Запрет совершения определенных действий – мера пресечения достаточно новая, судебная практика по ее применению еще только складывается. С одной стороны – запрет определенных действий позволяет обвиняемому или подсудимому трудиться, кормить семью, гулять с детьми, то есть жить практически полноценной жизнью, но с другой стороны – судом практически всегда на подсудимого накладываются ограничения в виде запрета покидать жилое помещение в определенное время суток.
В различных регионах практика исполнения данной меры пресечения складывается по-разному, например в Московской области, где электронные браслеты в дефиците, они и не применяются, а вот в Москве, где нет дефицита в системах удаленного электронного слежения, электронные браслеты применяются повсеместно.
Напомню, что электронный браслет надевается на человека, находящегося под домашним арестом, под запретом определенных действий, либо на осужденного к наказанию в виде ограничения свободы. В настоящее время его применение стало привычной мерой контроля, он позволяет круглосуточно следить за перемещениями поднадзорного лица.
И не дай Бог лицу, находящемуся под запретом совершения определенных действий, опоздать домой из-за пробок или после затянувшейся деловой встречи, велики шансы того, что как сказочная карета превратилась в тыкву, так и запрет совершения определенных действий может превратиться в домашний арест, а то и в еще чего похуже.
Мой доверитель обвиняется в покушении на мошенничество в составе организованной группы, в особо крупном размере, более 14 месяцев на стадии предварительного следствия доверитель содержался под стражей, затем мера пресечения ему была изменена на домашний арест, и вот благодаря счастливому стечению обстоятельств, о котором я писал в этой публикации, в конце декабря 2022 года мера пресечения моему подзащитному была изменена на запрет совершения определенных действий: выходить за пределы жилого помещения ежедневно в период с 22 часов вечера по 07 часов утра следующего дня без письменного разрешения суда и контролирующего органа; общаться с лицами, проходящими по уголовному делу в качестве свидетелей, потерпевших, подсудимых, обвиняемых и подозреваемых (не очень то и хотелось); отправлять и получать почтово-телеграфные отправления.
После изменения меры пресечения жизнь моего доверителя изменилась к лучшему, удалось устроиться на хорошую руководящую работу, но всем же понятно, что в нашей стране любая руководящая работа предполагает проведение разного рода рабочих встреч, да и где вы видели нормированный рабочий день?
В общем практически сразу после трудоустройства у моего подзащитного трудовая деятельность превратилась в гонку – успеть до 22 часов закончить все дела и прибежать домой, а то конфуз бы получился покруче, чем у Золушки.
При таких обстоятельствах я решил попробовать улучшить положение моего подзащитного, и в своем ходатайстве перед судом я попробовал донести, что сокращение с учетом специфики трудовой деятельности времени действия запрета выходить за пределы жилого помещения на два часа в вечернее время и на один час в утреннее время никак не отразится на достижении целей уголовного судопроизводства, и попросил изменить время действия запрета моему доверителю выходить за пределы жилого помещения на период с 00 часов ночи по 06 часов утра.
И это сработало, судья поворчала, что недели не проходит, чтобы мы не попытались подсудимого отпросить на какое-нибудь мероприятие или в командировку, даже немножко покричала для порядка, но удалилась в совещательную комнату и… ходатайство удовлетворила.
Уважаемые коллеги! Не нужно стесняться проявлять инициативу и пробовать проявлять настойчивость, если можно хоть каким-то образом улучшить положение доверителя, вода – она камень точит!
Картинка сгенерирована нейросетью под моим чутким руководством)