Обратились ко мне родители мальчика по имени Петя, который находился в СИЗО по обвинению в совершении преступления, предусмотренного ч.2 ст. 228 УК РФ — незаконное хранение наркотических средств в особо крупном размере. Просили спасти единственного сына, который не может содержаться в местах строгой изоляции по причине того, что у него серьезное психическое заболевание, и, вообще, он хороший мальчик.
Петя, по моему первому впечатлению, действительно производил впечатление чересчур инфантильного субъекта. Обычная жертва родительской гиперопеки. Но до невменяемого он однозначно не дотягивал. Петя мне честно признался, что наркотики, изъятые в ходе личного досмотра, действительно его. Употребление наркотических средств – это была некая форма протеста против поведения родителей, которые, по его мнению, чересчур активно лезли в его личную жизнь.
В уголовном деле не нашлось места существенным нарушениям уголовно-процессуального права, и с учетом позиции подзащитного и его личности решено было идти по пути наименьшего сопротивления и судиться особым порядком.
Тем более Петя был ранее не судим, положительно характеризовался по месту жительства и работы, имел гарантийное письмо о трудоустройстве и ряд грамот за успешный труд, активно способствовал раскрытию и расследованию преступления, на его иждивении находились престарелые и больные родители. Также, согласно заключению эксперта амбулаторной судебно-психиатрической экспертизы, Петя в период инкриминируемого ему деяния обнаруживал признаки «смешанного расстройства личности» в состоянии компенсации.
Для чего Петю заключали под стражу, изначально следователь мне толком объяснить не смогла. Судебная практика по ч.2 ст. 228 УК РФ в нашем регионе была ужасающая. Диспозиция данной статьи предусматривает безальтернативное наказание в виде лишения свободы на срок от 3 до 10 лет, и, в конечном итоге, реальные сроки получали 99 процентов осужденных по данной статье, не взирая на пол, меру пресечения, данные о личности, вес, болезни и заслуги перед отечеством. Те, кто признавались и раскаивались, получали 3-3,5 года. Те, кто боролись, вину не признавали и говорили о том, что им наркотики подкинули, получали 4-6 лет. Такова статистика. Оправданные и получившие сроки, не связанные с лишением свободы, — исключение из правил, подтверждающие правило.
Суд, учтя психическое состояние Пети, вышел из особого порядка по своей инициативе и, на основании обстоятельств уголовного дела и данных о личности Пети, дал ему 3 года лишения свободы, естественно, реально. В апелляции решили приговор не обжаловать.
Через некоторое время веяния в нашем регионе изменились. Как мне сказали приближенные к власти товарищи – это была волна с самого верху «сам знаете кем запущенная…». Обвиняемые по ч.2 ст. 228 УК РФ стали получать условные сроки как в первой инстанции, так и в апелляционной, суды стали активно применять ст. 64 УК РФ (Назначение более мягкого наказания, чем предусмотрено за данное преступление). Я проинформировал об изменениях в парадигме назначения наказания в нашем регионе родителей Пети, которые решили приговор обжаловать в кассации, впрочем, без особого энтузиазма. А после того, как нам в порядке выборочной кассации Ростовский областной суд и судья Верховного суда соответственно отказали в передаче моей жалобы на рассмотрение суда кассационной инстанции, энтузиазм родителей Пети иссяк окончательно, и они выпали из поля моего зрения.
Впрочем, я руки не опускал и написал кассационную жалобу в последнюю инстанцию – председателю Верховного суда РФ, тем более основания вполне себе были. Суд первой инстанции, например, фактически не учел, что Петя активно способствовал раскрытию и расследованию преступления, вину признал полностью, что само по себе является смягчающим обстоятельством, предусмотренным п. «и» ч.1 ст. 61 УПК РФ. Петей заявлялось ходатайство о рассмотрении уголовного дела в соответствии с гл. 40 УПК РФ в особом порядке судебного разбирательства и фактически не было рассмотрено в соответствии с гл. 40 УПК РФ по инициативе суда, суд в приговоре не мотивировал свое решение о невозможности применить при назначении наказания ст. 64,73 УПК РФ и т.д., и т.п.
Новость о том, что постановлением заместителя председателя Верховного суда РФ постановление судьи Верховного суда РФ об отказе в передаче моей жалобы в интересах осужденного Пети для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции отменено, и моя жалоба направлена для рассмотрения в судебном заседании президиума Ростовского областного суда, к моему удивлению, родителям Пети энтузиазма опять не добавила, и на заседание суда кассационной инстанции они не пришли… Не пришли, и зря, потому что президиум Ростовского областного суда с применением ст. 64 УК РФ наказание Пете снизил до 1 года 7 месяцев и в ближайшее время он должен был выйти на свободу.
