— Думаете, мы верим этой вашей формуле?
— К сожалению, это не моя формула. Эти законы придумал другой учёный — Ньютон.
— Вызовем. Назовите полностью его имя и отчество, и место работы.
Из моего допроса в суде. Вопросы представителя ГИБДД.

Нередко в городах, да и на трассах, происходят попутные столкновения «паровозиком» нескольких машин. Приехавший на место ДТП сотрудник ГИБДД, как обычно, составляет схему ДТП, более или менее подробную, чем вполне удовлетворяет участников этого ДТП. Проблемы у кого-то из участников ДТП и его адвоката начинаются чуть позже при решении главного вопроса «Кто виноват?».

ГИБДД обычно не мудрит особо. Виноват тот, кто последний. На него, бедолагу, списывают всю цепочку впереди побитых машин, даже если он и вопиёт о том, что у него и его соседа спереди чуть поцарапаны бамперы, а где-то в середине цепочки есть машины, ставшие чуть ли не вдвое короче. И начинается судоговорение, как правило, без успеха для последнего.

Нет, ну конечно, бывают и вариации этой оперы. Первый и третий, сговорившись, могут аккуратно подставить и второго. И тогда второму, который остановился перед первым в нескольких сантиметрах, а потом получил удар сзади и наехал на первого, тоже не поздоровится.

А смысл этой статьи в том, что у наших государственных автоэкспертов для таких паровозиков вообще рецептов нет. То есть они не могут установить последовательность столкновений и причинную связь повреждений автомашин с действиями или бездействиями того или иного водителя. Методсоветом их старейшин за последние 20 лет только пять раз в документах упоминалась слово «методика», как озвучил директор АНО «Центр Судебных Экспертиз» В.В.Костюченко. Но это – про технический анализ. А если к ним на «кривой козе» подъехать, или следователь очень просит, тогда экстрасенсорным методом всё, что вашей душе угодно … Я к тому, что на сайте МЮ уже и кое-какие расценки обозначили, за скорость исполнения.

С юридической точки зрения тоже есть заковырка – ГИБДД, как правило, оформляет одно ДТП, в котором, раз так, должен быть один виновник. И даже если второй в цепочке чуть задел первого, и они вышли из машин и уже минут десять как разбирались, а потом появился третий и сгрёб их в кучу – все равно одно ДТП. Бумаги им жалко, что ли, или за статистику ДТП борются?

На самом деле все довольно просто, если есть, как минимум, хорошие фотографии всех машин и их следов. Российская беда в том, что участник ДТП, у которого в кармане сотовый с фотокамерой или мыльница в бардачке, как правило, начинает со всех сторон фотографировать только свою машину, как будто он её, родимую, последний раз в жизни видит. И трясёт потом этими фотографиями в суде – «Вот, видите, как он меня?!». Видят, но не понимают, что там смотреть. 

Чтобы у читателей сразу сложилось правильное представление, рассмотрим и проанализируем пару простейших примеров. Это, при случае, понадобится и адвокатам, и участникам ДТП. А уж если в ДТП поучаствует сам адвокат, тут, как говорится, сам бог велел правильно сопротивляться. Для простоты положим, что в нашем ДТП участвуют четыре одинаковые машины.



Сначала теория удара

Простота примеров заключается в том, что в нашем ДТП все четыре автомобиля одинаковы, а, значит, одинаковы их массы и жёсткости контактных пар «перед-зад». 

Изменение скорости машины в результате удара зависит от энергии Е, затраченной на деформацию пары, массы машины m, массы объекта m’ (одной или нескольких плотно стоящих машин), с которым машина столкнулась. Энергию деформации можно заменить на половину произведения жёсткости k на квадрат величины деформации, обозначенной греческой буквой «дельта». Вытащив из под знака радикала деформацию, получаем простую формулу: изменение скорости в результате удара есть произведение некой обобщенной величины жёсткости (с учетом масс) контактной пары К на величину деформации. 


