О ком речь.
При входе в одно административное здание заметил объявление (на фото к публикации) и решил поделиться опытом и мнениями, вдруг кому-то пригодится, чтобы уберечь от ошибки себя или близкого человека.
Возможно, окажется полезно и коллегам: понимаю, что явление известное, но допускаю, что подробно знакомо не всем. Как говорится, «все знать невозможно», сам здесь постоянно учусь, спасибо Коллегам!
Итак, почему «пушечное мясо» и «теневой бизнес» в заголовке? Обосную оба термина.
«Пушечное мясо» — так часто называют людей, обеспечивающих своими жизнями военную активность. В данном случае, как правило, массового риска для жизни нет, а вот риски для кошелька в виде материальных затрат весьма превышающих заработок, для нервов, здоровья и даже свободы — присутствуют.
«Теневой» — имеется в виду, поскольку, само привлечение таких лиц является незаконным, пусть и распространенным, а использование таких лиц меняет цвет бизнеса соответствующего юридического лица в темную сторону.
В разное время довелось оказывать помощь гражданам, которых называют «номинальные директора», «подставные лица» и другими названиями, самое известное из которых «зицпредседатель». В основном — в связи с обслуживанием компаний и других лиц, в них заинтересованных, теперь чаще – по обращениям их самих и близких.
Видимо, у меня были особо щепетильные доверители, которые заботились не только о себе, но и о своих «кадрах», заранее разъясняя кандидатам в «номинальные руководители» особенности и последствия сотрудничества, обеспечивали им юридическую поддержку.
По свежим обращениям за помощью вижу, что теперь «бал правят» рвачи и обманщики: пользуясь недостатком у граждан знаний и денег, их заманивают в грязные сети такого «бизнеса», бросая один на один с государственной машиной, которая уже не «грозит пальчиком», а сурово наказывает.
Итак, часть первая, на тему «что такое номинальный руководитель и почему им лучше не становиться».
Понятие и термины.
Для начала определимся с основными понятиями.
Понятие «номинальный руководитель» в контексте признаков, приведенных в одной норме закона можно сформулировать так:
«номинальный руководитель» — это лицо, которое при исполнении функций соответствующего органа управления (генерального директора, директора, президента, председателя и т. п.) фактически не оказывает определяющего влияния на деятельность юридического лица (на основе п. 9 ст. 61.11 Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».
Т.е. основной признак – «для вида», не оказывает фактического влияния на деятельность юридического лица.
Еще одно понятие, которое прямо предусмотрено законом и имеет значение для оценки поведения номинальных руководителей с точки зрения Уголовного кодекса – это «подставное лицо».
Под подставными понимаются лица, которые являются учредителями (участниками) юридического лица или органами управления юридического лица и путем введения в заблуждение либо без ведома которых были внесены данные о них в единый государственный реестр юридических лиц, а также лица, которые являются органами управления юридического лица, у которых отсутствует цель управления юридическим лицом (примечание к ст. 173.1 УК РФ).Значения понятий не совпадают, у второго больше признаков, чем у первого. Каждое из понятий сформулировано и предназначено для использования в целях содержащих их законов: первое при привлечении к субсидиарной ответственности, второе – к уголовной.
Соотношение понятий, если говорить о номинальных руководителях, по моему мнению, можно выразить так:
каждое «подставное лицо» являющееся руководителем – это «номинальный руководитель», но не каждый «номинальный руководитель» – это «подставное лицо».Такое мнение основываю на признаке подставного лица «отсутствует цель управления юридическим лицом», считаю, что «реализация цели управления» на практике, т.е. «фактическое управление» может порой происходить «без фактического оказания определяющего влияния на деятельность юридического лица».
Например, в обществе с ограниченной ответственностью, имеющем одного участника, который глубоко вникает в деятельность общества и постоянно дает «ценные» указания директору.
Для практического применения, судя по тексту одного постановления Пленума Верховного Суда РФ, понятие «номинальный руководитель» чуть–чуть упростили, вместо громоздкого «фактически не оказывал определяющего влияния на деятельность юридического лица» ограничились кратким:
«руководитель, формально входящий в состав органов юридического лица, но не осуществлявший фактическое управление (далее — номинальный руководитель)» (пункт 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.12.2017 г. № 53 «О некоторых вопросах, связанных с привлечением контролирующих должника лиц к ответственности при банкротстве»).
Налоговые органы также исходят из такой формулировки, им она удобна тем, что легко позволяет сделать вывод о статусе руководителя исходя из характера деятельности юридического лица (и повесить соответствующий ярлык!).
