Однако, не так давно я поучаствовал в очень интересных мероприятиях. Обо всем подробно.
В осенний субботний вечер, уложив свою дочурку, я знакомился с новостями всемирной паутины. Приблизительно около 23 часов мне позвонила моя бывшая доверительница и попросила помочь в разрешении случившейся проблемы, для решения которой предложила приехать в наш областной центр г.Орел, находящийся в 50 км от моего места жительства. Так, как я в это время находился один со своим малолетним ребенком, то соответственно отказался и предложил позвонить кому-нибудь из юристов или адвокатов находящихся непосредственно в городе Орле. Через некоторое время она перезвонила вновь, сказав, что необходима срочная помощь, и я согласился координировать её действия по телефону.
Суть проблемы была такова. Её муж договорился со своим товарищем об аренде гаража для замены масла в двигателе. С этой целью, по окончании некоторых домашних дел, он направился в указанное место, а оказался в «кутузке».
20.10.2012г. приблизительно около 18 часов, по адресу их временного места жительства, прибыли сотрудники ГИБДД и у супруги поинтересовались о местонахождении её мужа. Созвонившись с мужем, она передала им трубку телефона, и тот сказал им свое местонахождение. Мотивация розыска, по словам сотрудников ГИБДД — совершение ДТП и оставление места происшествия. Приблизительно через 20-30 минут, после звонка, к мужу подъехали сотрудники ГИБДД осмотрели автомобиль, сфотографировали его. Затем забрали документы и отвезли мужа в отдел ГИБДД, где составили протокол. В отделе ГИБДД у мужа изъяли содержимое карманов, в том числе и мобильный телефон, поэтому он не смог связаться не с родственниками, не с защитником. Более того, ему советовали ни в коем случае не связываться с защитником, чтобы не было хуже. Из отдела ГИБДД его доставили в дежурную часть УМВД России по Советскому району г.Орла, где сняли отпечатки пальцев, сфотографировали и посадили в камеру, не сказав за что и на какой срок. Право на звонок родственникам ему разъяснено не было и не предоставлено. Каких-либо доказательств виновности представлено не было.
В последствие к супруге приехали сотрудники полиции и незаконно изъяли паспорт мужа, пояснив, что это необходимо. Узнав, что муж задержан и помещен в камеру, супруга в срочном порядке выехала в местонахождение последнего. Находясь в помещении дежурной части уже позвонила мне.
При разговоре было установлено, что муж будет находиться в камере двое суток, то есть до понедельника. Затем его повезут к мировому судье для разрешения его участи. Задержание сотрудники полиции мотивировали нормами действующего законодательства.
Согласно части 1 статьи 27.3 КоАП РФ, административное задержание, то есть кратковременное ограничение свободы физического лица, может быть применено в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении.
Постановлением Конституционного Суда РФ от 16.06.2009 № 9-П часть 1 статьи 27.3 признана не противоречащей Конституции РФ, поскольку содержащиеся в ней положения по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования и во взаимосвязи с пунктами 1 и 2 части 1 статьи 24.5 данного Кодекса предполагают, что административное задержание на срок не более 48 часов может применяться лишь в случае, если имеются достаточные основания считать его необходимым и соразмерным для обеспечения производства по конкретному делу об административном правонарушении, за совершение которого может быть назначено наказание в виде административного ареста, а последующее прекращение производства по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием события административного правонарушения или отсутствием состава административного правонарушения не может служить основанием для отказа в обжаловании незаконного применения административного задержания как принудительной меры обеспечения производства по данному делу.
Так, как кратковременное ограничение свободы физического лица, может быть применено в исключительных случаях, а данный случай таковым не являлся, то мы попросили сотрудников разъяснить причины применения такой меры. Задержанный имеет постоянную регистрации в городе Орле, имеет постоянную работу, имеет семью. Скрываться не собирается. Согласен являться на рассмотрение административного дела по первому уведомлению. На его автомашине отсутствуют следы каких-либо механических повреждений свидетельствующих о причастии к вменяемому ДТП. Также не имеется замены деталей автомобиля. Имея полис ОСАГО, он наоборот был бы заинтересован в его применении. Алкоголь не употребляет на протяжении длительного времени. Технический осмотр автомобиля пройден.
