Если провести опрос среди коммерсантов, то подавляющее большинство скажет, что спорить с налоговыми органами бесполезно, а остаток от ответа просто уклонится (по известным им причинам).
Абонентка, связи. «Российские обычаи делового оборота».
Меньше банков, сложнее кэш, ограничения на ИП — кто знает, тот поймет.
Принято считать, что в стране творится некая «налоговая безнадега» — какие бы «карты» не были у налогоплательщика, «противный судья», в целях пополнения бюджета, в любом случае «натянет решение на право».
Что бы не было написано в декларации по налогу на добавленную стоимость или налогу на прибыль — при желании, можно «поснимать» за счет контрагентов, произвольно лишив их добросовестности.
Так ли это? Нет, далеко не так.
Подобное «общее мнение» навязано российским маркетингом коррупционного рынка, который всеми фибрами пытается оставить себе тот финансовый поток, который постепенно и последовательно забирают у мздоимцев глобальные игроки.
1. Концепция «заведомого проигрыша» в спорах с налоговой основывается на доминировании в информационном поле коррупционной составляющей
Фактора здесь два — с одной стороны, любую проверку, начиная от предпроверочного анализа и заканчивая решением о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, стараются «продать» налогоплательщику.
«Материал» стоит денег.
«Ценник», как правило, 30-40% от суммы до начислений. Часть — неформально, часть — формально, в бюджет. Иначе, «будет хуже». А как это «хуже» никто толком и не выясняет — страшно же, а значит будет еще страшнее.
Заплатишь — и, вроде, люди солидные рядом и обещают «много чего в случае чего».
Поэтому ребята (и девчата), кто этим занимается, прекрасно знают психологию налогоплательщика — попугать трамваем, получить откат, раздербанить и ждать захода на второй круг.
Ведь, как гласит известная реклама «Попробовав раз, ест и сейчас».
А там и бюджет получает свое с новопосвященного «терпилы» (который, как правило, даже толком ничего не оспаривает), и пенки снимают «тетечки-дядечки» из чиновников, жизнь которых благодаря незаконной мзде, становится похожа на светскую жизнь английских буржуа ХVIII века.
Яхты, кареты, дворцы на скромное жалование российского фискала.
Конечно, таким буржуа выгоден информационный фон жути и грязи и, конечно, им выгодны лакеи-решалы, которые собирают мзду и подати.
В качестве маскировки им помогают многочисленные мошенники, выступающие в роли решал, ведь мошенников толком никто не ловит, в отличие от мздоимцев.
И никто из налогоплательщиков не задумывается, что сунув раз Иван Ивановичу, чтобы тот передал Петру Петровичу, а последний «уговорил людей» (буквально — уговорил), чтобы те снизили доначисления в решении налогового органа, этот «никто» уже становится субъектом коррупционного преступления, которое куда потяжелее налогового состава.
Конечно, если поймают за руку, хороший адвокат спишет все на мошенничество, а там «пятачок» и скорое УДО. Песня.
Алчность всегда побеждает страх. Поэтому «российские обычаи делового оборота» несут в себе именно старый добрый неформальный подход.
Второй фактор коррупционной составляющей — это уже сами коммерсанты.
Длинные рассказы про беспредел налоговиков, необоснованные претензии, невозможность работать, необходимость отвечать на «постоянные» запросы налогового органа, как правило, прикрывают короткие простые откатные схемы за получение подрядов, государственных контрактов, заказов, за которые выплачивается солидное неформальное вознаграждение.
Именно по причине коррупции, в средствах информации создан устойчивый информационный фон в том, что не нужно спорить, а единственный выход — заплатить.
2. При наличии оснований спорить с налоговой можно и нужно
Оторваться от информационной матрицы страшно — ты становишься не таким, как все. Но при отрыве уходят куда более серьезные риски, речь о которых идет в третьей части данного материала.
Спорить нужно крайне грамотно. Просто так брать документы налогового органа и переставлять местами их слова, указывая, что они ошиблись, себе дороже.
Вместе с тем, грамотно выстроенная защита — это очень большая вероятность «выигрыша».
Лучший способ — досудебное урегулирование, в котором нужно «скрутится в баранку», ведь ребята, указанные в п.1 настоящего материала, часто могут и «засилить» решение нижестоящего налогового органа и «пойти на принцип» и так далее. Это отдельная большая тематика, но она преодолима и без совершения коррупционного преступления.
Далее — судебная защита. И здесь не нужно думать, что раз бюджет, значит решение однозначно будет не в пользу налогоплательщика. Нет.
Это будет долго, это будет нудно, это будет хлопотно, но если и здесь сработает принцип «баранки» (кстати, выражение заимствовал у Коробова Евгения Алексеевича), то налогоплательщик выиграет при условии нормальной правовой позиции.
Перспективу любого налогового спора можно (и нужно) крайне трезво оценить.
Да, базис этой позиции постоянно меняется — практика, как отдельных субъектов, так и арбитражных судов противоречива. Очень много непонятного.
Часто, никто толком не может ответить на простой, казалось бы, вопрос, какие критерии пресловутой недобросовестности контрагентов будут действовать в следующем году. Некая каша или необходимость скрутится в «баранку», чтобы доказать свою правоту. Но сделать это можно. И нужно.
В качестве примера можно привести следующее.
