Ни для кого не секрет, что с 1 июня 2019 года начал действовать новый порядок досудебного урегулирования споров потребителей со страховыми организациями по договорам ОСАГО, КАСКО и ДСАГО. С указанной даты страховые организации, осуществляющие деятельность по ОСАГО и ДСАГО, а также по страхованию средств наземного транспорта (кроме железнодорожного), обязаны организовать взаимодействие с финансовым уполномоченным (Федеральный закон «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг» от 04.06.2018 N 123-ФЗ; Информационное письмо Банка России от 10.04.2019 N ИН-015-53/33)
Т.е. создано 2 этапа досудебного урегулирования финансового спора:
1-й этап. Направление претензии в страховую компанию.
Заявление может быть направлено в электронной или письменной форме. Финансовая организация обязана рассмотреть заявление и направить в адрес заявителя мотивированный ответ об удовлетворении, частичном удовлетворении или отказе в удовлетворении предъявленного требования в следующие сроки:
- в течение 15 рабочих дней со дня получения вашего заявления, направленного в электронном виде по стандартной форме, утвержденной Советом службы финансового уполномоченного, и если со дня нарушения прав потребителя прошло не более 180 дней (! некоторые источники приписывают эти сроки рассмотрения финансовому омбудсмену, однако в ст.15 Закона указано: "… если со дня, когда потребитель финансовых услуг узнал или должен был узнать о нарушении своего права, прошло не более трех лет"...;
- не позднее 30 дней со дня получения заявления в иных случаях.
Финансовая организация обязана направить ответ на заявление по адресу электронной почты, а при его отсутствии по почтовому адресу. Если в установленные сроки ответ на заявление не направлен или ответ получен, но он вас не устраивает, вы вправе направить обращение финансовому уполномоченному.
! Перейти ко второму этапу можно только после получения ответа, который не устраивает заявителя, либо в случае отсутствия оного в установленные законом сроки.
2-й этап. Обращение к финансовому уполномоченному.
Так как споры, касающиеся ОСАГО, до подачи истцом заявления в суд должны рассматриваться сначала финансовым омбудсменом, разберём пошагово, как это можно сделать.
Шаг первый.
Прежде чем направить обращение финансовому уполномоченному необходимо проверить, входит ли финансовая организация в реестр финансовых организаций, обязанных организовать взаимодействие с финансовым уполномоченным (см. таблицу в Exel)
Сайт финансового уполномоченного указывает на необходимость проверить и перечень финансовых организаций, организующих взаимодействие с финансовым уполномоченным на добровольной основе. Если финансовая организация, в отношении которой вы намерены направить обращение, не включена в перечень (прим.: я так понимаю — в реестр), то необходимо обратиться в суд без направления обращения финансовому уполномоченному. На сегодняшний день в реестре 102 организации, а в перечень не внесено ни единой. Добровольцев пока нет.
Принятие и рассмотрение обращений финансовым уполномоченным осуществляются бесплатно, за исключением обращений, поданных лицами, которым уступлено право требования потребителя финансовых услуг к финансовой организации (!!! прим.: как мне разъяснил сотрудник службы по телефону, если я — представитель заявителя, то услуга будет также платной. Информация требует проверки).
Шаг второй. Обращение
Обращение может быть направлено финансовому уполномоченному либо в письменном виде (почтой), либо в электронной форме через личный кабинет на сайте финансового уполномоченного. Регистрация довольно проста:
Для отправки обращения необходимо заполнить следующую форму:
Здесь начинается самое интересное.
1. При введении ИНН сайт может выдать информацию, что подача обращения невозможна, т.к. компании нет в реестре. На самом деле в нашем случае компания была, поэтому мы проигнорировали это уведомление и продолжили заполнение.
2. Если внимательно посмотреть форму, то можно обнаружить, что места для вложения самого обращения… НЕТ (есть только «окошечко» для заполнения). Для документов, которые можно приложить к обращению (z.b.: договОра с фин.организацией, заявления (претензии), ответа и проч.) — есть. А для самого главного — обращения — НЕТ. Мы вложили файл в форму «Договор с фин.организацией» — документ уполномоченным был принят и рассмотрен.
