В 1899 году в Нью-Йорке зафиксирован первый случай гибели пешехода под колесами автомобиля.
К 1930-му году смертность в мире дошла до отметки 15,6 человека на 100 миллионов миль (общий пробег всех выпущенных на тот момент машин) и для того чтобы исследовать поведение человеческого тела во время аварии, компания «General Motors» провела в 1934 году первый в истории краш-тест с искусственным перекрытием.
До этого автопроизводители разбивали машины (без манекенов) скорее для того, чтобы посмотреть на качество сборки, и такие тесты не были зафиксированы.
Машины разбивали об стены, друг о друга, врезали их в грузовики и любые другие препятствия.
После долгих обсуждений, автопроизводители Детройта пришли к выводу, что на сиденья разбиваемых, в краш-тестах автомобилей, необходимо усаживать человеческие трупы.
Это была новая глава в исследовании безопасности автомобилей.
На водительском и пассажирском креслах моделей «GM» размещали трупы только белых пожилых людей, умерших ненасильственной смертью.
После 1950 года количество выпускаемых моделей, а так же их модификаций, значительно возросло.
Подобные испытания не показывали, как ведут себя во время ДТП пассажиры-дети, подростки, либо люди у которых комплекция, отличалась от стандартной комплекции пожилого человека.
Но самое главное, человеческие тела нельзя было использовать повторно.
К началу 1960-ых годов прошлого века производители начали использовать в качестве манекенов свиней, которым давали наркоз.
Внутренняя структура этих животных максимально похожа на строение человека, к тому же свинью было просто разместить в сидячем положении.
Применение животных значительно ускорило развитие пассивных систем безопасности.
Именно свиньи принесли в наши машины складывающиеся рулевые колонки, травмобезопасную переднюю панель, внутреннее зеркало заднего вида, не травмирующее голову во время ДТП, и другие активной и пассивной безопасности автомобиля.
К концу 70-ых годов прошлого века назрела необходимость формирования идеи единой концепции краш-тестов, а так же организации контроля над проведением подобных тестов.
Родилась вышеупомянутая идея в Национальной ассоциации безопасности дорожного движения (NHTSA) — США и получила обозначение, известное теперь во всем автомобильном мире – NCAP (New Car Assessment Program).
Свой первый тест Национальная ассоциация безопасности дорожного движения, NHTSA, провела в 1979 году.
К 2012 году краш-тесты «NHTSA» (США) имеют следующую программу испытаний, где основными тестами являются первые два из списка:
- Фронтальный удар со 100% перекрытием в жесткий барьер на скорости 56 км/ч, а так же на скорости 39.8 км/ч, на переднем водительском и пассажирском сиденье размещаются два манекена, пристегнутые ремнями безопасности;
- Боковой удар, испытуемое транспортное средство подвергается удару специализированной тележкой массой 1368 кг, на скорости 62 км/ч с закрепленным жестким барьером, под углом 270 к поперечной оси и перпендикулярно относительно автомобиля, в испытуемом автомобиле размещаются два манекена, один на водительском месте, другой на заднем сиденье за водителем, оба пристегнуты ремнями безопасности;
- Боковой удар о столб, автомобиль ударяется о цилиндрическое препятствие диаметром 25 см на скорости 32 км/час под углом 75 градусов;
- Тест на опрокидывание, испытание в движении проводится с предварительно взвешенным транспортного средством, которое имитирует загрузку пятью пассажирами и полным баком топлива.
Происходит имитация аварийной смены полосы движения в это время компьютеры измеряют перемещение покрышек.
Если две шины одновременно поднялись, по крайней мере, на 5,1 см от земли, автомобиль считается в зоне риска переворота; - Тест систем предупреждения о фронтальном столкновении;
- Тест систем удержания в полосе;
- Тест систем стабилизации;
- Тест «чистота топливной системы» — тест на пожарную безопасность автомобиля, если в автомобиль, чей бак полон на 93 процента, врезается сзади со скоростью 50 километров в час плита весом 1,8 тонны, то он не должен терять в минуту более 30 миллилитров горючего.
Причём находясь в любом положении: на колёсах, на боку, на крыше.
Результаты тестов выполнены в форме отчетов на сайте «NHTSA» (ссылка https://www-nrd.nhtsa.dot.gov/...base/VSR/veh/QueryVehicle.aspx) в pdf формате.
В отчете указаны параметры испытуемого транспортного средства, прочностные характеристики барьера, глубина и уровень деформации автомобиля, сила удара в различных частях кузовных элементов автомобиля, момент времени, в который началась активация пассивных систем безопасности автомобиля, степень повреждения манекенов, а так же оценки безопасности транспортного средства по 5 бальной шкале (звезды).
А что же прогрессивная Европа?
Одни из родоначальников европейской системы испытаний безопасности автомобилей стала компания «Volvo».
Первые тесты по исследованию эффективности использования трёх-точечных ремней безопасности, впервые в мире были проведены в 1959 году, что в последействии привело к созданию в компании специального подразделения по изучению аварий, «Accident Research Team». К началу 70-ых годов 20 века, эксперты этого подразделения выезжали вместе с полицией на ДТП.
