Мною было принято поручение по защите гражданки Б, обвиняемой по ч.4 ст. 159 УК РФ «Мошенничество, совершенное организованной группой…».
Дело достаточное естественное для наших южных краев, где со всей России люди ломятся, чтобы купить себе квадратные метры в надежде подзаработать на перепродаже или найти себе кусочек красивого образа «санкционной страны», которые в силу последних мировых событий нам россиянам сложно доступны.
Вот и моя подзащитная работала в фирме застройщика риэлтором, застройщики строили хорошо, много объектов сдали и люди по сей день там счастливо живут.
Однако, стройка последних объектов, как то пошла не очень, и администрация не шла на уговоры, а судьи были безжалостны к самострою, да и между застройщиками начались какие-то негативные «терки».
Один давно в СИЗО города Армавир, а другой на досудебном соглашении прохлаждается дома с браслетом на ноге, пользуясь всеми благами домашнего ареста. Хотя некоторые адвокаты со «злыми языками» поговаривают, что застройщик на домашнем там не из-за досудебного соглашения, его (досудебки) возможно и нет, а потому что вовремя нашел несколько миллионов рублей, эх злые языки, как Вам не стыдно думать так о сочинском правосудии!
Мою подзащитную пригласили на допрос к следователю, до этого ее опрашивали в ОБЭП и ФСБ РФ (последние не знаю зачем), следователь, как это у нас частенько ведется и ни для кого из профессионалов не секрет, предложила признать свою вину в том что забрала все деньги у людей в группе лиц с застройщиками, в противном случае ее арестуют, моя подзащитная сообщила что признавать вину не будет и в том что она риэлтор, ничего плохого не видит и оговаривать себя не собирается.
Градус напряжения на допросе возрастал и после предъявления обвинения ее как и обещал следователь, за молчание, Б. предложили одеть не очень красивые и удобные браслеты и арестовали.
Для не знающего читателя поясню, такая манера следственных органов это преступление состав которого описывается в статьями 302, 303 УК РФ. Защитником в это период времени был не я.
Муж подзащитной начал искать защитника, оперативники «друзья» сразу посоветовали «своих, хороших» адвокатов. Началась бурная деятельность (если можно это так назвать).
Первое условие 150 000 в месяц, так сказать абонентская плата, за «элитную» защиту, второе условие не злить следователя и прокуратуру, третье условие признать вину иначе ей конец.
Так как брат моей подзащитной мой друг и спортсмен, которого я периодически тренирую попросил меня заняться ее делом, я не стал спешить, не люблю влезать в дела чужих адвокатов, а так же я знал что наши стили работы отличаются так же сильно по форме и содержанию, как Александрийская библиотека и тик-ток ролики. Однако, всегда консультировал, помогал советом.
«Свои, хорошие» адвокаты сообщили мужу моей подзащитной, что есть возможность ее вызвалить из тюрьмы, они, как бы, позвонили судье Краснодарского краевого суда (апелляцию) и она сказала что за 800 000 тысяч рублей ее освободит из СИЗО и переведет на домашний арест.
Муж кредитуется, берет в долг и отправляет деньги. На следующее утро снова звонок, мол, судья вышла и сказала нужном точно еще 500 000 тысяч или ничего не будет. Этих денег найти не удалось, постановление первой инстанции продлении ранее избранной меры пресечения в виде ареста осталось в силе. Это уже был второе продление ее стражи. Было 800 000 тысяч в кармане и нет 800 000 тысяч, но судья обещала вернуть :).
Думаю не стоит акцентировать внимание читателя на том, что судья апелляционной инстанции с зарплатой 500 000 тысяч в месяц за эти копейки подставляться не будет, особенно так открыто через чужого адвоката.
Семья обвиняемой, понимая что все мои предсказания в рамках консультаций и советов сбываются так же последовательно, как процесс формирования плода в утробе матери, заключили со мной соглашение на оказание юридических услуг.
Выписал ордер, поехал познакомиться со следователем, сделал фотокарточки доступных материалов уголовного дела (ох уж эта состязательность и равноправие сторон), услышал мнение следователя, сделал выводы.
