Прочитав в СМИ очередное сообщение о хищении денег с банковского счета, и поскольку приходилось защищать интересы пострадавших в банковской сфере, заинтересовался – что делается для защиты интересов вкладчиков и можно ли быть уверенным в сохранности вложенных денег?
Нельзя сказать, что ничего не делается. Так, Федеральным законом от 27.06.2018 № 167-ФЗ «О внесении изменении в отдельные законодательные акты РФ в части противодействия хищению денежных средств» были внесены изменения в федеральные законы «О Центральном банке РФ», «О банках и банковской деятельности», и «О национальной платежной системе».
Федеральный закон «О Центральном банке РФ» дополнен статьей 57.4 о том, что Банк России устанавливает обязательные для кредитных организации требования к обеспечению защиты информации при осуществлении банковской деятельности в целях противодействия осуществлению переводов денежных средств без согласия клиентов.
Статья 26 ФЗ «О банках и банковской деятельности» дополнена частью 41, согласно которой информация о случаях и (или) попытках осуществления переводов денежных средств без согласия клиента предоставляется в случаях, предусмотренных ФЗ «О национальной платежной системе», кредитными организациями, операторами платежных систем, операторами услуг платежной инфраструктуры в Банк России. В свою очередь Банк России вправе предоставлять получемую информацию кредитным организациям, операторам платежных систем и операторам услуг платежной инфраструктуры.
Статья 8 ФЗ «О национальной платежной системе» дополнена частью 5.1 следующего содержания: «Оператор по переводу денежных средств при выявлении им операции, соответствующей признакам осуществления перевода денежных средств без согласия клиента, обязан до осуществления списания денежных средств с банковского счета клиента на срок не более двух рабочих дней приостановить исполнение распоряжения о совершении операции… Признаки осуществления перевода денежных средств без согласия клиента устанавливаются Банком России и размещаются на его официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Как Вы считаете, вкладчик может быть спокоен за свои деньги? Думаю, что нет.
Если заглянуть в официальный сайт Банка России то можно ознакомиться с утвержденными приказом от 27.09.2018 № ОД-2525 признаками осуществления перевода денежных средств без согласия клиента, к которым относятся:
- Совпадение информации о получателе средств с информацией о получателе средств по переводам денежных средств без согласия клиента, полученной из базы данных о случаях и попытках осуществления перевода денежных средств без согласия клиента, формируемой Банком России.
- Совпадение информации о параметрах устройств, с использованием которых осуществлен доступ к автоматизированной системе, программному обеспечению с целью осуществления перевода денежных средств, с информацией о параметрах устройств, с использованием которых был осуществлен доступ к автоматизированной системе, программному обеспечению с целью осуществления перевода денежных средств без согласия клиента, полученной из базы данных.
- Несоответствие характера, и (или) параметров, и (или) объема проводимой операции (время (дни) осуществления операции, место осуществления операции, устройство, с использованием которого осуществляется операция и параметры его использования, сумма осуществления операции, периодичность (частота) осуществления операций, получатель средств, операциями, обычно совершаемым клиентом оператора по переводу денежных средств (осуществляемой клиентом деятельности).
Заглянуть на данный сайт и ознакомиться с признаками осуществления перевода денежных средств без согласия клиента могут любые заинтересовенные лица, в том числе и мошенники, которые, видимо, придерживаясь принципа «совершенству нет предела!» относятся к своей деятельности с завидным творчеством и вряд ли будут повторяться, подкрадываясь к очередной жертве.
Так, на днях прочел, что мошенники уже звонят клиенту Сбербанка с телефонов, определяющихся при звонке как номер телефона Сбербанка, представлются сотрудниками банка, для убедительности выкладывают всю информацию про вкладчика, включая информацию об остатках на счетах, последних трансакциях и паспортных данных, и получив информацию, необходимую для вывода средств с карты, исчезают с похищенными деньгами.
Нашим же «финансовым воротилам» остается лишь пополнять свою «бездонную копилку» очередным «признаком осуществления перевода денежных средств без согласия клиента». А клиенту от этого легче?
Согласно дополненным частям 5.2 и 5.3 статьи 8 ФЗ «О национальной платежной системе» оператор, после выявления признаков осуществления перевода денежных средств без согласия клиента и приостановления исполнения, обязан предоставить клиенту информацию о совершенных им действиях и незамедлительно запросить у клиента подтверждение возобновления исполнения распоряжения. При получении от клиента подтверждения оператор обязан незамедлительно возобновить исполнение распоряжения, а при неполучени подтверждения возобновляет исполнение по истечении двух рабочих дней после приостановления.
То есть клиент банка будет уведомлен об операциях с его денежными средствами только в том случае, если признаки данной операции внесены в Базу данных Банка России. Если же нет – операция по списанию денежных средств будет осуществлена.
Потерявший деньги вкладчик обратится в правоохранительные органы с заявлением о хищении денежных средств, будет возбуждено уголовное дело и через определенный срок приостановлено в связи с неустановлением виновных лиц.
Пострадавший клиент также может обратиться к банку с письменной претензией о возврате суммы вклада. На что последует отказ со ссылкой на отсутствие основании для возврата денежных средств и указанием на то, что вопрос о возмещении ущерба должен решаться в рамках уголовного дела.
После этого пострадавший может направить в суд исковое заявление о возвращении суммы вклада, выплаты процентной ставки по вкладу, процентов за пользование чужими денежными средствами и возмещении морального вреда.
Однако пострадавший вкладчик это не шустрый мошенник, владеющий банковскими технологиями, перед которым банк демонстрирует свою традиционную беспомощность, а как правило преклонных лет пенсионер(ка), в судебную схватку с которым банк вступит c завидной решительностью и во всеоружиии.
В числе прочих против пострадавшего вкладчика могут сыграть упомянутые изменения в законодательные акты с целью противодействия хищению денежных средств в банковской сфере. Поскольку представитель банка не согласившись с иском заявит в суде, что требования к банку необоснованы, поскольку оператор действовал правомерно, в соответствии с требованиями части 5.1 статьи 8 ФЗ «О национальной платежной системе», им была проведена операция, не имевшая до сего времени признаков осуществления перевода денежных средств без согласия клиента, и у него не было основании для приостановления операции и запроса у клиента подтверждения.
И суд, скорее всего, согласится с ним.
Как же уберечься от хищения денежных средств с банковского вклада, а если этого избежать не удалось – возместить причиненный ущерб?
Мое мнение — если раздался телефонный звонок и звонивший представился сотрудником банка – немедленно прерывать разговор и «бросать трубку». Чтобы при разговоре не выложить возможному мошеннику информацию для хищения – номер карты, пин-код и т.д..
Но это отнюдь не является гарантией безопасности денежных средств на вкладе. Информация, требуемая для хищения, может быть у мошенников благодаря сотрудникам банка, и деньги вкладчика могут быть похищены и без телефонного звонка.
Полагаю, что при открытии банковского вклада вкладчику необходимо настоять о дополнении договора положением о том, что операции по перечислению денежных средств со счета/вклада осуществляются исключительно в подразделении банка, и на основании заявления, поручения и /или распоряжения клиента, оформленного по установленной форме, и подписанного клиентом собственноручно.
Конечно же это не будет являться гарантией сохранности вклада, и вложенные денежные средства могут быть похищены через удаленные каналы обслуживания (устройства самообслуживания банка, системы онлайн, услуг «мобильного банка»), как чаще всего и происходит, но данное обстоятельство в случае хищения можно будет использовать при обращении с иском в суд в качестве доказательства, подтверждающего необоснованное списание со счета, и нарушение договора со стороны банка.