То есть мы пришли к простому выводу – чем больше суммарная величина вмятины в контактной паре, тем больше погашено скорости. Про это и так все, наверное, и раньше догадывались. Но есть и второй вывод – для анализа столкновений можно очень просто использовать закон сохранения количества движения, а количество движения – это масса, умноженная на скорость.

Если близко друг от друга стоят множество автомобилей массой m каждый, и в задний врезается лихач, то он, лихач, уменьшит свою скорость ровно на столько, сколько получит в результате удара стоящий задний автомобиль – скорость v. А дальше идет цепная реакция – предпоследний получит скорость v/2, следующий v/4, следующий v/8, … Пока сила удара не станет меньше силы трения колёс об асфальт.

Пример  №1. Стоят три автомобиля, четвертый врезается сзади

Итак, три одинаковых автомобиля стоят, четвёртый врезается сзади на скорости 60 км/ч. Смоделируем эту задачу в Virtual Crash и посмотрим результат.

Удар в первой (сзади) паре:


Видно, что EES (читатель может вспомнить, что это такое) обоих автомобилей составляет чуть более 29 км/ч (красный автомобиль успел к моменту удара торможением снизить скорость до 58.9км/ч).

Дальше удар во второй (сзади) паре: 


Здесь, во второй паре, значение EES уже около 15 км/ч.

И, наконец, удар в третьей (сзади) паре:


В третьей контактной паре значение EES составило около 7.7 км/ч.

Так как жёсткости пар в нашем примере одинаковы, то, если суммарная усреднённая деформация в третьей (сзади) паре составила, например, 5 см, отсюда следует в соответствии с теорией выше, что во второй контактной паре она будет около 10 см, а в первой – около 20 см.

Источник энергии деформации всех автомобилей – кинетическая энергия последнего автомобиля. С технической точки зрения, за весь ущерб надо взыскивать с его водителя. 

Пример  №2. Стоят два автомобиля, третий врезается сзади, четвертый слабо ударяет

Посмотрим, как изменится картина распределения EES в контактных парах, если наиболее сильный удар произвел третий автомобиль в этой цепочке. Первые два автомобиля по прежнему стоят, третий врезается сзади на скорости около 60 км/ч, а после того, как первые три завершили движение, четвёртый автомобиль слегка ударяет третий.

Картинки приводить не буду. В паре третий-второй значение EES составило около 29 км/ч, в паре второй-первый – около 15 км/ч. После этого в паре четвёртый-третий значение EES составило около 4 км/ч, откуда повторно в третий-второй значение EES составило около 2 км/ч, а в паре второй-первый – около 1 км/ч.

Что такое 4 км/ч? Это скорость удара, при которой начинает разрушаться пластиковый бампер (есть ГОСТ, по которому дутые пластиковые бамперы выдерживают удар на скоростях до 4 км/ч).

Для пар третий-второй автомобили и второй-первый автомобили значения EES при повторном ударе существенно меньше, чем при первичном ударе. Следовательно, силы взаимодействия тоже меньше, и для автомобиля, уже деформированного ранее большей силой удара, они могут вызвать только упругую деформацию, так как для увеличения ранее полученной пластической деформации требуется сила, не меньшая, чем в первом ударе.

Итог. Источник энергии деформации первых двух автомобилей – кинетическая энергия третьего автомобиля. С технической точки зрения, за весь ущерб первого и второго автомобилей надо взыскивать с водителя третьего автомобиля. С водителя четвёртого автомобиля надо взыскивать за повреждение заднего бампера третьего автомобиля и только. Но это было бы без проблем, если бы сотрудник ГИБДД составил два отдельных протокола ДТП. 

Практические замечания 

При наклеивании ярлыков «виновен» в примерах выше не зря поставлена оговорка «с технической точки зрения». А техническая точка зрения может не совпасть с юридической, но на это у нас есть квалифицированные юристы – следователи, прокуроры, судьи и, конечно же, адвокаты. И, в первую очередь, потому, что надо проверить, а соблюдали ли водители автомобилей, начиная со второго, безопасную дистанцию

Безопасная дистанция – это разность между остановочным путём автомобиля, следующего сзади, и тормозным путём автомобиля, следующего впереди.

