Приветствую Вас Уважаемые коллеги и читатели моих публикаций!
Поводом для написания настоящей статьи стало одновременно несколько факторов.
Первый фактор – некоторое время назад я узнал, что один мой знакомый человек, оказался «зашифрованным адептом мира криптовалюты», который вошел в этот мир еще в 2017 году, при цене Биткоина раз в 20 меньше чем сейчас.
И он его не продавал все это время. Он теперь в кругу доверенных лиц, скромно шутит: «Я работаю в официальной организации реального мира- исключительно ради удовольствия и порядочности».
Второй фактор – я осуществил некоторое «пробно-лайтовое» погружение в мир инвестиции в криптовалюту и вы знаете уважаемые коллеги, в этом действительно что — то есть стоящее, но об этом я расскажу в следующей публикации на эту тему.
Третий фактор – статьи уважаемого коллеги Фищук А.А. размещенные здесь и здесь, которые по своей сути являются очень качественным ликбезом в этой очень и очень обширной теме.
Как юриста и адвоката меня прежде всего заинтересовала ситуация с правовым регулированием цифровых активов в РФ.
Это при том, что во многих странах наложен тотальный запрет как на майнинг криптовалют, так и на любые транзакции криптовалют.
Мир криптовалюты- это новый мир, мир не принимаемый не правительствами стран мира (исключение- Сальвадор, который совсем недавно, легализовал оборот Биткоина на своей территории), ни институциональными, мировыми финансовыми организациями.
Но как следует из истории, паровая машина и прядильный станок тоже изначально в штыки «принимались миром», так как лишали рабочих мест – извозчиков на лошадях, а прядильный станок, также освобождал рынок от ручной работы в этой сфере.
На мой взгляд, эпоха крипто валюты — это неизбежная реальность.
Итак, 2021 год, чем регулируется и как качественно это происходит в РФ?
Вступивший в силу 1 января закон о цифровых финансовых активах и цифровой валюте (Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 259-ФЗ; далее – Закон № 259-ФЗ), хотя и содержит в своем названии оба этих понятия, и дает их определения, не сильно помог криптосообществу с точки зрения понимания сущности и условий использования криптовалют в нашей стране.
По своей сути, указанный Закон посвящен цифровым финансовым активам (ЦФА), под которыми понимаются цифровые права, включающие денежные требования, возможность осуществления прав по эмиссионным ценным бумагам, права участия в капитале непубличного акционерного общества, право требовать передачи эмиссионных ценных бумаг.
Установлены правила выпуска, учета и обращения ЦФА, требования к операторам информационных систем, в которой выпускаются ЦФА, операторам обмена ЦФА, порядок деятельности таких операторов.
Регулирование же, предложенное Законом, для цифровой валюты – оказалось далеко не полным.
С одной стороны, криптовалюта в России теперь легализована.
Закон дает ее определение: цифровой валютой признается совокупность содержащихся в информационной системе электронных данных (цифрового кода или обозначения), которые предлагаются и могут быть приняты в качестве средства платежа, не являющегося денежной единицей РФ, иностранного государства и международной денежной или расчетной единицей, либо в качестве инвестиций и в отношении которых отсутствует лицо, обязанное перед каждым обладателем таких электронных данных (ч. 3 ст. 1 Закона № 259-ФЗ).
Кроме того существенным на мой взгляд является, что в ряде отраслевых законов (Федеральный закон от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», Федеральный закон от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», Федеральный закон от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции») включены положения о том, что для целей соответствующих законов цифровая валюта признается имуществом.
В то же время, правила выпуска и обращения цифровой валюты не определены, указано лишь, что «организация выпуска и (или) выпуск, организация обращения цифровой валюты в Российской Федерации регулируются в соответствии с федеральными законами» (ч. 4 ст. 14 Закона № 259-ФЗ), а значит, владельцам криптовалют –еще какое-то время придется ждать принятия такого законодательства.
Между тем, на законодательном уровне использование криптовалюты ограничено: прямо установлен полный запрет на оплату цифровой валютой товаров, работ и услуг – он распространяется на действующие на территории России юридические лица, в том числе филиалы и представительства иностранных и международных компаний, и на граждан, находящихся в РФ не менее 183 дней в течение 12 следующих подряд месяцев (ч. 5 ст. 14 Закона № 259-ФЗ).
При этом, обращаю внимание на ч. 6 ст. 14 указанного Закона:
«Требования лиц, указанных в части 5 настоящей статьи, связанные с обладанием цифровой валютой, подлежат судебной защите только при условии информирования ими о фактах обладания цифровой валютой и совершения гражданско-правовых сделок и (или) операций с цифровой валютой в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах».
Т.е. по факту в настоящее время, совершение операций и гражданско-правовых сделок с цифровой валютой разрешается, а требования ее владельцев подлежат судебной защите, с условием того, что о таких сделках будут проинформированы налоговые органы.
Однако, на дату написания настоящей статьи, порядок такого информирования не утвержден.
Мною был изучен Законопроект № 106571-7 «О внесении изменений в части первой и второй Налогового кодекса РФ», который к моменту написания статьи прошел два чтения в Государственной Думе, и вот некоторые выдержки из будущего Закона:
Предполагается самодекларирование факта владения и использования криптовалют. В частности п. 1 ст. 21 Налогового кодекса предлагается дополнить положением, согласно которому налогоплательщики имеют право сообщать о получении права распоряжаться, в том числе через третьих лиц, цифровой валютой, представлять отчеты об операциях с ней и о ее остатках.