Таким образом, у него отсутствовали все причины для оставления места вменяемого ДТП. Виновность в совершении административного правонарушения отсутствует, что подтверждается Определением об отказе в возбужении дела об административном правонарушении от 20.10.2012г. (!) на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ, принятым старшим инспектором по розыску капитаном полиции Ветровым Р.Н. по результатам проведенного административного расследования.
Однако, не принимая во внимание указанные обстоятельства, второй сотрудник ДПС старший лейтенант полиции (ниже званием) Солохин С.В. составляет Протокол 57 ОР 477324 об административном правонарушении от 20.10. 2012г. (!), с которым не согласился водитель, о чем указал, произведя соответствующую запись.
На основании указанного протокола у водителя изымается водительское удостоверение и указывается, что место и время рассмотрения дела об административном правонарушении будет сообщено дополнительно. Не получив уведомления о месте времени рассмотрения административного дела, в возбуждении которого было отказано, он был препровожден в «кутузку» для дальнейшего направления к мировому судье. К делу было приложено сопроводительное письмо о направлении материалов мировому судье.
Не буду утомлять объяснением, но попав в камеру в 20 часов 06 минут водитель был освобожден в 01 час 06 минут, отправившись с супругой домой, испытав на себе все «прелести» камерного быта. При этом дав сотрудникам полиции обязательство о явке в понедельник в отдел полиции. Паспорт остался в полиции, на руки получил его ксерокопию.
По достигнутой договоренности я прибыл в понедельник в г.Орел и встретился с участником описанного беспредела. При появлении в полиции попросили возвратить гражданину паспорт так, как он был необходим для оформления правоотношений и выдачи нотариальной доверенности. Как пояснил нам сотрудник, что паспорт отдадут только после суда. Пришлось всё оформлять по другим документам удостоверяющим личность.
При нахождении дома, мой подопечный составил объяснение по обстоятельствам дела. Я подготовил ходатайство об ознакомлении с материалами административного дела. Ещё у меня была заготовка из «учебного пособия» Ю.Шулипы (ходатайство о возвращении материалов дела об административном правонарушении должностному лицу составившему протокол для устранения недостатков), в которую мной были внесены свои коррективы.
Полицейские позвонили мировому судье судебного участка№2 Советского района г.Орла Рыковой О.Н. и сообщили ей о намерении привезти «клиентов».
Перед походом к мировому судье мы подали заявления в различные надзорные органы.
Находясь в помещении мировых судей, я выяснил, что мой доверитель зарегистрирован по адресу другого судебного участка и написал ходатайство о рассмотрении административного дела по месту жительства. Таким образом, исключив необъективное рассмотрение дела мировым судьей, с которым у полиции была договоренность о нужном рассмотрении. В кабинет мирового судьи вошёл один, оставив доверителя в коридоре. Но судья категорически отказалась рассмотреть ходатайство в отсутствие доверителя, сославшись на часть 3 статьи 25.1 КоАП РФ. Ходатайство о рассмотрении дела по месту жительства в присутствии моего доверителя было удовлетворено, и судья нас отправила этажом ниже на другой судебный участок. В это время судья и сотрудник полиции остались наедине. В услышанное было трудно поверить – судья отчитывала сотрудника полиции за преждевременное освобождение привлекаемого, и пояснила, что если бы он находился в камере, то административный арест она бы обеспечила. Это при отсутствии доказательств вины привлекаемого к административной ответственности и отсутствии «потерпевшего».
Другой мировой судья, изучив все представленные материалы административного дела, и поданные ходатайства, вынес определение о возвращении материалов дела в отдел полиции. На словах пояснил, что не может вынести решение в отсутствие «потерпевшего». В коридоре сотрудник полиции под расписку нам выдала паспорт и водительское удостоверение. Правда выдача последнего удивила так, как взамен изъятого в/у было выдано временное разрешение. Спрашивать о прчине возврата в/у не стали. Окончание дела всё расставит по своим местам. На такой стадии мы покинули здание мировых судей. Мировой судья нам не представил возможность ознакомления с материалами дела и не выдал копию определения о возвращении административного материала. Частично с указанными документами мы ознакомились в полиции и там же сделали фотокопии. До окончания дела пока их не выкладываю. Продолжение следует.
Добавлено: 00:34 11.12.2012
Продолжение.