В самом деле, для впереди идущего автомобиля вдруг возникает опасность для движения. Его тормозные сигналы сзади загорятся лишь спустя некоторое время – время реакции его водителя. Начиная только с этого момента пошёл отсчет времени реакции водителя автомобиля, следующего сзади. То есть второй автомобиль до остановки пройдет путь больше, чем первый, за счет движения с прежней скоростью за время реакции водителя второго автомобиля.

Безопасная дистанция подразумевает, что впереди идущий автомобиль останавливается за счёт работы штатной тормозной системы, а не за счёт удара в препятствие или другой автомобиль. Поэтому факт столкновения второго автомобиля с первым, столкнувшимся с кем-то или чем-то, ещё не доказывает нарушение водителем второго автомобиля требования соблюдения безопасной дистанции.

Для охлаждения пыла особо одаренных следователей квалифицированных юристов ниже размещены две картинки – фрагмент документа, написанного основоположниками (без кавычек).



И ещё одно замечание. Конечно, все что изложено выше, изложено популярно и упрощённо. Как научно-популярная, эта статья имеет цель популяризации научного знания, а не служить методическим указанием. Возникнут вопросы, о том, что если массы автомобилей существенно разные, что если жёсткости контактных пар тоже разные – обращайтесь к специалисту.


В 2005 году я опубликовал в журнале «Страховое дело» (2005,  №10, стр. 41-45) статью «Оценка соответствия деформаций транспортных средств инженерными методами». Вроде имел целью ориентацию страховщиков и оценочные (в виде первого приближения) расчёты. Но удивительная наша Раша! На безрыбье, говорят, и рак рыба, пока у «основоположников» что-то там ищет и ищет своё применение с 1982 года. В этой статье в «Страховом деле» всё просто и ясно, голову ломать не надо, но я был весьма удивлен, что её стали применять в судебной экспертизе, в том числе в уголовном процессе, и умудряться ещё и выигрывать.  Я её приложил в документах – вдруг кому понадобится (выиграть).

Документы

Вы можете получить доступ к документам оформив подписку на PRO-аккаунт или приобрести индивидуальный доступ к нужному документу. Документы, к которым можно приобрести индивидуальный доступ помечены знаком ""

1.Оценка соответствия ​деформаций транспорт​ных средств инженерн​ыми методами448.3 KB

Да 19 19

Ваши голоса очень важны и позволяют выявлять действительно полезные материалы, интересные широкому кругу профессионалов. При этом бесполезные или откровенно рекламные тексты будут скрываться от посетителей и поисковых систем (Яндекс, Google и т.п.).

Участники дискуссии: lawer-soldatenkov, Никонов Владимир, Бозов Алексей, dedush, Коробов Евгений, Климушкин Владислав, Морохин Иван, d335n987, Паншев Сергей, rudkovskaya, +еще 2
  • 14 Декабря 2012, 18:34 #

    Как всегда Владимир Николаевич, порадовали сильной статьей с понятными не экспертам доводами! (Y)

    +2
  • 14 Декабря 2012, 19:26 #

    Думаю гораздо сложнее случаи когда в цепочке еще кто то задом сдавал и врезался, однако уверен что у вас Владимир Николаевич и на этот случай есть какая нибудь хитрая метода;)

    +3
    • 14 Декабря 2012, 20:01 #

      Если под словом «метода» Алексей Анатольевич имеет в виду рецепт, как у автотехников, на конкретный случай из нескольких возможных, то нет такого.

      Это как карты. У них, автотехников, в рукаве 3 карты. И их можно положить 3*2*1=6 способами. И всё! А у меня в рукаве колода, 36 карт, и способов их положить существует 36*35*34*...*2*1 = сами посчитайте. Плюс голова, в которую я не только ем.

