Здравствуйте уважаемые коллеги! Хочу поделиться свежей практикой о досрочном назначении пенсии в связи проживанием доверителя на территории с льготным социально-экономическим статусом, так называемой «Чернобыльской зоне» без регистрации.
Раньше по такой категории дел моя помощь сводилась только к составлению искового заявления, а в суде доверители себя представляли сами, поскольку представители Пенсионного фонда в заседании возражали вяло и проблем с удовлетворением иска обычно не возникало.
Но несколько лет назад ситуация в моем регионе изменилась, думаю из-за негласной политики экономии денежных средств. Если раньше суд мог удовлетворить иск только на основании свидетельских показаний, то теперь обязательно нужно представлять убедительные письменные доказательства.
Ко мне доверить обратился после посещения Пенсионного фонда, где ему отказали в досрочном назначении пенсии. Однако нужно отдать должное, девушка сказала, что этот отказ формальный, и посоветовала обратиться в суд. При этом пояснила, что в заседание придет представитель Пенсионного фонда и чуть ли ни сразу признает иск. Таких дел у них было много и проблем обычно ни у кого не возникало.
После таких слов, доверитель удивлялся зачем я его расспрашиваю о том, какими документами можно подтвердить его фактическое проживание. Пришлось предполагать за доверителя в каких документах, обращениях и заявлениях он мог указывать свой фактический адрес проживания.
Из того, что пришло мне на ум: это могли быть протоколы об административных правонарушениях, заявления в органы государственной власти, медицинские документы, вызовы доверителем экстренных служб, получение заказных писем, повесток и т.д. Однако доверитель говорил, что подобных доказательств у него нет. Скорую или полицию он ни разу не вызывал, в больницу за это время тоже не обращался.
В итоге спустя несколько дней он вспомнил, что фактический адрес проживания он указывал в заявлении о приеме на работу. Бывший работодатель предоставил ему копию заявления и карточку формы Т2, в которой был указан нужный там адрес проживания.
Также доверитель по моей просьбе перебрал все чеки на покупку строительных материалов и паспортов бытовой техники, и смог найти паспорт на газовый счетчик, где был указан его адрес, как покупателя. Нашелся и акт о снятии счетчика для поверки, который тоже подтверждал факт его проживания. Были и документы о доставке строительных материалом купленных им, в которых был указан адрес доставки.
С такими доказательствами уже можно было обращаться в суд. Важным фактом доказывания является, и причина по которой истец не проживал по месту регистрации. В нашем случае, это объяснялось тем, что доверитель осуществлял уход за престарелыми родителями, по месту регистрации которых он и проживал. Приглашенные нами свидетели это конечно подтвердили.
Несмотря на это представитель Пенсионного фонда, просила суд отказать в иске, поскольку строительные материалы и газовый счетчик, истец мог покупать для престарелых родителей как заботливый сын, однако это не подтверждает его проживание.
В итоге суд наш иск удовлетворил, признав право на досрочное назначение пенсии на три года раньше установленного срока. Пенсионный фонд конечно же обжаловал решение, как все аналогичные. Апелляция оставила решение без изменения.
Подводя итог, хочу сделать вывод для потенциальных доверителей: просто так государство не желает раздавать льготы и пенсии гражданам и, если есть хоть малейшее основание к отказу, непременно этим воспользуется.
Ну а нам, уважаемые коллеги, предстоит больше внимание уделять доказательной базе. Зачастую доказательства есть, но из доверителя их приходится буквально «тянуть клещами». По моему наблюдению (не относящемуся к данному делу), у многих осталось еще советское представление, что суд сам все за них сделает, ведь «им и так льгота по закону положена».