Если юридическое лицо «вдруг» не ведет деятельности приносящей доход, сдает «нулевую отчетность», тем более – не платит налоги, то его руководителя также легко могут посчитать «номинальным». Не утруждаясь выяснять, доказывать, что «он пляшет под чужую дудку», выполняет чужую волю, а просто по таким исходным данным могут сделать вывод «в состав органов управления входит формально» и «фактического управления не осуществляет».
Наряду с термином «номинальный руководитель», даже чаще, в похожем значении в судебной практике используется термин «номинальный директор». В менее официальном обороте применяются другие термины, например, «номинал», производное от него «гном», еще «дроп», «космонавт», «олень».
Известный термин «зицпредседатель», на мой взгляд, используется мало, больше для объяснения смысла тем, кто не понимает других терминов, чем обозначения при общении. Или потому что «сидеть» (а именно такой смысл по немецкому языку дает приставка «зиц»), теперь не является главной задачей, причины использования преобладают другие или на фоне общего упрощения речи, плюс «есть термины короче и современнее». Например, тех номинальных руководителей, кто «готов идти до конца во всем видам ответственности» теперь порой называют «танкистами».
Причины использования номинальных руководителей
Привожу по опыту, кому что говорили и что оказывалось. Естественно, не всегда обещания совпадали с реальностью. Получается такой список распространенных причин (от популярных и правдиво сообщаемых к менее распространенным и чаще скрываемым):
- Временные: сейчас некому, а уже надо, вот-вот появится другой, он и будет. Например, в отъезде, меняет паспорт, увольняется с другого места, компания продается и новый участник назначит нового руководителя и т.п.
- Персональные: нет возможности, так как реальный руководитель занят на других должностях, ему запрещено в силу особого статуса или наличия предусмотренных законом ограничений. Например, должность на государственной службе, наказание в виде дисквалификации, действие запрета на руководство из-за исключенных из ЕГРЮЛ юридических лиц с задолженностью перед бюджетом или юридических лиц с записями о недостоверности.
- Тактические: для сохранения в тайне информации о реальном руководителе, связи данного юридического лица с другими. Например, чтобы не придиралась налоговая, силовики, антимонопольная службы, конкуренты, для участия в торгах и т.п.
- Защитные: для освобождения реального руководителя от обязанностей, вытекающих из факта осуществления руководства. В зависимости от «куралесности» реального руководителя начиная с обязанности хранить и предъявлять документы по деятельности и отчетности соответствующего юридического лица, до уплаты налогов и сборов, возмещения убытков и вреда и вплоть до реального исполнения значения приставки «зиц».
На первый взгляд для неискушенного кандидата некоторые из названных причин могут показаться вполне себе разумными, заслуживающими доверия, тем более «за соответствующее вознаграждение».
Вот только река эта мутная, где дно – с берега не увидеть, а когда вошел, оказывается, что и не река вовсе, а болото – засасывает: правду могут не сказать, а даже если и сказали – не всегда смогут и пожелают выполнить обещанное или банально обманут.
Например, «временное» назначение становится постоянным – никто не принимает мер, чтобы «сменить директора» или могут преступление совершить «под прикрытием такого директора», похитить деньги, поступившие на счет от контрагента, налоги не заплатить и т.п.
Виды номинальных руководителей.
1. По степени участия: активные и пассивные.
- Активные – способствовавшие приобретению номинального статуса своими действиями и (или) принимавшие «участие» в деятельности «руководимого» юридического лица. Например, совершавшие действия по возложению на себя полномочий в «руководимом юридическом лице», путем подачи документов в регистрирующие органы, действия по реализации полномочий: выдавая доверенности на управление другим лицам, принимая решения по указанию других заинтересованных лиц, участвуя в переговорах, подписывая документы, давая объяснения и показания по ходу своей деятельности о том, что «они тут работают» и т.п..
- Пассивные – стали номинальными руководителями без совершения каких-либо действий для приобретения статуса и не совершавшие никаких действий после. Сюда относятся как осведомленные о своем статусе, так и неосведомленные (да, и такое на самом деле возможно), о таких – отдельно.
По частному признаку участия – личному подписанию от своего имени документов по «руководимому» юридическому лицу в процессе «руководства» еще различаются: подписные и неподписные номинальные руководители. Каждый «пассивный» — «неподписной», но не каждый «активный» — «подписной».
Как правило, «неподписные», это те, кого заманили по «временным» причинам, так как часто этому сопутствует введение в заблуждение.
Например, популярно в Москве у некоторых «юрфирм» брать на работу «курьеров с обязанностью подачи документов». Оплату обещают приличную, а по факту кандидатам предлагается регистрировать на себя юридические лица и относить документы в регистрирующий орган, получая там потом документы о государственной регистрации.