      Вот это и есть МЕТОДА! (rofl) 

      +6
      • 15 Декабря 2012, 00:29 #

        Вы хотели сказать, что уже писали про высыпание осколков и необходимость анализа всех следов?

        +1
        • 15 Декабря 2012, 08:14 #

          Уважаемый Владислав Александрович, я хотел сказать, что писать о приемах исследования и их сочетаниях можно бесконечно. Про высыпание осколков я, кстати, писал здесь и здесь. В одном случае осколки легли плотно и дали возможность установить механизм, в другом — беспорядочно. Читайте, вспоминайте :)

          Можете по YouTube полазить — нередко видно, как осколки вываливаются туда, где машин и не было вовсе. А следы — святое дело!

          +3
  • 14 Декабря 2012, 19:59 #

    Владимир Николаевич, а Вы не пробовали на Вашем сайте разместить табличку, где показать:

    -схему аварий 10.10.2012;
    -дело выиграно 12.12.2012;
    -экономический эффект от экспертизы=999999руб.
    -подробное/краткое описание в версии ГИБДД и ваше видение.

    +1
    • 14 Декабря 2012, 20:07 #

      Александр Валерианович, я не понял Вашу идею, да еще с кабалистическими датами и эффектом. Да и какой эффект от экспертизы — если кто-то выиграл, то кто-то обязательно проиграл. 

      +3
      • 14 Декабря 2012, 20:55 #

        Поисковик должен указать на табличку, где сведены воедино типичные столкновения. В ней-же показать Ваше участие, как эксперта и рядом заключение ГИБДД.
        Сравнить в рублях, сколько будет стоить возмещение убытков по версии ГИБДД и по вашей версии, сославшись на положительное решение суда.

        0
  • 14 Декабря 2012, 20:15 #



    Вот это класс! Не прошло и 3-х часов, как опубликовал! Не зря боролись!  (Y)

    +6
    • 15 Декабря 2012, 01:20 #

      Не зря Владислав Никитенко боролся, too…

      +2
      • 15 Декабря 2012, 08:23 #

        Поздравляю и Вас, Владислав Николаевич! Тошнота «невменяемого суда» на «Праворубе» благодаря Вам и правильные ключевики свое дело сделали. Теперь они (слова «Праворуб» и «невменяемый суд») как близнецы-братья — всегда вместе и лидируют среди 2.4 млн остальных невменяемых. А так же ждут третьего брата — фразу «Владислав Никитенко».
         (rofl)

        +2
  • 14 Декабря 2012, 22:35 #

    Владимир Николаевич! Вы-голова. И ещё какая! Три в одном. Последнее-ссылка на ранее опубликованную статью. Как надо оформлять.+++(bow)

    +3
  • 15 Декабря 2012, 01:19 #

    Излишне говорить, что я до того кого как Владимир Николаевич статью задумал, ее плюсую. А теперь пошел вспоминать дифференциальное исчисление. Вернусь то бишь:)

    +2
    • 15 Декабря 2012, 09:04 #

      Сходите, напишите что-нибудь. Дифференциальные уравнения оставьте мне. А Вы напишите, например, статью «Невменяемый суд и Владислав Никитенко», только с двумя этими же тегами, и тошноту текста по этим тегам доведите до оптимальной. И Ваша влади СЛАВА не померкнет в веках! :)

      (См. комментарий выше)

      +2
  • 15 Декабря 2012, 10:32 #

    Уважаемый Владимир Николаевич, спасибо за очередное прекрасное разъяснение способа определения реального виновника ДТП в неочевидной ситуации, и подсказку о возможности (а иногда и необходимости) раздельного оформления каждого столкновения, и постановки вопросов не только о последовательности столкновений, но и их взаимосвязи с возникшими повреждениями.