Эта радостная весть родителей Пети окончательно озадачила, и тут уже я понял, что что-то не так во всей этой истории. Навыки допросов «с пристрастием» у меня остались, и вскоре родители Пети признались мне, что они заплатили энную сумму денег, эквивалентную их годовому доходу, некому адвокату, чтобы он гарантированно вытащил Петю на УДО (условно-досрочное освобождение от отбывания наказания). Причем коллега все время уверял их, чтобы они не беспокоились, так как у меня все равно ничего не получится, и бесплатно у нас в стране ничего не делается.
Я извинился перед родителями Пети за то, что помешал их планам и посоветовал им деньги у нашего коллеги забрать обратно, потому что обманывать нехорошо. Остались еще в России неравнодушные, честные, порядочные и высокопрофессиональные сотрудники правоохранительных органов и судьи, которые принимают решения по закону и совести, а не в зависимости от размера взяток и других конъюнктурных соображений. Их мало, но они есть, и наша судебная практика тому доказательство…


он гарантированно вытащил Петю на УДОУважаемый Евгений Федорович, к сожалению, именно такие «гаранты» создают в глазах обывателей образ «адвоката-передаста» и подрывают уважение к нашей профессии.
Однако, нельзя обойти вниманием и родителей Пети — на «гаранта-передаста» они деньги находят, а на оплату качественной работы настоящего адвоката им всегда жаль...
В любом случае вы свою работу сделали отлично! (Y)
Уважаемый Иван Николаевич, спасибо за интерес к публикации и комментарий. Во всем с Вами соглашусь (handshake).
Уважаемый Иван Николаевич,
нельзя обойти вниманием и родителей Пети — на «гаранта-передаста» они деньги находят, а на оплату качественной работы настоящего адвоката им всегда жальЕщё в бытность следователем задерживал подозреваемого по «свежему» делу о даче взятки должностному лицу. Отпираться было без толку, тот признавал вину, но отказался от «назначенца» и потребовал вызвать адвоката, с которым давно работал. Тот приехал по звонку, выяснил сумму взятки и довольно эмоционально, с применением всех выразительных средств великого и могучего объяснил незадачливому взяткодателю, что в этой ситуации он (подзащитный) и есть этот самый «передаст», поскольку шестизначную сумму на взятку нашёл, а старые долги перед адвокатом не погасил. Но защищать всё же взялся.
Уважаемый Иван Николаевич, верная мысль! Ко мне обратились по 228, мол, «реши», «занеси», «ублажи» и т.д. Мой отказ работать в таком стиле им явно не понравился. Наняли другого адвоката из рода «почтальонов». И что Вы думаете))? За 8 месяцев работы взял 800 000 рублей (из расчёта 100 000 в месяц), узнал у знакомого следователя, за это время он был у них 2 раза, в ИВС (о речи поехать в сизо и быть не могло ) был 1 раз и заявил одно ходатайство. Итог: минус миллион рублей и плюс 6 лет реального....
Удивляет другое, как люди орут «долой коррупцию», «Навальный красавец», «нам надоело жить в средневековье и стране бандитов»… и сами при первой же возможности «заносят всем и вся»…
Уважаемый Михаил Меликович, любям нужно больше, во много раз больше объяснять, что гарантий нет и настоящие специалисты «почтальонами» не работают — нужно как-то переломить извращенное сознание людей и тот поток рекламной лжи, который его формирует.
Уважаемый Евгений Федорович, сейчас я читаю ваши все публикации. У меня вечернее чтиво, для расширения кругозора. Вы отлично составляете документы, ничего лишнего, никакой воды, четко, ясно, понятно, последовательно, читать приятно. Это тоже залог успеха.
Уважаемая Наталья, спасибо за интерес к публикации и оценку деятельности (blush).
Уважаемый Евгений Федорович, очень интересная и полезная статья, спасибо! Несколько лет назад одному уфимскому «адвокату-передасту» обманутые им представители осужденного, из лиц кавказской национальности, подложили бомбу под автомашину. Жив остался, но ног лишился. Рискованное это занятие.
Уважаемый Ильдар Салихьянович, спасибо за интерес к публикации. Вы правы, занятие это очень рискованное и не благодарное, у нас тоже всякое бывало… Но по другому, видимо, работать не умеют или не хотят.
Уважаемый Ильдар Салихьянович, жестко
Интересная статья и сложившаяся практика в Вашем регионе. У нас на острове Сахалин по ч.2 ст. 228 УК РФ, в очень исключительных случаях могут применить наказание в виде реального лишения свободы, а так всегда условно.
