Праворуб
Поиск специалиста
Юриста. Адвоката. Эксперта

Добро пожаловать!

Профессиональное общение. Уникальные процессуальные документы. Актуальная судебная практика. Квалифицированная помощь.

Приветственное видео

Уважаемые коллеги!

Предлагаю обсудить проект Постановления Пленума ВС РФ «О практике применения законодательства, регламентирующего рассмотрение уголовных дел в суде первой инстанции
в общем порядке судопроизводства»,  и который заменит  постановления Пленума от 17 сентября 1975 года № 5 «О соблюдении судами Российской Федерации процессуального законодательства при судебном разбирательстве уголовных дел»  и от 29 августа 1989 года № 4 «О соблюдении судами Российской Федерации процессуального законодательства при рассмотрении уголовных дел по первой инстанции».

Указанный проект обсуждался на сайте новой адвокатской газеты здесь и здесь.

В указанном проекте на мой взгляд имеется разъяснение, которое отрицательно повлияет на возможность признания судом доказательства недопустимым.

Так, в пункте 14 содержится следующее разъяснение: Рассматривая ходатайства сторон о признании доказательств недопустимыми по основаниям, указанным в пункте 3 части 2 ст. 75 УПК РФ, суд должен выяснять, в чем конкретно выразилось нарушение требований уголовно-процессуального закона. Доказательства признаются недопустимыми, если были допущены существенные нарушения установленного уголовно-процессуальным законодательством порядка их собирания и закрепления, а также если собирание и закрепление доказательств осуществлено ненадлежащим лицом или органом либо в результате действий, не предусмотренных процессуальными нормами.

Тогда как часть 1 ст. 75 УПК РФ говорит нам, что доказательства, полученные с нарушением требований УПК РФ являются недопустимыми. И из смысла данной нормы следует, что  доказательства будут являться недопустимыми, вне зависимости от того является ли существенным нарушение или нет.

В связи с чем, полностью согласен с мнением  адвоката Насонова С, А,, приведенным в новой адвокатской газете: 

Такая трактовка является ограничительным толкованием существующих норм Конституции РФ и УПК РФ.

В ч. 2 ст. 50 Конституции РФ говорится, что при осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона....

Термин «существенные» является сугубо оценочным и не имеет никаких, даже рамочных, критериев (в отличие, скажем, от термина «восполнимые нарушения»). На практике подобное разъяснение приведет к судейскому произволу, когда один судья будет считать что-либо нарушением, а второй – нет.
Кроме того, острейшей проблемой современной практики является широкое применение судами порочной доктрины «технической ошибки», когда любую девиацию процессуальной формы доказательства можно расценить как техническую ошибку и отклонить ходатайство о признании его недопустимым. Указанное разъяснение в ППВС приведет к учащению случаев применения указанной доктрины и постепенному умалению института допустимости доказательств, который и так находится в плачевном состоянии.

Но несмотря на такое отрицательное разъяснение Пленума, отмечу положительный момент по вопросу о признании доказательства недопустимым, так из абзаца 2 пункта 14 следует, что:

установленные в части 4 ст. 235 УПК РФ для предварительного слушания правила, согласно которым при рассмотрении ходатайства стороны защиты о признании доказательства недопустимым на том основании, что оно было получено с нарушением требований уголовно-процессуального закона, бремя опровержения доводов стороны защиты возлагается на государственного обвинителя, а в остальных случаях – на сторону, заявившую ходатайство о признании этого доказательства недопустимым, распространяются и на судебное разбирательство.

Полагаю, что указанное разъяснение должно принести однообразие в судебную практику по разрешению ходатайства о признании доказательства недопустимым, заявленном в судебном разбирательстве. Поскольку в настоящее время имеется разная практика разрешения такого ходатайства, например суд может разрешить ходатайство «протокольно»,  а может разрешить и в итоговом решении по делу, при этом не выслушав доводы прокурора по указанному ходатайству.