Статистика постоянных выигрышей налоговиков не соответствует реалиям. С учетом постоянных задержек в арбитражном суде, а также специфики «коллективов», которые ожидали и которых приходилось видеть (как правило от налоговиков «двойка» — территория/город, от налогоплательщика — юрист/адвокат или двойка юрист/адвокат и руководитель/бенефециар), чаще налогоплательщики выигрывали.
Исходя из собственной практики, чаще позиция налоговиков слабее, и очень часто она совсем слабая. Иногда — это просто принцип «попугать».
Да, апелляция, да кассация, 1% удовлетворенных заявлений по обеспечительным мерам, но факт остается фактом. Налогоплательщики выигрывают налоговые споры при необоснованных претензий налоговиков.
Сам Центральный аппарат ФНС большое внимание уделяет методологии и анализу практики и ориентироваться можно на него.
«Баранка» — это тот базис, тот фактор, на котором строится правовая позиция налогоплательщика.
Кто-то возразит, что как-то не слишком надежно, но баранка куда лучше оставшейся альтернативы — жидкого болота взяток.
Звучит немного банально, но налоговое право в РФ существует, просто очень часто, как налогоплательщики, так и налоговые органы, стараются применять это самое право крайне усеченно и избирательно, т.к. информационный фон, «общее мнение», российские обычаи делового оборота крайне способствуют однобокому применению.
И не стоит забывать про крысятничество - часто главбух, финансовый директор, иное лицо, ответственное за ведение налогового учета просто тупо «разводят», сами пугают собственника бизнеса с тем, чтобы получить свой процент с отката фискалам. А систематические откаты — это регулярные проценты. Бизнес в бизнесе, правда чисто паразитарно-крысиного толка.
3. Рекомендации налогоплательщикам и прогноз на ближайшие 8-10 лет
Не является секретом, что информационное поле по суммам налоговых обязательств, сделкам, контрагентам, исчисленным и уплаченным налогам по всей цепочке движения денег, открыто для фискальных органов.
Вместе с тем, особо не афишируется (до поры до времени) тот факт, что открыты фискалам также и содержание телефонных звонков, смс, электронных сообщений, геоолокаций, покупок - всего, что выходит и всего, что попадает в смартфон, который мы везде носим с собой.
Наш добрый спутник, электронное устройство выступает как «черный ящик», который записывает все, что «видит» и «слышит». Откроют его или не откроют, будут или не будут считывать данные — зависит от степени интереса, который могут проявить в отношении того или иного лица.
А барьеров в получении информации, с учетом постоянных козней многочисленных «негодяев» международного уровня практически нет. Да какие там барьеры, когда «такое» в мире творится.
Стоит отдельно отметить, что вопреки распространенному мнению, самыми открытыми являются «защищенные» мессенджеры, а самыми «сложными» для доступа — традиционные.
Надо сказать, что тот, кто придумал «программы для передачи сообщений и звонков со специальным шифрованием», «секретные» группы и чаты, был человек (или группа), наделенные исключительным чувством юмора.
Кроме этого, не секрет, что специальной аппаратурой оборудованы уже не только все государственные органы, но и многие близлежащие кафе, рестораны, излюбленные «места встреч».
Вся информация обрабатывается, структурируется и хранится без ограничения строка.
Поэтому, с учетом анализа текущей тенденции, можно предположить, что будущее методов работы ФНС аналогично методам, которые сегодня использует «Internal Revenue Service» IRS (налоговое управление США).
Для тех, кто еще не слышал о методах работы налоговой службы, которые применяются в США сегодня, рекомендую ознакомится — это те «будни налогоплательщика», которые мы увидим в РФ через ближайшие 8-10 лет, а может и раньше.
Да и общего между нашими странами куда больше, чем нам пытаются внушить информационной пропагандой, ведь мировой капитал не признает границ и делений на государства.
Многие модули, обкатанные в США и других странах, сегодня успешно внедряются РФ.
Базовый принцип один — большая и большая открытость информации в отношении любого физического или юридического лица, меньше барьеров к ее получению и усовершенствование скорости и точности анализа «Big Data».
И это не «хорошо» и не «плохо» — это те правила, которые устанавливает мировой капитал, главное из которых — никакой «приватности», никаких секретов.
Чтобы «кассовый аппарат» работал лучше и жестче, возможно, уже в ближайшее время будут созданы министерство государственной безопасности, в которое войдут ФСБ, ФСО, СВР и министерство общественной безопасности, в которое войдут полиция и Росгвардия.
Это опять к рекомендации уйти уже сегодня от тех схем, которые указаны в п.1 материала.
Конечно, лица, вроде Алексея Навального, создают информационный фон в том, что никто не ловит «жуликов и воров», но это до поры до времени — английских пиратов корона тоже отловила не сразу.
Как показывает практика, постепенно и последовательно «поляна зачищается», ведь чем меньше «краников» и «врезок», тем сильнее напор в трубе финансов.
Чем меньше будет в стране оставаться ресурсов, тем жестче будет работать «кассовый аппарат».
Аналог «IRS» условен, в США, тоже, безусловно далеко не низкий уровень коррупции, но «порешать» с IRS практически невозможно — информационное поле также прозрачно, как оно становится прозрачным в сегодняшней России.
Поэтому, принять правила, отойти от устоявшихся «обычаев российского делового оборота» придется всем.