Январь 2019.
Узнаю, что у родителей подруги летом было ДТП, в результате которого машина восстановлению не подлежит, и хотя родители не виновны, страховая в выплате отказала. Отец после этого слёг, мама, которая в течение нескольких месяцев общалась со страховой, тоже сдала — приходила, ложилась, отвернувшись к стене и тихо плакала.
Так невесело начиналась эта совсем не рождественская история моего знакомства сразу с 2 делами о ДТП — самой подруги и её родителей.
«Родительское» ДТП случилось 02 июля 2018 года. Водитель вину признал. Все застрахованы.
11 июля Ирина мама обратилась в свою страховую компанию, где менеджер обратила внимание на ошибку в полисе, отправила Л.И. в кассу, после чего ей был выдан новый полис, срок действия договора по которому был тот же, что и в первоначальном. Только номер полиса был другой и дата его выдачи.
Не знаю, по какой причине страховая компания затянула со сроками, однако направление на осмотр с выездом к месту нахождения ТС Л.И. было выдано спустя месяц — 20 августа 2018.
Транспортное средство восстановлению не подлежало, было утилизовано по всем правилам, справка из ГИБДД получена.
25.09.2018 на мобильный телефон Л.И. с московского номера ВСК пришло SMS-сообщение о том, что денежные средства на её расчётный счёт перечислены. Однако они не поступили ни в тот день, ни через неделю, ни через месяц.
Л.И. обратилась в офис ВСК, попросив менеджера уточнить, перечислены ли ей деньги. Ответ её обескуражил: " А с чего Вы вообще взяли, что Вам что-то положено?! Страховая Вам отказала." Попытки выяснить, на каком основании ей отказано, если пришло уведомление о перечислении, успехом не увенчались. Девушка была категорична и груба — а с чего церемониться-то, когда перед тобой стоит пенсионерка, правда?
Я не буду долго описывать то, что было до меня (неоднократные посещения офиса, попытка выяснить, куда делись деньги, почему отказано в выплате невиновному участнику ДТП, к тому же застраховавшему свою ответственность, как и виновный, и т.п.).
Июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь, январь. Семь (!!!) месяцев Л.И. пыталась добиться вразумительного ответа.
В конце сентября Л.И. пришло письмо из новосибирского представительства ВСК, в котором от неё… требовали немедленно внести денежные средства в кассу, угрожая расправой судом. Оказывается, она пыталась получить страховую выплату (барабанная дробь), предъявив страховой полис, который не действовал на момент ДТП. Занавес.
Февраль 2019. Подготовила первую досудебную претензию. Л.И. отвезла её в офис ВСК и сдала собственноручно. Говорит, что как-то испуганно восприняли в офисе её торжественное появление.
Удивительно, но факт: через неделю на её счёт поступили денежные средства. И у меня возник вопрос: а перечисленная сумма — на ремонт или в связи с полной утратой ТС? И компенсирует ли она те переживания, которые пришлось пережить им всем в течение долгих 7 месяцев? А как же заявленная неустойка? И где хоть какие-нибудь извинения в адрес потерпевшей стороны — клиента страховой, за столь несвоевременный расчёт, за хамство сотрудников, за слёзы пенсионеров от отчаяния и бессилия?
Апрель 2019. Написала вторую досудебную претензию.
Июнь 2019. Страховая перечислила ещё одну — такую же смешную — сумму, указав, что все остальные претензии в расчёт не принимаются. Извинений, как и в прошлый раз, клиенту никто не принёс. Мы направили заявление в суд.
Сейчас на сайте Финансового Омбудсмена указано :Принимая во внимание, что Закон вступил в силу 3 сентября 2018 года, то в отношении договоров, которые были заключены до 3 сентября 2018 года (услуг, которые были оказаны или должны были быть оказаны до 3 сентября 2018 года) потребитель по своему усмотрению вправе заявить свои требования финансовому уполномоченному или в судебном порядке без предварительного обращения к финансовому уполномоченному
Тогда этой информации нигде не было, а суды своевременных разъяснений не получили. Естественно, наше исковое было возвращено в связи с необходимостью урегулирования вопроса в досудебном порядке — обратиться в суд мы должны были только после обращения к Финансовому Омбудсмену.
Пошёл обратный процесс.