В деле 200 потерпевших, почти полмиллиарда ущерб вменяют застройщикам Ш. и Т. и моей подзащитной Б. Дело возбуждено по части 4 ст. 159 УК РФ, статье 200.3 УК РФ, эпизодов на момент написания статьи около 100.
Так как подзащитная очень страдала в СИЗО и муж сильно переживал и был на грани совершения повторной ошибки — найти «своих, хороших» адвокатов я решил сконцентрировать свое внимание на обжаловании арестов.
Обжаловал первый и второй арест в порядке кассации.
На третий арест защищал интересы Б. уже я. Приготовился основательно. Заключили договор найма с собственниками жилья и получил согласие от всех проживающих лиц, организовал посещение собственника жилья и проживающих лиц в суд, поехал в изолятор, подготовил подзащитную, составили ее речь в письменном виде. Приготовил мотивированное ходатайство об изменении меры пресечения с заключения под стражей под стражу на домашний арест. Так же подготовил ходатайство о внесении залога и о поручительстве.
Ходатайствовал перед судом о допуске мужа подзащитной в качестве общественного защитника (никогда проблем не было), однако судья по ссылкой на пункт 16 пленума № 41 (ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЛЕНУМА ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ № 41 от 19 декабря 2013 г. «О практике применения судами законодательства о мерах пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста, залога и запрета определенных действий») отказал в данном ходатайстве, так как судебный контроль это не судебное заседание в полном понимании этого слова, это досудебная (следственная) стадия, а на досудебной стадии рассмотрения защитником может быть только адвокат и никакие общественные защитники не указаны в законе.
Началось судебное заседание…
Послушали ходатайство следователя. Задал приготовленные заранее вопросы следователю, как знают мои уважаемые коллеги «уголовники», ответы на вопросы звучали из области эзотерики — «возможно, почему нет, в будущем все может быть » и так далее.
Несколько моих вопросов следователю судья отвел, на вопрос чем мотивирован отвод моих вопросов, получил «суду вопросы не задают» это и моя наглая позиция заявлять перед прокурором, судом, следователем, потерпевшими и их адвокатом целых 4 ходатайства, задавать вопросы следователю, и говорить речь на 10 минут показалась судье не приемлемой о чем кричала вся его мимика и жесты тела, как следствие незаконный отказ в удовлетворение всех ходатайств.
Подзащитная Б. заявила о преступлении в отношении нее, а именно шантаж следователя признать вину в обмен на домашний арест и тюрьма в случае отказа в признании вины, девушка-прокурор по незнанию сообщила, что она не полиция и не принимает заявлений, но мы (сторона защиты) можем письменно после судебного заседания обратится в полицию за защитой своих прав. По этому вопросу судье отправлено не процессуальное обращение относительно того был ли выделен протокол судебного заседания с отметкой о таком заявлении для передачи прокурору и дальнейшей проверки доводов. Ответа до сих пор нет, зато есть новый довод жалобы председателю суда.
Суду не понравилось, что все согласия написаны от руки без нотариального заверения (для не знающего читателя- это такая придуманная судейская мода, для того что бы легче отказывать в избрании более мягкой меры пресечения чем арест). Тогда я попросил судью пригласить в заседание и спросить мнение проживающих лиц и собственника жилого помещения относительно отбывания домашнего ареста обвиняемой у них дома. Судья ожидаемо отказал.
В мой голове назревал отвод, однако по мнению моей подзащитной этого делать не стоило, я не стал. Прокурор ожидаемо поддержал арест, не смотря на то что на этой стадии уголовного дела прокурор не гособвинитель, а надзирающая фигура, которая должна следить за законностью (качеством расследования), потерпевшие и их представитель так же поддержали арест моей подзащитной. Суд ходатайство следователя удовлетворил, защите во всех ходатайствах отказал. Ничего необычного для российского правосудия.
Обжалование ареста (ч.4 ст. 159 УК РФ)
Начал писать апелляционную жалобу. В своих жалобах люблю ссылаться на цитаты из решений судей Европейского суда (ЕСПЧ), так как теперь эта аббревиатура в наших судах сейчас носит характер ненормативной лексики сами реквизиты дела не указываю в жалобе.
