Данная статья имеет своей целью анализ причин сложности расследования экономических преступлений исходя из личной картины видения, сложившейся под воздействием впечатлений от решения судов, с моей точки зрения неправосудных, и анализа причинно-следственных связей их вынесения. Статья оказалась объемной, поэтому разбита на несколько частей, которые планирую публиковать поэтапно, примерно по такому плану:
- Отличительные особенности пределов компетенции государственных экспертов-экономистов двух систем: МВД и Минюста РФ
- Анализ хода следствия, достоверности документов и производства первичной бухгалтерской экспертизы по материалам 2-х уголовных дел по обвинению главного бухгалтера в мошенничестве
- Особенности назначения компьютерно-технической экспертизы и оценки ее результатов
- Особенности производства повторной экспертизы
- Особенности участия специалиста в роли консультанта, и каких результатов при этом ожидать
Часть 1. Отличительные особенности компетенции государственных экспертов-экономистов двух систем: МВД и Минюста РФ
ст. 80 УПК РФ - отличительными признаками заключения эксперта является использование знаний, требующие особой подготовки и практических навыков, заключение эксперта обязано содержать исследование, выводы эксперта должны являться умозаключением по поставленным перед ним вопросам. ЭКЦ МВД:
Источник 1) статья «Современное состояние и возможности судебно- экономических экспертиз в органах внутренних дел РФ» авторы Мусин Э.Ф. (начальник Управления судебно-экономических ЭКЦ МВД России, кандидат юридических наук (данные за 2007г.)), Ефимов С.В. (главный эксперт Управления судебно-экономических ЭКЦ МВД России (данные за 2007г.)), опубликована в научно — практическом журнале «Теория и практика судебной экспертизы» ГУ РФЦСЭ при Министерстве юстиции РФ, 2007год №4 (8).
В статье авторы сообщают: Первое подразделение по производству бухгалтерских экспертиз было организовано в Томской области в начале 90-х годов, в 2005г. приняты первые внутриведомственные регламенты по производству судебно-экономических экспертиз в ЭКП ОВД (ЭКЦ МВД)
Экспертные задачи ЭКЦ: (1) расчет интересующих следствие показателей, (2) установление соответствия требованиям законодательства отражения в учете тех или иных операций.
авторы поясняют: С позиций УПК объекты исследования являются доказательствами, и определение их достоверности входит в исключительную компетенцию лица, ведущего производство по уголовному делу; от следователей требуется на момент назначения экспертизы указывать в постановлении способ совершения преступления, достоверные учетные документы – источники достоверной информации, конкретные операции и факты;
Источник 2) 2010г. ЭКЦ МВД приняты «Методические рекомендации по совершенствованию производства финансово-аналитических экспертиз в экспертно-криминалистических подразделениях» (исх. 37/11-6360 от 29.10.2010).
Это рекомендации следователям по назначению экономической экспертизы в ЭКЦ МВД при расследовании преступлений, предусмотренных статьями УК РФ: 159 «Мошенничество», 201 «Злоупотребление полномочиями», 195 и 196 (при банкротстве), и об оценке заключения эксперта. С указанными рекомендациями были ознакомлены и получили их для пользования государственные эксперты Минюста — участники семинара, проходившего в ноябре 2013г с участием представителей ЭКЦ.
«Объекты исследования при производстве финансово-аналитической экспертизы», рекомендации ЭКЦ:
- оценка достоверности представленных объектов исследования осуществляется следователем. В общем случае эксперт использует документы без дополнительных процедур перепроверки содержащейся в них информации
- в установочной части постановления о назначении экспертизы должны быть не только детально описаны обстоятельства финансово-хозяйственной деятельности, в связи с которыми назначается экспертиза, но также и фактические данные об обстоятельствах, не нашедших отражения (некорректно отраженных) в учете и отчетности исследуемого лица. Данная информация устанавливается следственными действиями и используется экспертом в качестве исходных данных;
- не может ставиться вопрос – «имеют ли учетные операции фиктивный характер, если да, то как они повлияли на …» — информация устанавливается иными процессуальными действиями и вводится в экспертизу в качестве исходных данных, закладываемых лицом, ведущим производство по уголовному делу;
- «внесены ли ложные сведения в бухгалтерскую отчетность, если да, то как они повлияли…» — информация может устанавливаться путем назначения проверки (ревизии), бухгалтерской экспертизой — при наличии первичной информации о способах искажения;
Обратить внимание на порядок производства экономических экспертиз в ЭКЦ МВД, заставил постоянно возникающий у меня вопрос: «Как так следователи, эксперты-экономисты ЭКЦ, не видят (не устанавливают) явных противоречий в документах, в показаниях лиц, принимают сомнительные (недостоверные, непроверенные, противоречивые) документы. Почему следователи говорят, что легче расследовать убийство, чем экономическое преступление…» Теперь выяснила: Эксперт ЭКЦ — выполняет задание следователя, в принципе сводящееся к подсчету сумм по указанным следователем документам — это соответствует их инструкции. ... по инструкции: Следователь — должен установить достоверность документов и способ искажения имеющейся в них информации, эксперту предоставить только достоверные документы… Неясно одно — по каким признакам следователь установит, какой среди множества документов будет достоверным? какой подложный? или с измененными записями, не проявляющимися внешне...
