом случае, статья Ваша очень интересна, как для специалиста, так и для простого обывателя, к коим я себя отношу.

        +4
  • 24 Июля 2017, 13:00 #

    Уважаемый Андрей Юрьевич, спасибо за интересный материал. (handshake)
    Судя по новостной ленте, данная отрасль рынка развивается и занимает прочное место в сфере услуг. Думаю, что вскоре к юристам потянутся клиенты из этой сферы услуг.

    P.S. Помните бум брачи кредитов? Так ведь не иссякает источник благосостояния банков до сих пор. (giggle)

    +7
    • 24 Июля 2017, 13:15 #

      Уважаемый Владимир Михайлович, даже позволю себе предположить одну из основных причин для обращения — бесспорное списание денежных средств с «привязанных» к договору карт в виде различных штрафов — а их там, ой, как много...:)

      +4
  • 24 Июля 2017, 16:11 #

    Так ли выгоден каршеринг?Уважаемый Андрей Юрьевич, сначала подумал — матом ругаетесь.
    А потом, с удивлением узнал, что это вид аренды авто.
    Зачем этот каршеринг нужен, разве нельзя, в крайнем случае, взять машину жены? :)

    +7
  • 24 Июля 2017, 18:02 #

    Уважаемый Андрей Юрьевич, говоря Вашими же словами — знаний много не бывает ) Спасибо за публикацию!!! Интересно, познавательно!

    +5
  • 25 Июля 2017, 15:07 #

    Уважаемый Андрей Юрьевич, зацепил новый для меня термин — каршеринг. С любопытством прочитала вашу статью, написанную эмоционально и с такими подробностями. Очень познавательно для неавтомобилиста 8-|. Спасибо!

    +2
  • 25 Июля 2017, 16:51 #

    Уважаемый Андрей Юрьевич, большое спасибо за статью! Если раньше я отказывался от каршеринга по соображениям лени: зачем самому рулить, когда проще вызвать такси и наслаждаться:), то теперь и принципиально не стану.

    +3
  • 25 Июля 2017, 21:48 #

    Уважаемый Андрей Юрьевич,
    Очень познавательный материал, заставляющий задуматься. Все-таки такси пусть и дороже, но как-то практичнее получается

    +3
  • 27 Июля 2017, 17:59 #

    Уважаемый Андрей Юрьевич, cпасибо за статью! Пришлось столкнуться с договором аренды ТС, но у Вас явно больше и глубже затронута тема. Некоторые моменты особо отметил для себя.
    Полностью согласен с тем, что чем больше договор, тем лучше от него отказаться! (shake)

    +3
  • 28 Июля 2017, 23:25 #

    Как хорошо, что я живу далеко от каршаринга). Но в избранное на всякий случай добавил, спасибо Андрей Юрьевич!

    0

Да 51 51

Ваши голоса очень важны и позволяют выявлять действительно полезные материалы, интересные широкому кругу профессионалов. При этом бесполезные или откровенно рекламные тексты будут скрываться от посетителей и поисковых систем (Яндекс, Google и т.п.).

Для комментирования необходимо Авторизоваться или Зарегистрироваться

Ваши персональные заметки к публикации (видны только вам)

Рейтинг публикации: «Так ли выгоден каршеринг?» 5 звезд из 5 на основе 51 оценок.

Похожие публикации

Продвигаемые публикации