Отправил адвокатский запрос приставам относительно подтверждения доводов реального посещения собственника жилого помещения и проживающих лиц, судебные приставы достаточно быстро ответили и подтвердили, данный ответ был приложен апелляционной жалобе.
Прошел день, прошла неделя, прошло 10 дней, а наша жалобы куда-то подевалась, заехал в Адлерский районный суд города Сочи в кабинет судьи и мне с улыбочкой сказали, что моя жалоба оставлена без движения, определение отправили по почте (правильно зачем звонить адвокату и говорить об этом, что бы не было нарушено право на защиту и пропущены сроки подачи апелляционной жалобы), с не хотением дали сфотографировать определение об оставлении без движения.
И там я узнал, что я плюс минус дебил — олигофрен, который не указал кого защищают, не указал доводы обжалования, не написал просительную часть, не поставил подпись и еще что-то.
Зашел в личный кабинет ГАС Правосудие и именно оттуда скачал свою апелляционную жалобу на постановление Адлерского районного суда, открываю подписанный УКЭП (усиленной электронной подписью) файл ПДФ и, о чудо, жалоба своей структуре идеальна, 6 расписанных доводов, мои реквизиты, реквизиты дела, подзащитной, просительная часть, подпись, печать коллегии и так далее.
Хотя напомню не осведомленному читателю, любой человек может сослаться только на один довод под названием справедливость и жалобу обязаны принять на рассмотрение, так как данный принцип уголовного права и его потенциальное нарушение это самостоятельное основание обжалования.
Пришло понимание что мою жалобу красиво и нагло топят!
Поговорив с моими коллегами праворубцами решил сделать следующее:
1 — скачал жалобу и в редакторе поставил стрелки указатели, например стрелка на 1-й довод и надпись «довод номер один», стрелка на ФИО моей подзащитной с надписью «ФИО подзащитной», так сказать, чтоб даже школьник разобрался.
Таких стрелок было около 10 штук и отправил председателю Адлерского районного суда города Сочи (он пользуется лично моим уважением, как судья и как руководитель, работает не давно, но заставил себя выжать и прокурорских и судейских).
2 — В таком же стиле поехала жалоба на непрофессиональные поведение судьи в «ментовском» стиле в Совет судей Краснодарского края.
3 — Так как сроки моего апелляционного обращения были пропущены, после совещания с моими старшими коллегами было принято решение параллельно отправить кассационную жалобу на постановление этого же судью Адлерского района города Сочи в 4 кассационный суд общей юрисдикции.
Принципиально ничего не исправлял в апелляционной жалобе и не отправлял повторно. И чудо, позвонили из суда и сказали жалоба скоро выезжает в Краснодар (Краснодарский краевой суд- апелляция).
И так апелляция назначена 20.04.2023 года, а мой вылет на Всероссийскую конференцию Праворуба 20.04.2023 года.
Предлагаю мужу найти в Краснодаре адвокат, что бы он просто поддержал мою жалобу если нужно пусть отрывками зачитает жалобу в прениях. Волнение нарастает, уже захожу в самолет и тут звонок — «Меликович у нас получилось, мою Б. Отправили под домашний арест».
Возражали прокурор, несколько потерпевших, представитель десятков потерпевших, но судья Краснодарского краевого суда был настроен серьезно и не испугался натиска потерпевшей стороны, за что ему отдельное уважение.
Не обошлось без криков о коррупции, связях с администрацией президента и так далее :)
Подзащитная дома печет пирожки, успокоилась, муж и семья вышли из депрессии и состояния сверх стресса, миссия выполнена. Впереди большая работа, идем дальше равнять весы полу-слепой Фемиды.
Берегите себя и боритесь за свои права!
Обладатели PRO/VIP аккаунтов могут посмотреться скачать судебное решение и мои процессуальные документы.
Статья написана с разрешения моей подзащитной.
Адвокат Краснодарской краевой коллеги города Сочи Мануков Михаил Меликович. Регистрационный номер 23/6159.