    +3
    • 15 Декабря 2012, 10:42 #

      о возможности (а иногда и необходимости) раздельного оформления каждого столкновения, и постановки вопросов не только о последовательности столкновений, но и их взаимосвязи с возникшими повреждениями
      Иван Николаевич, Вы очень четко и сжато подвели резюме этой статьи. (Y)

      Все эти вопросы возникли в суде по ДТП, которое на последней фотографии в статье. Последние 2 машины сразу отделили — они приехали потом и по отдельности. А в тройке с «буханкой» посередине действительно пришлось решать вопросы о последовательности ударов и их взаимосвязи с повреждениями первой машины.
       

      +5
      • 15 Декабря 2012, 11:07 #

        Эх Владимир Николаевич, я хоть и очень редко занимаюсь делами о ДТП, но прекрасно понимаю, что условиях диаметральной противоположности версий участников (а порой и очевидцев), только математические методы могут установить истинную картину происшествия.

        Законы Природы — важнее и выше любых юридических законов. В рамках дел своей (экономической) специализации, мне частенько приходится прибегать к математическому анализу движения денежных средств как внутри одного юрлица, так и группы взаимодействующих и взаимозависимых организаций.

        И довольно часто, в делах разного рода хищениях (присвоениях), в результате расчетов, удаётся доказать, что инкриминируемый ущерб является мнимым, т.к. денежное выражение суммы активов и пассивов в проверяемой организации (группе) оказывается неизменным (а иногда даже и увеличивается).

        Но какие глаза при этом бывают у судей… :x
        И как им приходится «разжевывать», что невозможно похитить то, чего попросту не существовало… и куда девать тома той макулатуры, которую успело наплодить следствие, и что теперь делать с «потерпевшими» и «свидетелями» ;)

        Эххх… как мне иногда не хватает грамотных экспертов-экономистов… :(

        +5
  • 15 Декабря 2012, 14:01 #

    И довольно часто, в делах разного рода хищениях (присвоениях), в результате расчетов, удаётся доказать, что инкриминируемый ущерб является мнимым, т.к. денежное выражение суммы активов и пассивов в проверяемой организации (группе) оказывается неизменным (а иногда даже и увеличивается).  Уважаемый Иван Николаевич, извините за некорректный вопрос,  а можно ли прочитать на сайте о подобном  деле?

    +2
    • 15 Декабря 2012, 14:52 #

      Уважаемая Нажия Джафяровна, как правило, фигуранты таких дел являются довольно известными в своём кругу людьми, и обычно не дают своего согласия на публикацию материалов дела… хотя у меня и сейчас на руках два именно таких дела, но… люди слишком известные…

      Кое что можно увидеть в этом деле. По сравнению с другими, похожими, оно относительно небольшое, но принцип понятен.

      +6
      • 15 Декабря 2012, 15:28 #

        Иван Николаевич, огромное спасибо, что ответили мне! А я подумала, что мой вопрос некорректен…

        +2
  • 15 Декабря 2012, 17:10 #

    Безопасная дистанция подразумевает, что впереди идущий автомобиль останавливается за счёт работы штатной тормозной системы, а не за счёт удара в препятствие или другой автомобиль.Уважаемый Владимир Николаевич, спасибо за очередное просветление мозгов.
    Да, некоторые понятия требуют осмысления, а не автоматического повторения чужих неправильных выводов: если врезался, значит — не соблюдал дистанцию. Обязательно учту на будущее!

    +2
  • 16 Декабря 2012, 17:49 #

    Бумаги им жалко, что ли, или за статистику ДТП борются?Ну кто бы им в мозги заглянул!

    Уважаемый Владимир Николаевич, у Вас все так правильно изложено, доводы железобетонные, обоснованы физикой и математикой, никакой «экстрасенсорики» — торжество науки, любо-дорого посмотреть!
    Вы как думаете: вот ежели ввести обязательное преподавание основ логики, физики и чего-нибудь еще полезного, чего они там в школе недоучили, для всех работников ГИБДД, и чтобы независимой комиссии экзамен сдавали, как думаете, поможет? Или из всего этого «обучения» они опять устроят цирк, театр и очередной «распил» в одном флаконе?