Разбирая на месте каждый случай, эксперты и специалисты шведы искали не только причины аварии, но и технические возможности уменьшить ее последствия, прежде всего, чтобы изменить конструкцию автомобилей для повышения безопасности.
Современная европейская организация – «Европейский комитет Euro NCAP» был учрежден в декабре 1996 года.
Сейчас его образуют правительственные организации Швеции, Нидерландов, Великобритании, Каталонии (Испания в эту систему организацию не входит), Франции, Германии и еще пять общественных, среди которых немецкий автоклуб «ADAC» и австрийский «ÖAMTC».
Результаты первых испытаний были опубликовали в 1997 году. С 2009-го, когда были серьезно пересмотрены принципы начисления баллов и звезд, методики «EuroNCAP» ужесточаются практически каждый год.
На сегодняшний день «EuroNCAP» проводит следующие тесты:
- фронтальный удар на 64 км/ч с перекрытием 40%, данное испытание имитирует лобовое столкновение автомобилей с идентичной массой.
Так как в большинстве лобовых крушений участвует лишь фрагмент передней части автомобиля, испытание проходит под углом, чтобы сымитировать столкновение на половину ширины автомобилей. В данном столкновении с барьером задействуется 40 процентов поверхности автомобиля.
Облицовка преграды деформируемая, чтобы можно было воссоздать натуральную ситуацию с деформируемыми автомобилями;
- фронтальный удар на 56 км/ч с перекрытием 100%, проводится по вышеуказанной схеме;
- боковой удар, «EuroNCAP» воспроизводит данный тип крушения с помощью мобильного деформируемого барьера – 950 кг (МДБ), сталкивая его с боковой частью автомобиля, в районе водительской двери, на скорости 50 км\ч.
Оценка защиты от травм в боковом столкновении проводится с помощью макета на водительском сидении;
- боковой удар о столб, в столкновении испытуемый автомобиль движется в боковом направлении со скоростью 29 км\ч в закрепленный столб.
Данный столб изготовлен таким образом (узкий), чтобы основная глубина разрушения приходилась на боковую часть автомобиля;
- стендовые испытания кресел;
- тест на безопасность пешеходов;
- тесты систем автоматического торможения перед автомобилями и пешеходами.
С 2009 года «EuroNCAP» начала практиковать испытания на безопасность при авариях, следствием которых являются «хлыстовые» травмы шеи, возникающие при ударах сзади.
Для проведения этих тестов используют платформы с помещенными на них креслами и манекенами, оснащенными датчиками.
Так же проводятся так называемые «смешанные» тесты. В одном из испытаний, чтобы выяснить степень травматизма от бампера, используются только ноги, а в другом капот со скоростью 40 км/час обстреливают из специальной пушки головами манекенов, как взрослого человека, так и ребенка.
С 2010 года «EuroNCAP» регламентирует обязательное наличие в автомобиле системы курсовой устойчивости (ESC) в качестве стандартного оборудования, а с 2011-го года осуществляет проверку этой системы отдельным тестом, в ходе которого автомобиль, движущийся со скоростью 80 км/час, резко перестраивается с одной полосы на другую и обратно, а рулевое колесо поворачивается до 270 градусов.
Резюмируя вышеизложенное можно сказать, что тесты «EuroNCAP» покрывают достаточный диапазон несчастных случаев и дорожных происшествий.
Однако ряд опасных дорожных ситуаций не учитывается в краш-тестах «EuroNCAP», следовательно, в системе проведения тестов можно выделить следующие недостатки:
- нет теста на столкновение в заднюю часть автомобиля;
- нет теста на опрокидывание автомобиля;
- нет теста на столкновение двух автомобилей;
- нет теста на пожарную безопасность транспортного средства;
- в общем доступе находятся только основные данные краш-тестов, состоящие, максимум, из одной-двух страниц (ссылка https://www.euroncap.com/ru) с окончательной оценкой безопасности автомобиля, полный отчет доступен только при подписании договора и приобретении достаточно дорогой лицензии (ссылка http://www.crashtest-service.com).
Оценки безопасности автомобилей «EuroNCAP» выставляются по пяти-бальной системе (звезды) и носят несколько субъективный характер, так как, если методики оценки вероятности травм прописаны предельно чётко и имеют немало общего, то итоговая оценка безопасности — «звёздный рейтинг» подсчитывается произвольным образом.
В зачёт, например, может пойти наличие системы стабилизации, ассистента при перестроениях, наличие систем определения полосы движения и другие, что напрямую не влияют на безопасность автомобиля и защиту при возможном ДТП.
Для каждой методики авторы создают свои собственные способы подведения итогов.
Кроме наиболее известных американских и европейских организаций, проводящих краш-тесты, существуют еще несколько национальных систем:
«JNCAP — National Agency For Automotive Safety & Victims' Aid» (Япония),
«ANCAP — Australasian New Car Assessment Program» (Австралия, Новая Зеландия),
«C-NCAP — China New Car Assessment Program» (Китай),
«KNCAP — Korean New Car Assessment Program» (Южная Корея),
«LatinNCAP — Latin New Car Assessment Program» (Южная Америка).