Сокрытие махинаций требует исправления задним числом ранее сделанных записей, составления документов с иным содержанием, происходит замена первичных на измененные «подложные». Как, каким непостижимым образом следователь должен обзавестись информацией о способах искажения учетных показателей в документах по делам о мошенничестве, умышленном и преднамеренном банкротстве, по другим делам экономического характера…Как разобраться в схеме документооборота, какие документы или часть записей в них, в запутанном бухгалтерском учете настоящие, а какие нет… без участия судебного эксперта-бухгалтера? обратиться к эксперту предписано только с достоверными документами и указать способ искажения экономической информации, тогда для чего обращаться к эксперту? хотя бы он что-то подсчитал, и в материалах появится необходимое доказательство в форме Заключение эксперта.
В отношении экспертов Минюста: бухгалтерская экспертиза в системе Минюста проводится с 1962 года в соответствии с Постановлением Совета министров РСФСР от 29 августа 1962 года № 1111 «О передаче производства бухгалтерской экспертизы учреждениям Министерства юстиции РСФСР и об образовании Центрального научно-исследовательского института судебных экспертиз Министерства юстиции РСФСР».
Основные методологические подходы РФЦСЭ при Минюсте РФ (головной центр в системе экспертных учреждений Минюста, обеспечивает методологическое руководство):
ни один из предоставленных документов не имеет заранее установленной силы и не обладает 100% уровнем достоверности, всякий правильно оформленный документ может содержать недостоверную информацию, и не всякий неправильно оформленный искажен по существу;
если какая-либо хозяйственная операция, обозначенная в документах, не выполнялась или выполнялась фактически по-другому, то при логическом исследовании с учетом информационных связей бухгалтерских документов это возможно установить; задачами судебной экономической экспертизы является установление наличия или отсутствия факта искажения учетных данных, выявление признаков их искажения и выявление информационных последствий искажения учетных данных; выполнение требований «подсчитать» является функцией специалиста, но не эксперта, выполнение таких заданий несовместимо с работой эксперта и не входит в его компетенцию» (Программа подготовки судебного эксперта системы Минюста РФ по специальности 17.1 «Исследование записей бухгалтерского учета», по теме «Процессуальные основы назначения и производства судебно-бухгалтерской экспертизы») ответы на вопросы, которые не подразумевают проведение исследования, когда на решение экспертизы ставятся, а экспертом соответственно решаются только они - являются ошибкой эксперта (статья ведущих экспертов РФЦСЭ при Минюсте РФ «Некоторые типичные ошибки судебной экономической экспертизы» авторов Бондарь Н.Н., Виноградовой М.М., Нерсесян М.Г.)
В целом: для того, чтобы скрывать какие-то суммы, необходимо создавать видимость внешнего соответствия и непротиворечивости в документах, обеспечивать балансовую увязку учетных данных во времени, для этого надо завысить где-то что-то, изменить связи, создать иные документы чем были первоначально, и т.д.; как это выявляется:
Судебный эксперт-экономист поэтапно 1) моделирует «идеальную систему учета» — т.е. документооборот и последовательность необходимых действий должностных лиц при адекватном (без искажений) отражении хозяйственной операции в бухгалтерском учете, в том числе при компьютерном учете, 2) по предоставленным документам и всему объему информации (включая информацию из протоколов допросов) выстраивает ту фактическую модель, что функционировала в исследуемый период, 3) применяет метод экспертных гипотез, логические и другие методы исследования, и при сопоставлении этих моделей выявляет участки несоответствий, 4) анализирует информационные последствия несоответствий и выявляет причины их образования
Моделей может выстраиваться множество, их применение позволяет увидеть и вычленить вызывающие сомнение отдельные операции и документы. О документах с признаками недостоверности направляется отдельное сообщение следствию для принятия решения, это отражается в экспертном заключении. При таких операциях и сомнительных документах, вывод эксперта не может быть категорическим.
Таким образом, наука судебной бухгалтерской экспертизы располагает приемами и методами, которые позволяют установить несоответствия, причины образования несоответствий, способы и механизм искажения учетных данных, а также круг ответственных лиц (ответственные лица – не значит виновные, виновность устанавливается судом – примечание для негосударственных экспертов). Владение специальными приемами и методами определяется уровнем подготовки, и совершенствуется по мере накопления экспертного опыта.
Эксперты ЭКЦ МВД и эксперты Минюста отвечают в принципе на одинаковые (типовые) вопросы. Существенная разница в том, что инструкции ЭКЦ позволяют им применять документы без проверки на достоверность, и искажения в учете они не устанавливают, а эксперты Минюста для ответа на вопрос проводят диагностику документов на соответствие признакам доброкачественности, диагностику учета на искажения.
По моему мнению, на сегодня по экономическим делам именно установление достоверности документов и искажений в них, проявляется как основная проблема. Полагаю, что именно эту узкую часть все масштабнее использует преступное сообщество, прояснив для себя сложившийся порядок следствия.
Что делать на практике? вариант моих предложений — Задавать вопросы и выяснять обстоятельства: К заявлению о совершении преступления приложены какие документы: первоначальные что созданы подозреваемым в период совершения преступления? или измененные после установления в организации факта (недостачи, ущерба, др.). Кто установил достоверность документов, каких именно, каким способом, к компетенции какого лица это относится? Какой способ сокрытия применялся подозреваемым, если его действия и негативные последствия не были выявлены на предприятии за ряд лет (учетно-отчетных периодов)? Кем был установлен способ сокрытия (механизм искажения), к компетенции какого лица это относится?
Жестче проводить оценку заключений эксперта, и помнить, что необходимость применения условной формы вывода: «вывод считать верным при условии достоверности документов» — относится практически ко всем заключениям частных экспертов и экспертов-экономистов ЭКЦ, поскольку в системе МВД методическими указаниями эксперту предписывается применять документы без проверки содержащейся в них информации.