Июль 2019. Направленное к Финансовому Уполномоченному заявление вернули, указав на необходимость после 01.06.2019 обращаться с досудебной претензией в страховую компанию. Представляю, как там удивились, увидев нашу очередную досудебную претензию.
Август 2019. Спустя месяц СК направила нам ожидаемый ответ пошли нафиг, потому что они уже всё выплатили. Обратились повторно к Финансовому Омбудсмену ( о том, как подать обращение и сэкономить время подробно здесь: Праворуб: Финансовый уполномоченный (омбудсмен) ОСАГО )
20.09.2019 получили Решение об удовлетворении требований, хотя и не всех. Казалось бы, остаётся лишь только порадоваться. Но как-то совсем не радостно мне. И вот об этом — отдельно.
1. То, что страховой компанией были нарушены сроки выдачи направления на осмотр ТС более чем на месяц, Финансовым Омбудсменом во внимание принято не было.
2. Зато в ответе вдруг появилась информация о соглашении между Л.И. и страховой компанией о сумме выплаты, которое она якобы подписала 24.08. — спустя 4 дня после проведённой экспертизы (надо же, какая оперативность!), будучи при этом на даче в области, откуда пенсионеры без своего утраченного автомобиля без помощи дочери и выбраться-то не могли.
3. Даже если предположить, что 24.08. такое соглашение было достигнуто, то почему деньги были переведены только в феврале месяце 2019?
4. Указано Финансовым Уполномоченным и на то, что в данном соглашении, оказывается, было достигнуто не только согласие на сумму выплаты, но и… на отказ от проведения экспертизы. Тогда зачем же страховая компания ВСК отправляла своего представителя в сибирскую глушь для проведения выездной экспертизы?
5. Указывая на то, что Л.И. сумму выплат по Соглашению ( о котором она не знала) в установленные законом сроки не оспаривала, Финансовый Омбудсмен счёл, что её требования о взыскании страхового возмещения в связи с полной утратой ТС удовлетворению не подлежат.
6. Указывая, что в силу Закона расчёт неустойки производится с 21 дня после получения страховщиком заявления, Финансовый Уполномоченный производит расчёт с 01 сентября 2019, хотя дата подачи Л.И. заявления 11.07.2019, т.е. 21-й день наступил явно не в сентябре.
7. И производится им этот расчёт до даты первого перечисления в феврале. То, что частичное исполнение не считается полным, в расчёт не берётся.
8. В материалах дела, оказывается, нет информации о том, что ТС полностью утрачено. Тогда отчего же страхователю отказано в возврате неиспользованной страховой премии со ссылкой на п.1.13 Правил ОСАГО?
9. Уполномоченный НЕ РАССМАТРИВАЕТ вопросы, связанные с компенсацией морального вреда.
10. Штраф в размере 50% тоже рассмотрению не подлежит.
Особенно мне понравилось, что все суммы, оказывается, были перечислены СК в добровольном порядке.
Отдельной строкой хочется прописать НЕПРИЯТИЕ новой структурой ЛЮБОЙ юридической помощи потребителям:
11. Юридические услуги в расчёт Финансовым Уполномоченным не принимаются (есть решения). Более того, на сайте указано:
Служба обеспечения деятельности финансового уполномоченного сообщает об участившихся случаях подачи потребителями обращений финансовому уполномоченному при содействии посредников, взимающих с потребителей плату.
Финансовый Уполномоченный в ответе Л.И. указывает, что " законом установлен простой претензионный порядок, не требующий от потребителя специальных знаний в юридической сфере".
Да ладно???
Мне сложно представить, как мои родители сидят за компьютерами, сканируют документы, пишут грамотно составленные требования (! если в досудебной претензии вы что-то забудете указать, Финансовый Омбудсмен рассматривать новые заявленные требования (например, оплату услуг эвакуатора) уже не будет), заводят свои личные кабинеты на сайте уполномоченного, отслеживают ответы по электронной почте. Я уж не говорю про расчёт неустойки или определение сроков.
Перечитываю в очередной раз полученный Л.И. на 12 листах ответ и вопросов у меня всё больше и больше. И, как ни странно, ощущения, что теперь-то точно будут защищены права потребителя, почему-то не возникло. А жаль.
P.S. Как указано в Решении, оно вступает в силу в течение 10 дней. И в течение 30 дней после его вступления в силу потребитель имеет право обратиться в суд