Впоследствии эти пакеты документов продаются как «готовые фирмы» и не всегда «приобретатели» заботятся о смене участника и руководителя, порой их интерес в том и состоит, чтобы «накуролесив, повесить все хвосты на того, кто указан в ЕГРЮЛ».
2. По степени занятости (доходу от статуса и числу «руководимых» юридических лиц):
- любители – получают дополнительный источник дохода, случайный заработок.
- профессионалы – получают основной источник дохода
- «массовые» – имевшие статус в пяти и более юридических лицах;
- «немассовые» – имеющие статус в одном-четырех юридических лицах.
Ценность кандидата для «работодателя» — лица, заинтересованного в «номинальном руководителе», обычно обратно пропорциональна: «большой стаж и опыт работы» тут обычно не приветствуются, чем меньше «руководимых» юридических лиц, тем лучше, поскольку «массовость» является самым популярным внешним критерием для предварительной оценки и причиной внимания со стороны контролирующих органов.
Названные категории между собой не связаны. Любитель может быть «немассовым», а потом стать «массовым», так и оставаясь любителем. Профессионал может быть «массовым», а может быть и оставаться «немассовым» хорошо зарабатывая на одном-двух юридических лицах.
В современных условиях карьера «массовых» коротка, поскольку налоговые органы имеют средства для пресечения их активности (реализуя свои полномочия в борьбе за достоверность ЕГРЮЛ). А если совпадает и с «волей конкретного регистрирующего органа», то останавливают очень быстро.
«Текучка кадров» и корысть побуждают заинтересованных лиц постоянно вести поиски кандидатов, используя смекалку и разные способы. Один из вариантов – вербовка в регионах.
Однажды видел такого токсичного пассажира в самолете: бормотал на весь салон, как его хорошо заправленного отправили домой после недельного тура по нотариусам Москвы. Речь была бессвязной, но мне удалось понять, кто он и чем занимался.
3. По отношению к «работе» (до того, как «запахло жареным», т.е. начали воплощаться риски):
- «честные» – выполняющие достигнутые «с работодателем» договоренности;
- «хитрые» – при возможности договоренности нарушающие. Например, от «мирного» нарушения обещания «быть директором в одной» и «навешивания на себя» полномочий по максимально возможному числу юридических лиц, пока «в дверь не постучали», смены имени, паспорта, быстрого «отказа от фирм», до спланированного увода денег с расчетного счета или захвата других активов.
4. Все вышеназванные категории основаны на внешних признаках, а по внутреннему отношению к приобретению «номинального статуса» можно различать:
- «спецы» — знают и понимают, что становятся номинальными руководителями. Именно об этом с ними договариваются «работодатели» (лично или через посредников).
- «чайники» — или вообще не понимают, что приобрели статус, или искренне уверены в своей «руководящей» роли, пребывая в заблуждении. В ход идут у вербовщиков разные соблазнительные легенды-«наживки», например, о совместном ведении бизнеса, необходимости «зарегистрировать свою компанию, чтобы стать нашим эксклюзивным торговым представителем» или получить заем на выгодных условиях, кто-то откликается на просьбы друзей-знакомых о помощи, искренне не понимая последствий.
5. Среди «спецов» можно различать:
- «послушных»
- «самостоятельных».
В «послушных» чаще оказываются люди скромные, иногда, и без высшего образования. Кстати, поэтому у налоговых популярно интересоваться при допросах руководителей наличием высшего образования.
Хотя бывают исключения: в некоторых компаниях принято «распределять полномочия номинальных руководителей» в так называемых обслуживающих компаниях-спутниках своим сотрудникам, особенно юристам, порой целые юридические отделы холдингов «номиналят у контрагентов».
Видимо, руководство полагает это «хитрым ходом» — немассовые и юридически грамотные номинальные руководители получаются, но и такое может выйти боком, когда юристы умело выкручиваются и проверяющие понимают что к чему.
Названия говорят за себя: первые получают дополнительный или основной доход, выполняя чужие указания, а вторые «работают на себя». Как? Без посредников реализуя заинтересованным лицам «потребительскую ценность» — свое «номинальное руководство».
Например, регистрируя для последующей продажи юридические лица или выступая в качестве руководителя юридических лиц при прекращении их деятельности.
Или недавно рассказал доверитель о схеме работы номинальных руководителей с другим направлением – «перезакрытие НДС» путем «переписания с ненадлежащего контрагента» (из-за которого претензии у налоговой) на «годного контрагента» (по мнению налоговой).
Вот только через некоторое время произошла смена кадров в налоговой и новый «годный контрагент» стал негодным. А руководитель «нового годного, а теперь негодного» контрагента, бывший сотрудник полиции, все свои юридические лица уже успел ликвидировать.