Законопроект устанавливает, что в случае когда за календарный год сумма поступлений цифровой валюты или списаний цифровой валюты лицом, которое вправе ею распоряжаться, превысит сумму, эквивалентную в денежном выражении 600 тыс. руб., предполагается установить уже не право, а обязанность таких лиц сообщать в налоговый орган о получении права распоряжаться цифровой валютой, а также представлять отчеты об операциях (гражданско-правовых сделках) с цифровой валютой и ее остатках.
Распространяться эта обязанность будет на российские организации, филиалы и представительства иностранных и международных компаний, созданные на территории РФ, и физических лиц: граждан России, постоянно проживающих в РФ на основании вида на жительство иностранных граждан и лиц без гражданства (за исключением лиц, срок пребывания которых за пределами России превышает в совокупности 183 дня в течение календарного года).
В связи с вышеизложенным, у ФНС России расширяются полномочия, в части наделения дополнительными, а именно: установлению порядка определения рыночной цены на цифровую валюту которая будет использоваться при расчете обозначенной выше пороговой суммы в 600 тыс. руб., а также по утверждению форматов сообщения о получении права распоряжаться цифровой валютой, отчета об операциях с цифровой валютой и ее остатках.
Законопроект определяет санкции (куда же без них) – «За непредставление или представление содержащего недостоверные сведения отчета об операциях с цифровой валютой и ее остатках законопроектом предусматривается ответственность в виде штрафа в размере 10% от суммы поступления цифровой валюты или суммы списания цифровой валюты лицом, которое вправе ею распоряжаться, в соответствующем календарном году – для расчета размера штрафа предполагается использовать большую из указанных сумм (в рублевом эквиваленте).
За непредставление же сообщения о получении права распоряжаться цифровой валютой предлагается ввести штраф в размере 50 тыс. руб. В случае принятия законопроекта и подписания соответствующего закона первым отчетным периодом станет 2021 год.
Кроме того, законопроектом предусматривается штраф за неуплату, в том числе частичную, налога в связи с невключением в налоговую базу прибыли (доходов) от операций, расчеты по которым осуществлялись с использованием цифровой валюты, – в размере 40% от суммы неуплаченного налога в части таких операций.
Следует отметить, что по мнению специалистов по криптовалюте, рассматриваемый законопроект являетсяпреждевременным, так как нецелесообразно говорить о налогах в отсутствие норм, устанавливающих правила оборота криптовалют.
Также очевидно, что он нуждается в серьезной корректировке, в части определения того, что понимается под прибылью от использования криптовалют для целей налогообложения.
Прибыль от криптовалют является виртуальной, пока ты не перевел единицу криптовалюты в фиатную валюту.
Кроме того, интересен сам момент получения прибыли. По логике, прибыль появляется тогда, когда ты либо переводишь фиатную валюту (после конвертации криптовалюты) на свою банковскую карту, либо обналичиваешь деньги с банковской карты, получая реальную прибыль.
Тогда по идее и будет возникать обязанность заплатить налоги.
Очевидно, что законопроект будет существенно доработан, так как Комитет Госдумы по государственному строительству и законодательству указал в своем заключении, что установление налогового режима цифровых валют невозможно без уточнения круга объектов, которые могут быть отнесены к цифровой валюте, определения их соотношения с такими регулируемыми Гражданским кодексом категориями, как цифровые права и деньги, и установления четких правил их использования.
Для этого необходимо закрепить в ГК РФ понятие цифровой валюты – с возможностью ограничения ее гражданского оборота в соответствии с п. 2 ст. 129 ГК РФ – и соответствующим образом скорректировать ее определение в вышеуказанном Законопроекте.
Комитетом Госдумы по бюджету и налогам отмечено несоответствие положений, предусматривающих наделение ФНС России правом устанавливать порядок определения рыночной цены цифровой валюты, ст. 40 НК РФ, согласно которой по общему правилу для целей налогообложения принимается цена товаров, работ или услуг, указанная сторонами сделки, – предполагается, что эта цена соответствует уровню рыночных цен, пока не доказано обратное, а налоговые органы вправе проверять правильность применения цен только в определенных случаях.
Налоговые органы согласно законопроекту смогут запрашивать в банках выписки по операциям на счетах физических лиц и справки о переводах электронных денежных средств при установлении признаков, указывающих на возможное нарушение законодательства о налогах и сборах, если операции на счетах связаны с операциями по переводу цифровой валюты, необходимо, по мнению комитета, уточнить, что понимается под операциями по переводу цифровой валюты (так как в Законопроекте ничего не говорится), и в рамках какой из предусмотренных НК РФ процедур налоговые органы могут установить факт того, что операции на счетах связаны с переводом цифровой валюты, а также признаки возможного нарушения налогового законодательства.
Кроме того, необходимо определить, какие операции будут считаться операциями, расчеты по которым осуществляются с использованием цифровой валюты, так как прибыль от таких операций предполагается включать в налоговую базу, но при этом Закон № 259-ФЗ, как уже отмечалось, запрещает использовать цифровую валюту для расчетов за товары, работы и услуги.
В заключении указанной статьи отмечу, что я с интересом жду, в каком же виде будет одобрен «Законопроект № 106571-7 «О внесении изменений в части первой и второй Налогового кодекса РФ», а также какие изменения будут внесены в Гражданский кодекс РФ, относительно цифровых валют.
По данным Российской ассоциации криптовалют и блокчейна (РАКИБ) – Россия входит в тройку государств – лидеров по использованию цифровых валют, а количество криптокошельков граждан России превышает 8 млн!
Благодарю за внимание к публикации! (Продолжение следует). Всем мира и добра!