В указанном проекте имеются разъяснения и по вопросу  привлечения специалиста. 

адвокаты Насонов С, А, и Паничева А.И,  полагают, что проект Пленума исключает возможность внепроцессуального получения защитником заключения специалиста и обязательность допроса специалиста, явка которого в суд обеспечена стороной защиты, если до этого он не участвовал в процессе, что позволит судам не допускать в судебное разбирательство лиц, которые смогут профессионально оспорить компетентность экспертов, научность примененных в экспертизах методик и прочего. Ссылаясь при этом на пункт 18, который звучит так: 

Специалист, принимавший участие в производстве следственного действия либо представлявший свое заключение, приобщенное к делу в качестве доказательства, при необходимости может быть допрошен в судебном заседании об обстоятельствах производства этого следственного действия по вопросам, входящим в его профессиональную компетенцию, а также для разъяснения выраженного им суждения по этим вопросам. Такой допрос проводится по правилам допроса свидетеля и с разъяснением специалисту его прав и ответственности, предусмотренных ст. 58 УПК РФ.

По смыслу положений части 4 статьи 271, части 1 статьи 58 и части 4 ст. 80 УПК РФ в их взаимосвязи суд не вправе отказать в удовлетворении ходатайства о допросе лица, ранее привлекавшегося к расследованию или судебному рассмотрению дела в качестве специалиста и явившегося в судебное заседание по инициативе любой из сторон. 

Однако,  с указанными мнениями я не могу согласиться. Так, исходя из анализа указанного разъяснения, следует, что препятствий для получения защитником заключения специалиста не имеется, поскольку  указанное разъяснение относится именно к заключению специалиста, которое приобщено к уголовному делу в качестве доказательства и соответственно оно может быть исследовано в судебном заседании.

Полагаю, что коллеги Насонов С.А. и Паничева А.И. неправильно распространяют положения пункта 18 о  том, что специалист, который ранее принимал участие в предварительном расследовании, при необходимости  может быть допрошен в судебном заседании, на специалиста, ранее не участвовавшего в уголовном процессе и не представлявшего заключение, в связи с чем, они делают вывод о том, что судом может быть отказано в его допросе в судебном заседании. Однако пункт 19 проекта Пленума гласит:

что в соответствии с частью 21 ст. 58 УПК РФ стороне защиты не может быть отказано в удовлетворении ходатайства о привлечении к участию в судебном разбирательстве специалиста для разъяснения вопросов, входящих в его профессиональную компетенцию, если не имеется предусмотренных ст. 71 УПК РФ оснований для его отвода. С учетом положений уголовно-процессуального закона о равенстве прав сторон в удовлетворении такого ходатайства не может быть отказано и стороне обвинения.

Таким образом, проект Пленума не содержит оснований, кроме приведенных в статье 71 УПК РФ для отказа в ходатайстве защитника о вызове специалиста в судебное заседание.

15.12.2017
2
16
4
Автор публикации
Россия, Санкт-Петербург и область, Санкт-Петербург
адвокат по уголовным и гражданским делам
Получить персональную консультацию

Ваши голоса очень важны и позволяют выявлять действительно полезные материалы, интересные широкому кругу профессионалов. При этом бесполезные или откровенно рекламные тексты будут скрываться от посетителей и поисковых систем (Яндекс, Google и т.п.).

Полезная публикация? Нажми «Да»! Зачем?
Документы
Вы можете получить доступ к документам оформив подписку на PRO-аккаунт или приобрести индивидуальный доступ к нужному документу. Документы, к которым можно приобрести индивидуальный доступ помечены знаком ""
1.Проект Пленума93.5 KB
Комментарии (16)
      15 Декабря 2017, 23:11 #

      Уважаемый Валерий Юрьевич, понятие «несущественные» нарушения, с моей точки зрения, развяжет руки не только судам, но и тем лицам, которые осуществляют сбор доказательств.  Страшно на все происходящее смотреть. Нарушения закона либо есть, либо их нет. Это подмена понятий в чистом виде. Такие законодательные «перлы» размывают и извращают понятия законности и правильного применения норм действующего законодательства. Большая часть указанного проекта пленум противоречит позиции вышестоящих судов и нормам УПК РФ.