В целом данные тесты являются урезанной версией «EuroNCAP».
А что же Россия?
Россия остаётся одной из немногих стран, в которой нет собственной системы независимых краш-тестов автомобилей.
В настоящее время в Российской Федерации проведение краш-тестов осуществляется в соответствии с ГОСТ Р 41.94-99 (Правила ЕЭК ООН N94) «Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения транспортных средств в отношении защиты водителя и пассажиров в случае лобового столкновения» и ГОСТ Р 41.95 99 (Правила ЕЭК ООН N95) «Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения транспортных средств в отношении защиты водителя и пассажиров в случае бокового столкновения» и технического регламента таможенного союза ТР ТС 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств» от 09.12.2011 г.
Каждый автомобиль, который собираются продавать в России, проходит испытания на полигоне «АВТОВАЗа» или Научно-исследовательского автомобильного и автомоторного института «НАМИ».
Машину ударяют во фронтальную часть о сминаемый барьер с 40% перекрытием на скорости 56 км/ч, затем производят удар в бок тележкой с таким же сминаемым коробом на скорости 50 км/ч и, наконец, производят столкновение сзади идентичной тележкой на скорости 36 км/ч.
Казалось бы, довольно исчерпывающие испытания, но суть, как водится, кроется в деталях.
Хотя технический регламент «О безопасности колёсных транспортных средств» и обязывает проводить испытания, но весьма расплывчато регламентирует отбор тестовых экземпляров и не предписывает публиковать полученные результаты.
Поскольку заказчиком выступает производитель, никто не мешает ему предоставить на тест машину, собранную заведомо более качественно, чем ее собратья по конвейеру, и проверенную заранее со всей доскональностью.
Более того, если испытания пройдут не самым лучшим образом, результаты можно не оглашать. В итоге, в общедоступном виде, потребителю, итоги краш-тестов доходят весьма выборочно и сугубо по воле самих производителей.
Например, данные об испытаниях «LADA Largus», пресс-служба «АВТОВАЗа» распространила спустя год после выхода модели на рынок, причем безо всякой конкретики, тест содержал лишь одну страницу формата «А4», против, например 323 страниц американского теста NHTSA «Тойота Camry».
Специалисты «АВТОВАЗа» лишь отметили, что модель «с запасом выполняет законные требования по безопасности». О риске же получить травму в ДТП или погибнуть, управляя сугубо российской машиной типа «LADA Kalina-2» или «Datsun On-do», можно только догадываться. В общем, о каком-либо объективном официальном исследовании автомобилей на пассивную безопасность России говорить не приходится.
Исправить частично ситуацию пытаются российские автомобильные журналисты, в 1996 году эксперты журнала «Авторевю» начали проводить свои собственные испытания.
Как правило, объектами тестов становились автомобили российских марок или российской сборки, которые не проходили тестов по другим методикам. В настоящий момент автомобильный журнал «Авторевю» зарегистрировал свой собственный стандарт испытаний – «ARCAP».
Однако никаких национальных особенностей, данная программа тестов, не имеет.
Подобно современному «EuroNCAP», российский краш-тест «ARCAP» это фронтальный удар автомобиля на скорости 64 км/ч о деформируемый барьер из алюминиевых сот, имитирующий переднюю часть легкового автомобиля.
Во время краш-теста, испытуемый автомобиль ударяется в препятствие только частью передка, с водительской стороны, перекрытие составляет 40%.
Такой удар моделирует встречное, смещенное лобовое столкновение двух автомобилей, примерно одинаковой массы на суммарной скорости 110 км/ч, когда обе движутся навстречу друг другу со скоростью 55 км/ч. В салоне находятся два пристегнутых ремнями безопасности манекена «Hybrid III». Испытания проводятся в России в сертифицированных лабораториях ударных испытаний «АвтоВАЗа», Дмитровского автополигона, а также в Чехии силами специалистов «TÜV SÜD Czech».
В общедоступном виде, итоги проведения краш-теста «ARCAP» никаких конкретных данных по величине (глубине) деформации кузова автомобиля, энергетической составляющей удара, критериев и времени активации подушек безопасности автомобиля, а так же множества других параметров столкновения, исчерпывающей фото-таблицы повреждений автомобиля не предоставляют.
Вы просите, что хотел сказать автор данной статьей?
Быть может нашим законодателям пора уже обратить внимание на данный вопрос и кроме пересмотра ПДД и повышения тарифов ОСАГО, заняться непосредственной деятельностью по профилактике безопасности дорожного движения, ведь введение национального (быть может, государственного) стандарта проведения подобных тестов смогло бы «убить нескольких зайцев»:
— подхлестнуть отечественных авто производителей в части улучшения критериев систем активной и пассивной безопасности выпускаемых транспортных средств (у всех специалистов на слуху «знаменитые» тесты УАЗ Патриот);
— создать некую базу столкновений, с имеющимися данными, применительно к нашим дорожным условиям;
— помочь нашим экспертам в расследовании механизма ДТП, опираясь на данные методики.