Сегодня хочу рассмотреть постановление Верховного Суда РФ, вынесенное 22 сентября 2016 года по делу № 38-АД16-5.
Из материалов дела следует, что в один из дней декабря 2015 года, водитель троллейбуса совершил наезд на припаркованный автомобиль, после чего в нарушение ПДД оставил место дорожно-транспортного происшествия. Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения водителя троллейбуса к административной ответственности по части 2 ст. 12.27 КОАП РФ.
Вместе с тем, водитель троллейбуса при даче объяснений, как при составлении протокола об административном правонарушении, так и в процессе судебного разбирательства утверждал, что никаких посторонних звуков и (или) удара в момент управления транспортным средством не слышал, столкновения с припаркованным автомобилем не заметил, кто-либо из пассажиров о факте ДТП ему не сообщал, о нем ему стало известно через несколько дней от сотрудников ДПС.
Кроме того, в подтверждение своей позиции водитель троллейбуса обращал внимание судов и на то обстоятельство, что он в течение дня работал по утвержденному маршруту и неоднократно появлялся на участке дороги, где ему вменяется оставление места ДТП.
Данные доводы водителя судами были отвергнуты как несостоятельные, а решение о привлечении к ответственности было принято на основании протокола об административном правонарушении, рапорта инспектора ДПС, схемы места совершения административного правонарушения, справки о ДТП, письменных объяснений владельца автомобиля, записи видеорегистратора, на которой зафиксирован факт ДТП и показаний инспектора ДПС.
Отменяя принятые по делу судебные акты, ВС РФ указал, что доводы водителя в ходе судебного разбирательства не опровергнуты, перечисленные доказательства не содержат сведений, позволяющих сделать вывод о том, что водителю было известно об участии в дорожно-транспортном происшествии.
Другое существенное нарушение, допущенное судебными инстанциями и непосредственно связанное с вышеуказанным заключалось в том, что лица, на которых владелец поврежденного автомобиля ссылалась как на очевидцев ДТП (сама она очевидцем не являлась), в судебное заседание не вызывались и по известным им обстоятельствам дела не допрашивались, в том числе и по действиям водителя непосредственно после столкновения транспортных средств.
Из постановления ВС РФ: «Сославшись в подтверждение вины водителя в совершении вмененного административного правонарушения на вышеуказанные доказательства, в том числе на запись, сделанную видеорегистратором автомобиля, следовавшего за троллейбусом, на которой зафиксирован момент столкновения транспортных средств, после которого троллейбус продолжил движение, несмотря на сигнал, поданный ему светом фар движущегося сзади автомобиля».
Не мог не порадовать следующий за этим вывод: «Однако содержание данной видеозаписи не опровергает заявленные водителем доводы, не дает оснований для вывода о том, что он видел этот сигнал, и не свидетельствует о его осведомленности о своем участии в дорожно-транспортном происшествии с учетом конкретных обстоятельств дела и конструктивных особенностей управляемого транспортного средства».
Прекращая производство по делу на основании пункта 4 части 2 ст. 30.17 КОАП РФ, ВС РФ обратил внимание судов на то, что доводы водителя должным образом не проверены, меры к всестороннему, полному и объективному рассмотрению дела судебными инстанциями не приняты, в связи с чем невозможно сделать безусловный вывод о виновности водителя в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 12.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.