      +6
      Свернуть ветку

        Уважаемая Виолетта Сергеевна, полностью с Вами согласен, в частности эта «несущественность» уже развязывает руки судам при решении вопроса о возвращении уголовного дела прокурору, а что будет с доказательствами даже представить сложно.

        +4
        Свернуть ветку
          15 Декабря 2017, 23:44 #

          Уважаемый Валерий Юрьевич, а п.6 это вообще огонь. Про ходатайства. Теперь сторону защиты можно смело будет «послать» прикрываясь пленумом.

          +4
          Свернуть ветку
              16 Декабря 2017, 00:28 #

              Уважаемый Валерий Юрьевич, не могу с Вами согласиться, поскольку в проекте пленума дословно указано: Когда такое ходатайство не может быть разрешено судом по существу непосредственно после заявления, суд отказывает в его удовлетворении, указав мотивы принятого решения, и разъясняет лицу право вновь обратиться с ходатайством в ходе дальнейшего слушания дела.

              +3
              Свернуть ветку

                Уважаемая Виолетта Сергеевна, здесь суд конкретизировал скорее срок разрешения ходатайства, поскольку ст. 271 УПК РФ такого срока не содержит. При этом как и указано в пленуме, а также в самой 271ой статье, сторона защиты не лишена возможности повторно заявить ходатайство. При этом, самое главное, что пленум обязывает изложить суд мотивы принятого решения. Поэтому не сказал бы, что этот пункт такой уж отрицательный.

                +3
        16 Декабря 2017, 21:43 #

        Уважаемая Виолетта Сергеевна,
        понятие «несущественные» нарушения, с моей точки зрения, развяжет руки не только судам, но и тем лицам, которые осуществляют сбор доказательств. А разве адвокатам запрещено собирать доказательства?
        Ой, что будет…

        +1

      Аналогично положениям о специалисте считаю, что с учётом равенства сторон сторон защиты не может быть отказано в проведении экспертизы тем экспертным учреждением или тем экспертом, которые предложены защитником и по вопросам, которые предложены со стороны защиты.

      +4

      Уважаемый Валерий Юрьевич, ох как ждут суды этот пленум.  Под несущественные нарушения требований закона можно подвести что угодно. Сейчас они так и делают без всякого пленума. А после фактически узаконят нарушение УПК и Конституции. Думаю, в случае принятия Конституционный суд может поправить. Толковать Конституцию такими размытыми терминами нельзя.

      +4
      Свернуть ветку

        Уважаемый Николай Васильевич, но думаю особенно ждут его  следователи, дознаватели, который полностью «развяжет» им руки. Полностью согласен с Вами, что в случае  принятия Пленума в такой редакции и мотивировкой суда о том, что  доказательства получены с несущественными нарушениями, а потому не могут быть признаны недопустимыми, безусловно имеет смысл обращаться в Конституционный Суд.

        +2

      Уважаемый Валерий Юрьевич,
      Про «существенность».
      Да собственно говоря она и так была и есть во всех процессуальных кассациях.
      А в Уголовном процессе — ещё и в апелляции в части нарушения УПК РФ.
      Так, что сначала надо задавать вопросы г-ну Крашенинникову.
      А потом уже г-ну Лебедеву.

      +1
      19 Декабря 2017, 16:46 #

      Уважаемый Валерий Юрьевич, «маразм крепчает», поэтому неудивительно, что  ВС РФ опускает «существенность» из небес (из надзора, кассации, апелляции) на землю  (в  суд 1-ой инстанции).

      Качество работы правоприменителей (следствие, дознание, прокуратура, суд 1-ой инстанции) продолжает ухудшаться:  в жизнь выходят  дети, получившие образование в эпоху Путина.

