Просматривая свою практику, обнаружил одно интересное дело, когда сотрудничал на определенных условиях с ЛДПР, что заключалось в следующем: ЛДПР в лице местного представителя предоставляет офис, в котором одновременно находится городской штаб ЛДПР, с моей стороны оказание гражданам юридической помощи от лица ЛДПР.
Одним из клиентов, как в итоге выяснилось, оказался недееспособный, находящийся под опекой.
Суть проблемы, с которой он обратился, уже позабылась, учитывая, что он больше не появлялся, но что-то связанное с ранее заключенным между ним лично и иным лицом договором, когда он уже был признан недееспособным.
Но речь пойдёт не об этом. А о том, в каком случае сделка с недееспособным лицом может быть признана действительной.
Сделка с недееспособным лицом, как известно, изначально является сделкой с пороком (или порочной сделкой) в силу прямого указания в ГК РФ на то обстоятельство, что сделки от лица недееспособного может совершать только его опекун (п. 2 ст. 29 ГК РФ).
Но в состоянии ремиссии нельзя с достаточной достоверностью определить, что человек является недееспособным. В результате появляются изначально порочные сделки с недееспособным. Такие сделки признаются судом ничтожными. Но можно ли сохранить удовлетворяющую обе стороны сделку, заключенную между гражданином, не знавшим о недееспособности другой стороны договора, и недееспособным гражданином?
Да, это возможно. И способ известен ещё со времён римского права. Называется этот способ конвалидация, что означает буквально «излечение сделки с пороком». Условием конвалидации является следующее: сделка, заключенная с лицом, ранее признанным недееспособным, может быть признана действительной, если она ведёт к выгоде самого недееспособного (п. 2 ст. 171 ГК РФ).
Конвалидация порочной сделки возможно двумя способами: 1) оздоровление – признание субъектом, который мог бы сослаться на обратимость сделки, действительности сделки; 2) подтверждение – восполнение сделки последующим одобрением её третьим лицом, которым в данном случае является опекун недееспособного.
Таким образом, в случае судебного разбирательства о признании сделки недействительной, если уполномоченное на вышеуказанные действия лицо признаёт или подтверждает сделку, суд должен отказать в удовлетворении иска о признании сделки недействительной.
Надеюсь, что представленная информация была полезна, так как никто из юристов и адвокатов не застрахован от того, чтобы не столкнуться с вопросом о сделке, уже заключенной недееспособным лицом.