3. Ст.17 Закона содержит
Требования к оформлению обращения
1. Обращение направляется в письменной или электронной форме и включает в себя:
1) фамилию, имя и отчество (последнее — при наличии), дату и место рождения, место жительства потребителя финансовых услуг;
2) почтовый адрес и иные контактные данные потребителя финансовых услуг (номер телефона, адрес электронной почты — при наличии), а в случае, если обращение направляется в электронной форме, — адрес электронной почты;
3) наименование, место нахождения и адрес финансовой организации;
4) сведения о существе спора, размере требования имущественного характера, а также номере договора и дате его заключения (при наличии);
5) сведения о направлении заявления в финансовую организацию, наличии ее ответа, а также об использованных сторонами до направления обращения финансовому уполномоченному способах разрешения спора;
6) копию платежного документа, подтверждающего внесение платы за рассмотрение финансовым уполномоченным обращений третьих лиц (в случае направления обращений лицами, которым уступлено право требования потребителя финансовых услуг к финансовой организации);
7) дату направления обращения.
Где-то на сайте нашла образец, нас он не совсем устроил, поэтому я оформила обращение по своему усмотрению. Получилось длинно, но нам с коллегой понравилось. Надеюсь, что и службе финансового уполномоченного тоже :)
Возник вопрос с заполнением суммы требований (в форме), а ответить, как правильно сделать, оказался не в силах и сотрудник службы финансового омбудсмена, поэтому в самом заявлении мы указали сумму требований ту же, что и в форме, но добавили фразу, что она указана без учёта просрочки и штрафа.
В течение 3-х рабочих дней со дня поступления обращения финансовому уполномоченному направляется уведомление о принятии обращения к рассмотрению либо об отказе в принятии обращения к рассмотрению.
Отмечу оперативность службы — нам ответ пришёл в течение суток (причём в праздничный день — 12 июня).
В нашем случае (ожидаемо) поступил отказ — мы перестраховались, направив после 01.06.2019 заявление сначала фин.омбудсмену. Зато теперь мы с коллегой знаем, что уполномоченным рассматривается обращение только в том случае, если и досудебная претензия в адрес страховой компании направлялась после 01.06.2019,
По результатам рассмотрения обращения потребителя финансовых услуг финансовый уполномоченный принимает решение, которое подлежит обязательному исполнению финансовой организацией в указанный в решении срок.
Если решение финансового уполномоченного не исполнено в срок, потребитель в течение 3-х месяцев с даты, когда должно было быть исполнено решение, вправе обратиться к финансовому уполномоченному с заявлением о выдаче удостоверения. Удостоверение является исполнительным документом, на основании которого судебный пристав-исполнитель приводит решение финансового уполномоченного в исполнение в принудительном порядке.
Кроме этого, если финансовая организация не исполнила в добровольном порядке решение финансового уполномоченного, суд на основании заявления потребителя взыскивает в пользу потребителя с финансовой организации штраф в размере 50 процентов суммы требования потребителя, которое подлежало удовлетворению в соответствии с решением финансового уполномоченного.
Меня лично заинтересовал вот этот пункт (ст.24):
! Исполнение финансовой организацией вступившего в силу решения финансового уполномоченного признается надлежащим исполнением финансовой организацией обязанностей по соответствующему договору с потребителем финансовых услуг об оказании ему или в его пользу финансовой услуги.
Судя по всему, набивать шишки получать бесценный опыт придётся методом проб и ошибок.
Добавлено: 14:10 22.10.2019
P.S. Из нового:
В разделе«Документы» (необходимые) есть «Номер договора» и«Дата договора», куда вносятся данные страхового полиса Заявителя (номер и дата выдачи).
Если было бесконтактное ДТП (или страховки вообще не было), и Вы обращалисьв страховую компанию причинителя вреда, то вносятся данные страхового полиса второго участника ДТП!
Добавлено: 14:46 22.10.2019
PS Добавила полноценную версию образца заявления (обезличено)
Добавлено: 20:01 25.01.2022
Прим.:
С 1 августа 2021 года клиенты финансовых организаций при первом обращении к финансовому уполномоченному, создавая личный кабинет на сайте Службы, могут нажать кнопку «Войти через ЕСИА», ввести свой логин и пароль от ЕСИА. Это позволит подгрузить с портала Госуслуг все данные потребителя, и ему не нужно заполнять информацию о себе в личном кабинете на сайте финансового уполномоченного.
Источник: https://finombudsman.ru/.../2021/12/Vestnik-SFU-03.21.pdf