      Государству  нужно как-то компенсировать  недостатки  деятельности  «опричников», а также  развязать  руки  для  обвинения и суда. 

      Возникает  вопрос: есть ли  смысл  обсуждать проект ППВСРФ,  а  если  такой  смысл  существует, тогда  какова  ценность  такого  обсуждения?

      «Небожителям» из ВС РФ  безразлично  наше  мнение,  КС РФ  не будет  рассматривать  жалобу, поданную на  ППВСРФ.

      Проект  постановления, подвергнутый  анализу,  не является уникальным:  Пленум ВС РФ  уже  много раз  «радовал»  нас  постановлениями, которые  явно противоречат  законодательству (или создают новую  норму  права, что тоже является нарушением  закона).

      Одним ляпом больше, одним ляпом меньше — разве это существенно ?

      +1

Ваши голоса очень важны и позволяют выявлять действительно полезные материалы, интересные широкому кругу профессионалов. При этом бесполезные или откровенно рекламные тексты будут скрываться от посетителей и поисковых систем (Яндекс, Google и т.п.).

Полезная публикация? Нажми «Да»! Зачем?

Для комментирования необходимо Авторизоваться или Зарегистрироваться

Вопросы и ответы онлайн (архив)
Нужно ли специально указывать в тексте кассационной жалобы, что согласно Пленуму ВС РФ от 09 июля 2019 ...
user40407
10 Октября 2019, 00:01
Статьи
"Независимость" от Минюста. Что ордер новый нам готовит?
Адвокат
Бондарчук Владимир Юрьевич
21 Октября 2024, 11:26
Вопросы и ответы онлайн (архив)
Что делать, если нам сократили отдых на 1 день и нахамили при этом?
uvita2009-qu
08 Октября 2014, 15:42
Личные блоги
ВС РФ напомнил, что владелец организации, намеренный прекратить ее деятельность, должен "убрать за с...
Юрист
user68175
05 Июля 2024, 09:46
Вопросы и ответы онлайн (архив)
Бездотационный дома очередникам и на что стоит рассчитывать нам в плане жил.площади!
katya2011
27 Апреля 2011, 09:41
Личные блоги
Новый пленум ВС РФ о практике применения норм о компенсации морального вреда
Адвокат
brat-advokat
18 Ноября 2022, 21:50
Статьи
Очередная отмена штрафа по «газону» (ст.8.25 КоАП Москвы, штраф 300 т.р.) при условии, что в Гагаринском ...
Адвокат
lexext74
23 Августа 2019, 14:54
Верховный суд РФ
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 23 июня 2015 г. № 25 "О применении судами некоторых положений ...
Адвокат
Администратор
01 Июля 2015, 09:21
Статьи
Кумулятивный перевод долга, уступка с нарушением запретов, свобода договора цессии и другие разъяснения ...
Адвокат
user20582
18 Января 2018, 15:26
Статьи
Нам бы день простоять, да год продержаться!
Адвокат
Шелестюков Роман Николаевич
27 Августа 2018, 11:28
Вопросы и ответы онлайн (архив)
Нужно ли специально указывать в тексте кассационной жалобы, что согласно Пленуму ВС РФ от 09 июля 2019 ...
user40407
10 Октября 2019, 00:01
Статьи
"Независимость" от Минюста. Что ордер новый нам готовит?
Адвокат
Бондарчук Владимир Юрьевич
21 Октября 2024, 11:26
Вопросы и ответы онлайн (архив)
Что делать, если нам сократили отдых на 1 день и нахамили при этом?
uvita2009-qu
08 Октября 2014, 15:42
Личные блоги
ВС РФ напомнил, что владелец организации, намеренный прекратить ее деятельность, должен "убрать за с...
Юрист
user68175
05 Июля 2024, 09:46
Вопросы и ответы онлайн (архив)
Бездотационный дома очередникам и на что стоит рассчитывать нам в плане жил.площади!
