Уважаемые коллеги! В 2017 году ко мне обратился за помощью клиент, являвшийся собственником коммерческой недвижимости (части торгового центра) с просьбой помочь взыскать задолженность по заключенным им на одиннадцать месяцев договорам аренды нежилых помещений.
Недобросовестный арендатор, для солидности называвший себя главой юридической компании с большими связями в правоохранительных органах, занимал около полугода целый этаж нежилого помещения, подписывал акты сверки, выдавал письменные расписки о признании суммы долга, раздавал обещания погасить долг в кратчайший срок, но… шло время, а платить он так и не собирался.
Устав от постоянных обещаний, мой доверитель принял решение обратиться в суд. Надо сказать, что до встречи со мной, клиенту помогли составить исковое заявление о взыскании задолженности по договору аренды и уже прошло предварительное судебное заседание.
Изучив имеющиеся документы: исковое заявление, договоры, акты сверки, расписки и др., я пришел к выводу, что для успешного разрешения дела необходимо изменить предмет исковых требований со взыскания задолженности по арендной плате, на взыскание неосновательного обогащения по ст. 1102 ГК РФ, поскольку сторонами в нарушение части 1 ст. 655 ГК РФ не были составлены передаточные акты и, кроме того, второй договор содержал в своем названии указание на «намерение заключить договор»… когда-то в неопределённом будущем.
Ходатайство об изменении исковых требований было принято судом и в дальнейшем сами исковые требования были удовлетворены в нашу пользу. Ключевую роль сыграло наличие расписки, данной арендатором (ответчиком) о признании задолженности и обязательстве по погашению долга. Естественно, в суде выступили свидетели, подтвердившие факт пользования помещениями ответчиком.
Ответчик строил свою защиту на признании фактического не заключения договора аренды в связи с отсутствием актов приема-передачи помещений, а по поводу расписки пытался представить суду доказательства того, что она была составлена «задним» числом и в день составления он находился совсем в другом регионе. Юристам понятно, что такой «детский» довод был отвергнут судом, так как ответчик признался, что расписка была составлена и подписана им собственноручно.
Апелляционную жалобу ответчик-юрист не подавал, решение суда вступило в законную силу и в настоящее время исполнительный лист находится на принудительном исполнении.
Кроме того, недобросовестный арендатор по-совместительству являвшийся собственником и генеральным директором юридической фирмы в своё время (до разрыва деловых отношений) пообещал моему доверителю оказать юридические услуги, используя свои связи, взял деньги и… ничего не сделал, даже не направил исковое заявление в суд для приличия.
Я помог доверителю расторгнуть договоры на оказание юридических услуг и взыскать с юридической фирмы, возглавляемой горе-юристом-арендатором денежные средства в рамках Закона о защите прав потребителей. Почему данную публикацию я опубликовал только сейчас по прошествии 6 лет?
Потому что недавно на сайте Ейского городского суда случайно увидел, что наш ответчик привлекается к уголовной ответственности по ч.3 ст. 159 УК РФ за мошенничество в крупном размере (дело № 1-121/2023).
Вместе с доверителем в 2017 году мы направляли заявление о возбуждении в отношении ответчика уголовного дела по ст. 159 УК РФ по фактам мошенничества, однако прокурор во время личного приёма, покачав головой, сказал, что для возбуждения уголовного дела необходимо не менее трёх эпизодов подобных действий (серия).
Сколько верёвочке не виться, а в 2023 г., видимо, время расплаты пришло.