Реформа правосудия в нашей стране активно набирает обороты. На очередном пленарном заседании Совета судей России было громогласно объявлено о том, что с октября этого года в процедуру обжалования судебных актов вводится так называемая «полная кассация».
Некоторые СМИ восторженно отреагировали на это нововведение, заявив о том, что «по сути, появляется тройная гарантия, что решение будет справедливым».
Так ли это на самом деле? Давайте разберемся.
В настоящее время в отношении кассационных жалоб действует жесткий фильтр в лице одного судьи, который изучает поступившие жалобы и принимает решение о том, давать ли им вообще ход, то есть назначать ли жалобу к рассмотрению непосредственно в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Как известно, в большинстве случаев в передаче кассационных жалоб для рассмотрения в судебном заседании президиума или судебной коллегии судьи отказывают.
После введения института непосредственного рассмотрения кассационных жалоб предполагается, что суд в третий раз в судебном заседании будет изучать материалы дела на предмет допущенных нарушений, исходя из доводов лиц, обратившихся в кассацию, что с большей вероятностью может повлечь за собой изменение или отмену судебных актов нижестоящих инстанций.
На мой взгляд, чтобы понять, как будет работать третья составляющая гарантии справедливости, достаточно проанализировать, как работают две остальные. Рассмотрим эту работу на примере уголовного процесса, который продемонстрирует нам ее во всей красе.
Ни для кого не секрет, что суды первой инстанции практически всегда встают на сторону обвинения. Несмотря на провозглашенные в УПК РФ принципы состязательности и равноправия сторон, на практике возможности стороны защиты в реализации своих процессуальных прав существенно ограничены.
Некоторые уважаемые коллеги окончательно похоронили состязательность и равноправие, рекомендуя более не опираться на них в своей адвокатской практике.
Я не поддерживаю такую точку зрения и считаю, что данные принципы все-таки существуют, но чтобы заставить их работать, пусть и частично, защитнику каждый раз нужно выкладываться по максимуму и при этом проходить не одну судебную инстанцию.
Более подробно об этом я писал ранее в статье Можно ли выиграть уголовное дело в суде?
Суть проблемы в том, что в уголовно-процессуальном законе не предусмотрено механизма, обязывающего суд реально учитывать мнение защиты в уголовном процессе. Например, не предусмотрено ни одного основания, когда ходатайство защитника должно быть удовлетворено.
В итоге сложилась картина, при которой ходатайства защиты рассматриваются судом, но, как правило, остаются без удовлетворения. А бывает так, что и не рассматриваются вовсе.
Поэтому справедливость в суде первой инстанции обладает явным обвинительным уклоном, как бы ни противились этому явлению следственные и судебные органы.
Апелляционная инстанция недалеко ушла от первой.
По закону судьи в апелляции обязаны заново исследовать доказательства по делу и оценивать законность и обоснованность вынесенного приговора.
В реальности же мы имеем так называемую «пятиминутку» или «проходную инстанцию». Исследование доказательств происходит по принципу: «суд их уже исследовал», а оценка доводов апелляционных жалоб — по принципу: «суд первой инстанции эти доводы уже оценил, и оценил их правильно».
В итоге максимум, что удается сделать в апелляции, — это снизить на несколько месяцев назначенное подзащитному наказание или иным образом несущественно подкорректировать приговор суда.
Таким образом, наделение решений судов первой и апелляционной инстанции признаками гарантий справедливости представляет собой весьма сомнительное занятие.
Хотя, с какой стороны посмотреть. Для стороны обвинения многие приговоры суда могут выглядеть эталоном справедливости.
Кассация отличается от нижестоящих инстанций.
Если судья при изучении вашей кассационной жалобы принимает решение о направлении ее в президиум или судебную коллегию, считайте, что вы уже победили, так как в любом случае приговор суда будет изменен или отменен.
Причем триумф победителя вы испытаете дважды:
-в первый раз, когда вам пришлют вот такое постановление судьи
-во второй раз, когда по итогам рассмотрения жалобы будет вынесено постановление суда кассационной инстанции
Здесь возникает только одна проблема: такой триумф крайне редок, и есть вероятность вообще его не испытать.
Процент кассационных жалоб, прошедших фильтр судей, ничтожен. Некоторые коллеги даже называют написание кассаций «работой на корзину».
Действительно, когда ты в очередной раз получаешь формальную «отписку» без изучения твоих доводов и материалов дела, именно такие мысли и возникают.
Но поверьте, игра стоит свеч.
Вероятность победы все-таки существует, а горечь поражения не так тяжела, поскольку, во-первых, вы и ваши доверители понимаете, что шансы на прохождение фильтра минимальны, а во-вторых, вам не приходится краснеть за отсутствие результата так, как в апелляции, потому что жалоба рассматривается без вашего непосредственного участия.
Что же будет теперь?
А теперь есть риск, что адвокаты получат еще одну «пятиминутку», при которой уже «все изучено», и «все оценено», а само участие защитника в судебном заседании будет формальностью, за которой вместо победного триумфа неизбежно будет следовать горечь повторного поражения.
Смена территориальной подсудности тоже вряд ли что-то изменит. Как говорится, от перестановки слагаемых результат не меняется.
Пока деятельность судей контролируется из единого центра, а основным показателем эффективности правосудия остается «стабильность вынесенных решений», говорить об объективности и справедливости при рассмотрении жалоб не приходится.
Более того, я считаю, что переезд кассационных инстанций в другие регионы одновременно с введением обязательности судебных заседаний, наоборот, затруднит доступ многих граждан к правосудию. Ведь далеко не каждый сможет найти средства на свою поездку в кассацию и тем более на командировочные расходы своего защитника.
У предстоящих изменений есть лишь одно очевидное преимущество для адвокатов и юристов. Размеры гонораров за кассационную стадию существенно возрастут, в связи с необходимостью непосредственного участия защитников и представителей в судебных процессах. Вот только на результаты по делу это, к сожалению, не повлияет.
Несмотря на грядущие новшества, уверен, что моя методика написания кассационных жалоб существенных изменений не претерпит.
А что думаете вы по поводу «полной кассации»? Поделитесь своим мнением.
Добавлено: 12:09 11.09.2019
Если вам потребуется помощь в подготовке кассационной жалобы в новый суд кассационной инстанции, а также защита в судебном заседании кассации, переходите по этой ссылке