katya2011
27 Апреля 2011, 09:41
Личные блоги
Новый пленум ВС РФ о практике применения норм о компенсации морального вреда
Адвокат
brat-advokat
18 Ноября 2022, 21:50
Статьи
Очередная отмена штрафа по «газону» (ст.8.25 КоАП Москвы, штраф 300 т.р.) при условии, что в Гагаринском ...
Адвокат
lexext74
23 Августа 2019, 14:54
Верховный суд РФ
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 23 июня 2015 г. № 25 "О применении судами некоторых положений ...
Адвокат
Администратор
01 Июля 2015, 09:21
Статьи
Кумулятивный перевод долга, уступка с нарушением запретов, свобода договора цессии и другие разъяснения ...
Адвокат
user20582
18 Января 2018, 15:26
Статьи
Нам бы день простоять, да год продержаться!
Адвокат
Шелестюков Роман Николаевич
27 Августа 2018, 11:28
Ваши персональные заметки к публикации
Видны только вам
Рейтинг публикации: «Что новый Пленум нам готовит?» 3 звезд из 5 на основе 17 оценок.
ПЕРСОНАЛЬНАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ
Сложные гражданские, уголовные и административные дела экономической направленности.
Дорого, но зато качественно. Все встречи и консультации, в т.ч. дистанционные только по предварительной записи.
ПЕРСОНАЛЬНАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ
Защита директоров и собственников. Субсидиарка. Банкротство. Налоги. КИИ. 17+ лет опыта, 250+ кейсов на портале. Сопровождение и защита бизнеса. В том числе онлайн по всей России | @fishchuk_pravo
ПЕРСОНАЛЬНАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ
компетенции: трейдинг, инвестиции, страхование, налоги, юридические лица, долги, ответственность, комбинации.
Консультации, дела.
Действую с интересом, спокойно и тщательно, очно и дистанционно.
Разместить свою визитку
Похожие публикации
Нужно ли специально указывать в тексте кассационной жалобы, что согласно Пленуму ВС РФ от 09 июля 2019 ...
Вопросы и ответы онлайн (архив), 10 Октября 2019, 00:01 10 Октября 2019, 00:01
"Независимость" от Минюста. Что ордер новый нам готовит?
Статьи, 21 Октября 2024, 11:26 21 Октября 2024, 11:26
Что делать, если нам сократили отдых на 1 день и нахамили при этом?
Вопросы и ответы онлайн (архив), 08 Октября 2014, 15:42 08 Октября 2014, 15:42
ВС РФ напомнил, что владелец организации, намеренный прекратить ее деятельность, должен "убрать за с...
Личные блоги, 05 Июля 2024, 09:46 05 Июля 2024, 09:46
Бездотационный дома очередникам и на что стоит рассчитывать нам в плане жил.площади!
Вопросы и ответы онлайн (архив), 27 Апреля 2011, 09:41 27 Апреля 2011, 09:41
Новый пленум ВС РФ о практике применения норм о компенсации морального вреда
Личные блоги, 18 Ноября 2022, 21:50 18 Ноября 2022, 21:50
Очередная отмена штрафа по «газону» (ст.8.25 КоАП Москвы, штраф 300 т.р.) при условии, что в Гагаринском ...
Статьи, 23 Августа 2019, 14:54 23 Августа 2019, 14:54
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 23 июня 2015 г. № 25 "О применении судами некоторых положений ...
Верховный суд РФ, 01 Июля 2015, 09:21 01 Июля 2015, 09:21
Кумулятивный перевод долга, уступка с нарушением запретов, свобода договора цессии и другие разъяснения ...
Статьи, 18 Января 2018, 15:26 18 Января 2018, 15:26
Нам бы день простоять, да год продержаться!
Статьи, 27 Августа 2018, 11:28 27 Августа 2018, 11:28
Продвигаемые публикации