    Просто мне иногда непонятно, чем они там думают? Тем самым мозолистым местом? Их сразу становится жаль и хочется как-то помочь людям…

    +2
    • 16 Декабря 2012, 17:59 #

      Уважаемая Екатерина Александровна, все, у кого тараканы в голове, сбиваются в стаи себе подобных. Это — способ выживания. Так обстоит в природе, так и в нашем ГИБДД.

      Саакашвили показал выход — уволить всех и набрать через вступительные экзамены. Де Голль, когда понял, что положение в судебной системе страны мешает развитию страны, он в течение одной ночи уволил всех судей Франции, назначив на их места выпускников юридических факультетов.

      +1
      • 16 Декабря 2012, 18:43 #

        Какой интересный факт — насчет Шарля де Голля. Кардинально отрезать — и с нового листа.

        +1
      • 16 Декабря 2012, 19:10 #

        Все правильно, Владимир Николаевич, они захотели действенных перемен в своих странах и осуществили их.

        А вот у нас: из интервью Дмитрия Медведева от 26.04.2012г.
        «Мы не такая, извините, фитюлька, не малюсенькое государство, которое мне иногда приводят в пример и говорят: “Знаете, давайте всех полицейских выгоним и наберем новых“,… мы не маленькая страна, в которой можно сделать подобную вещь. Мы – большая страна. У нас сотрудников полиции вместе с гражданским персоналом под 2 млн… Их невозможно поменять никакими распоряжениями. Их нужно воспитывать»

        +1
        • 16 Декабря 2012, 19:21 #

          Уважаемая Екатерина Александровна, если Вы помните историю, то знаете, что у нас в 1917 году поменяли всех оптом, вместе с «фитюльщиками». Франция тоже не карликовое государство. Польша такое же проделывала. Никто не развалился без полиции и судов, все только довольны остались. 

          Одним мы только отличаемся — просто так поменять не можем. Обязательно при увольнении медаль весом 9 гр. выдаем.

          +1

Да 19 19

Ваши голоса очень важны и позволяют выявлять действительно полезные материалы, интересные широкому кругу профессионалов. При этом бесполезные или откровенно рекламные тексты будут скрываться от посетителей и поисковых систем (Яндекс, Google и т.п.).

Для комментирования необходимо Авторизоваться или Зарегистрироваться

Ваши персональные заметки к публикации (видны только вам)

Рейтинг публикации: «Попутное столкновение нескольких транспортных средств» 3 звезд из 5 на основе 19 оценок.
Адвокат Морохин Иван Николаевич
Кемерово, Россия
+7 (923) 538-8302
Персональная консультация
Сложные гражданские, уголовные и административные дела экономической направленности.
Дорого, но качественно. Все встречи и консультации, в т.ч. дистанционные только по предварительной записи.
https://morokhin.pravorub.ru/
Адвокат Архипенко Анна Анатольевна
Южно-Сахалинск, Россия
+7 (924) 186-0606
Персональная консультация
Защита прав и свобод граждан в уголовном судопроизводстве и оперативно-розыскной деятельности.
https://arkhipenko6.pravorub.ru/
Эксперт Лизоркин Егор Владимирович
Пятигорск, Россия
+7 (960) 228-1228
Персональная консультация
Независимый эксперт по наркотикам. Рецензирование экспертизы наркотиков. Помощь адвокатам в оспаривании экспертиз наркотических средств. Выезд в суд любого региона страны.
https://lizorkin.pravorub.ru/
Адвокат Фищук Александр Алексеевич
Краснодар, Россия
+7 (926) 004-7837
Персональная консультация
Банкротство, арбитражный управляющий: списание, взыскание долгов, оспаривание сделок, субсидиарная ответственность. Абонентское сопровождение бизнеса. Арбитраж, СОЮ, защита по налоговым преступлениям
https://fishchuk.pravorub.ru/

Похожие публикации

Продвигаемые публикации