Среди «самостоятельных» чаще встречаются юристы, экономисты, бывшие сотрудники. В прошлые годы меньшего контроля и большого размаха субъектной налоговой оптимизации с сопутствующими массовыми регистрациями юридических лиц такой практикой некоторые «спецы-профессионалы» номинального руководства зарабатывали себе на активы и сворачивали свою практику. Теперь все гораздо сложнее.
По своему городу знаю давнюю историю о самостоятельной работе одного юриста номинальным руководителем. Он банально создавал общества с ограниченной ответственностью, в которых был участником и директором и продавал такие «готовые фирмы». Нотариального оформления отчуждения долей тогда еще не требовалось и договоры по долям составлялись в простой письменной форме.
Естественно, не все договоры содержали достоверные сведения, не все приобретатели вносили изменения, даже ЕГРЮЛ еще тогда не было. Зарабатывал хорошо, продавал много и в итоге «критическая масса хвостов» его достала настолько, что он прекратил свою практику и уехал в Москву.
Вспомнилась мне эта история лет через десять, когда проверяя документы, обратил внимание на знакомые местные цифры в начале ИНН московского нотариуса – судя по фамилии это был он, тот самый юрист, в прошлом массовый номинальный руководитель. Вот такой позитивный пример из прошлого. Теперь примеры другие.
Риски обладания статусом «номинальный руководитель»
Назову известные, именно «риски» — возможные вероятности малоприятных или неблагоприятных последствий от приобретения статуса «номинального руководителя».
Это не какие-то абстрактные «черные лебеди», а вполне прогнозируемые события, объективно притягиваемые приобретением статуса номинального руководителя.
Они могут «долго» не наступать, могут наступить некоторые, а могут и все, пусть и не сразу. Да, могут и вообще не наступить или оказаться для конкретного человека «не страшными», например, в силу высокой стрессоустойчивости, крепкого здоровья и отсутствия имущества. Но тут, как говорится, «кому как».
Итак, по порядку.
1. Коммуникативные риски – может измениться круг общения, в худших случаях – на продолжительное время или появится новый опыт встреч и переговоров, в том числе жестких, в результате:
- встреч с представителями разных государственных органов: сотрудниками налоговых органов, полиции, следственного комитета, прокуратуры, ФСБ. Как в результате прихода, особенно первых из них, по месту жительства и по месту работы или вызова в соответствующие органы для опросов и допросов, в том числе с принудительной доставкой;
- встреч с другими заинтересованными лицами, которые в зависимости от своего интереса и культуры могут делать разные предложения с разными аргументами (от предложений что-то подписать, поучаствовать в выводе денег, захвате активов с аргументами от предложения крупных денежным сумм до применения морального и физического воздействия с выездами на природу или помещением в замкнутое пространство).
- назначения наказания связанного с ограничением или лишением свободы.
2. Материальные риски — возникновение денежных затрат в виде:
- расходов по защите своих интересов и выполнению обязанностей. В частности, свидетеля и привлекаемого к ответственности лица (на юридическую помощь, явку (поездки) в органы, суды и т.п.);
- уплаты санкций и обращения взыскания на имущество в результате привлечения к ответственности;
3. Репутационные — представляют собой последствия реализации предыдущих рисков. Информация об опросах, допросах, руководстве юридическими лицами, привлечении к уголовной ответственности отражается в информационных базах и может использоваться впоследствии при оценке соответствующего лица отрицательным образом (в результате не примут на работу, не дадут кредит (займ) и т.п.).
Плюс информация об участии в юридических лицах также доступна любым заинтересованным лицам по различным платным и бесплатным сервисам и может использоваться для оценки перспектив трудоустройства или иного сотрудничества с потенциальным кандидатом.
Так довелось помогать одному молодому человеку, который раньше оказывал услуги номинального руководителя. Договоренность о прекращении сотрудничества с «работодателем» достигнута, по всем юридическим лицам его полномочия руководителя прекращены, кроме одного.
Обращаюсь к представителям «работодателя», те говорят «не можем», так как запрет судебного пристава на внесение изменений, понятно незаконный, пообещали подать жалобу, а вскоре вообще разбежались.
В результате одно юридическое лицо с сомнительной историей «повисло на молодом человеке» в ЕГРЮЛ, а по месту его новой приличной работы «таким пятном на биографии» его стали попрекать. Благо, появилась возможность, и задачу удалось решить другим способом, попрекать его на работе перестали, а так мог и работы лишиться.
Вот по таким мотивам «работа номинальным директором» — это плохая затея. Об ответственности расскажу отдельно — там все просто и сурово.