Предметом данного преступления являются специальные технические средства, предназначенные для негласного получения информации, перечень таких средств утвержден Постановлением Правительства РФ от 1 июля 1996 г. № 770.
Что же относится к специальным техническим средствам для негласного получения информации?
Согласно Постановлению Правительства РФ от 16 апреля 2012 г. № 314 «Об утверждении положения о лицензировании деятельности по выявлению электронных устройств, предназначенных для негласного получения информации (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)», к электронному устройству, предназначенному для негласного получения информации относится:
— специально изготовленное изделие, содержащее электронные компоненты, скрытно внедряемое (закладываемое или вносимое) в места возможного съема защищаемой акустической речевой, визуальной или обрабатываемой информации (в том числе в ограждения помещений, их конструкции, оборудование, предметы интерьера, а также в салоны транспортных средств, в технические средства и системы обработки информации)
Также согласно перечню видов специальных технических средств, предназначенных (разработанных, приспособленных, запрограммированных) для негласного получения информации в процессе осуществления оперативно-розыскной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 1 июля 1996 г. № 770, к данным средствам относятся:
1. Специальные технические средства для негласного получения и регистрации акустической информации.
2. Специальные технические средства для негласного визуального наблюдения и документирования.
3. Специальные технические средства для негласного прослушивания телефонных переговоров.
4. Специальные технические средства для негласного перехвата и регистрации информации с технических каналов связи.
5. Специальные технические средства для негласного контроля почтовых сообщений и отправлений.
6. Специальные технические средства для негласного исследования предметов и документов.
7. Специальные технические средства для негласного проникновения и обследования помещений, транспортных средств и других объектов.
8. Специальные технические средства для негласного контроля за перемещением транспортных средств и других объектов.
9. Специальные технические средства для негласного получения (изменения, уничтожения) информации с технических средств ее хранения, обработки и передачи.
10. Специальные технические средства для негласной идентификации личности.
Объективная сторона представлена следующими действиями лица, не имеющего лицензии на производство и оборот специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации:
— производство специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации;
— сбыт специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации;
— приобретение специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации.
Субъектом преступления является лицо, достигшее возраста 16 лет. Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом.
Итак, перечислены все признаки состава данного преступления кроме объекта.
Что же является объектом настоящего преступления?
Глава 19 Уголовного Кодекса РФ содержит преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина. Но глава 2 Конституции РФ не содержит прав, которые бы являлись объектом преступления ст. 138.1 Уголовного Кодекса РФ.
Возможно ст. 138.1 УК РФ направлена на защиту от незаконного собирания или распространения сведений о частной жизни лица, составляющей его личную или семейную тайну или на защиту от нарушений тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений.
Но данные общественные отношения, обеспечивающие гарантированное ч. 1 ст. 23 Конституции РФ, право каждого гражданина на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, чему корреспондирует установленный ч. 1 ст. 24 Конституции РФ, запрет собирать и хранить, использовать и распространять информацию о частной жизни лица без его согласия права граждан являются объектами преступлений, предусмотренных ст.ст. 137, 138 Уголовного Кодекса РФ.
Кроме того, в законе не определен момент окончания преступления. В какой момент данное преступление считается оконченным?
Считаем решение законодателя об утрате силы ч. 3 ст. 138 Уголовного Кодекса РФ в редакции Федерального закона от 22.12.2008 г. № 272-ФЗ, которая предусматривала уголовную ответственность за незаконные производство, сбыт или приобретение специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации и выделении в самостоятельный состав преступления ст. 138.1 Уголовного Кодекса РФ нецелесообразным. Так как охраняемый ст. 138.1 Уголовного Кодекса РФ объект не закреплен в Конституции РФ.
Возникает вопрос, волнующий многих людей, не желающих получить судимость по ст. 138.1 Уголовного Кодекса РФ - чем отличается техническое средство, «попадающее» под действие ст. 138.1 Уголовного Кодекса РФ, от «легального»?
1. Специальные технические средства для негласного получения и регистрации акустической информации.
2. Специальные технические средства для негласного визуального наблюдения и документирования.
Что попадает под эти два пункта?
К примеру: Видеоняня Philips-Avent SCD 600. Артикул: 3464614 | от 7 450 р. в разных магазинах.
«Видеоняня Philips-Avent SCD 600 состоит из приемника и передатчика, позволяющего вести мониторинг и передавать сигнал на расстояние до 150 метров, в том числе из другой комнаты или с другого этажа. Ночной режим передает четкую картинку в темное время суток, благодаря функции инфракрасного видения ...».
Другой пример: Видеорегистратор (англ. Digital Video Recorder, DVR, цифровой видеорегистратор) — устройство, предназначенное для записи, хранения и воспроизведения видеоинформации.
Видеорегистраторы, в основном, используются в системах видеонаблюдения как стационарных (на объектах), так и подвижных (например, автомобильные видеорегистраторы).
И тот и другой приборы вполне можно использовать для «негласного получения и регистрации акустической информации и для негласного визуального наблюдения и документирования».
Не говоря уже о мобильном телефоне, оснащенном видеокамерой способном транслировать видео- и аудиоряд куда пользователю заблагорассудится.
Таким образом, практически любое устройство, оснащенное функциями аудио- и видеозаписи можно использовать для целей, перечисленных выше.
Мы намеренно заострили внимание только на первых двух пунктах. Остальные пункты перечня видов специальных технических средств ничем не отличаются от первых двух.
К примеру: «Специальные технические средства для негласного проникновения и обследования помещений, транспортных средств и других объектов».
Во времена, когда мечтой всех автовладельцев была «вишневая девятка», таковым специальным техническим средством был отрезок стальной проволоки, изогнутый буквой «г». Данное специальное техническое средство позволяло «негласно проникать» во все ВАЗовские авточудовища серий 08 и 09. Да и сейчас позволяет. Передача проволочки, загнутой буквой «г» другому лицу, в принципе, можно трактовать, как преступление, предусмотренное ст. 138.1 УК РФ.
Таким образом, попытка законодателя отделить «криминальные» специальные технические средства от «легальных», основываясь на расплывчатых определениях о назначении данных технических средств, оказались (в очередной раз) не только бесполезными, но и потенциально опасными для населения.
И никуда не деться от вывода о том, что не «железо» образует состав преступления, а умысел на его уголовно-наказуемое использование.
В очередной раз, вспоминая знаменитую оговорку, с последующим извинением, приходится констатировать: «Познер в чем-то был не прав».