Уважаемая Анна Анатольевна, спасибо за интерес к публикации. Хороший остров у Вас :). А у нас в Ростове-на-Дону есть районный суд, где даже по ч.1 ст. 228 УК РФ 8 из 10 осужденных получают реальные сроки:(.
Уважаемый Евгений Федорович, вот говорят Москва особое государство. Так нет же, Ростов тоже особое. Что не регион, то особое государство. В моей практике по аналогичной статье, но не в Ростове, человек условным отделался. И никто, никому, не заносил. Ваша работа — работа профессионала. Рад нашему знакомству, жду новых статей!
Уважаемый Игорь Иванович, спасибо за интерес к публикации. Я тоже рад знакомству и жду от вас новых публикаций (handshake).
Уважаемый Евгений Федорович, есть такие же адвокаты, про которых Вы пишите, зная, что будет условный срок, они говорят обратное, намекая, на то, что нужны дополнительные средства, чтобы выйти на условно. Очень жаль доверителей, которые не хотят рисковать и готовы платить. Я с удовольствием в таких случаях говорю правду доверителям и получаю колоссальное удовольствие, когда изобличаю в обмане других псевдо защитников.
Уважаемая Анна Анатольевна, у нас регион специфический, юг, жара, кумовство и плодородное изобилие. Я имею в виду юг России — Ростов-на-Дону, Краснодар, Ставрополь. Народ соответственно тоже специфический. Тех кого можно изобличить процентов 90 :D.
Уважаемый Евгений Федорович, Вы не были у нас в Сочи))), Краснодар «Детский сад»...
Уважаемый Евгений Федорович, зато юг, за то тепло)))
Уважаемый Евгений Федорович, если на острове сажать по «народной» всех подряд, то ни кого не останется)))
Уважаемый Егор Владимирович, Вам ли не знать наши реалии :). Спасибо за участие в дискуссии (handshake).
Уважаемый Евгений Федорович, хорошая работа, поздравляю!(Y)
Часто сталкиваюсь, что именно при рассмотрении меры пресечения или уголовных дел, связанных с незаконным оборотом наркотиков, по моему мнению, судьи (не все, конечно) придерживаются явного обвинительного уклона, а на защитника смотрят, как на «врага народа российского». Приходится выискивать и вымучивать доказательства или факты, которые неоспоримо и совершенно однозначно свидетельствуют, например, о недопустимости собранных доказательств, чтобы добиться внимания к доводам защиты в интересах обвиняемого/подсудимого. Одновременно, на явные нарушения закона при исследовании доказательств стараются не обращать внимания, обойти их, придать легитимность и законность.
Я уже не говорю о том, что органы следствия намеренно вменяют большее, чем возможно доказать в суде, количество эпизодов преступной деятельности, чтобы создать впечатление некоего наркобарона в лице подсудимого, который, зачастую, сам себя боится.
Уважаемый Александр Александрович, спасибо за интерес к публикации и обстоятельный комментарий (handshake).
Уважаемый Евгений Федорович, особенно необычно, что Вы добились успеха в той инстанции, где это вообще представляется невозможным, на самой верхушке " правосудной пирамиды".
Правда, у меня сейчас сработали доводы жалобы уже после отказа зам. председателя Верховного Суда.
Мать осужденного подала от своего имени жалобу, в которой уже было отказано адвокату, и было возбуждено производство, мера наказания снижена.
Уважаемый Олег Александрович, что-то я запуталась. На каком основании мать подала жалобу, она была участником процесса? И она приводила те же доводы по которым ранее Вам было отказано? Очень интересно. У меня есть пара дел, по которым все инстанции мною пройдены, а с результатом я категорически не согласна
Уважаемая Оксана Николаевна, в том и необычность этого случая, поэтому и упомянул о таком диве.
Но задумался повторить…
Наверное размещу с документами, действительно интересно получилось
Уважаемый Олег Александрович, буду ждать публикацию. Думаю будет поучительно
Уважаемый Олег Александрович, спасибо за внимание к публикации и отзыв.
Уважаемый Евгений Федорович, поздравляю! Это действительно победа. Верховный суд меня никогда не радовал, но в силу настырного характера продолжаю давать ему работу. Пока только бумагу перевожу. Но Вы вселили надежду
Уважаемая Оксана Николаевна, спасибо за поздравление и интерес к публикации.
Уважаемый Евгений Федорович, мои поздравления по результату (handshake)
Был в практике у меня подобный случай, только речь шла о приговоре в первой инстанции. Заплатили неизвестному «адвокату» за мягкий приговор, который сам откуда не возьмись к ним пришел.
Уважаемый Александр Валерьевич, спасибо за интерес к публикации и комментарий (handshake).