Где бы я ни работал, всегда стараюсь работать честно.
Опыт моей предыдущей работы помогает мне в работе по выявлению фальсификации доказательств и раскрытия ложных показаний свидетелей в различных судебных делах. В мыслях есть сделать об этом отдельную публикацию с подборкой дел разных категорий и способом выявления «контрафакта». Возможно это будет темой на одной из конференций.
А сейчас обо всём по порядку.
Ко мне за помощью для дочери-инвалида обратился один из ветеранов боевых действий нашей общественной организации.
Молодая девушка — моя будущая доверительница, самостоятельно обратилась в суд с иском об изменении способа уплаты алиментов.
В данное время на разных интернет-ресурсах множество образцов различных исковых заявлений. Казалось бы как хорошо. Не надо идти к юристу/адвокату за квалифицированной юридической помощью и тратить деньги. Можно всё сделать самостоятельно — скачать шаблон, проставить свои данные и данные ответчика. А дальше суд всё решит сам. И по ошибочному представлению обывателя суд обязан удовлетворить иск, так как его образец из общего доступа в интернете.
Так было и с моей доверительницей. Скачала, вставила, подала.
Когда то были отношения, которые не закончились зарегистрированным браком, а просто закончились. От этих отношений появился на свет ребенок, которого нужно содержать. Причем эта обязанность у обоих родителей, независимо от регистрации брака, возникает с момента рождения совместного ребёнка. В свою очередь ребенок имеет право на достойное содержание и знать своих маму и папу.
У моей доверительницы это был второй ребёнок, а значит появилось право на получение материнского капитала.
Моя доверительница работая, откладывала на приобретение своего жилья, отдельного от родителей. И собрала определённую сумму.
Стоимость жилья в городе и в сельской местности значительно отличается. Вот и решила она приобрести квартиру в сельской местности на сколько хватило своих средств и средств материнского капитала. Да ещё и отец ребенка не далеко. Запрета на общения не делала. Наоборот хотела, чтобы общались. Так и жили, пока отношения не расстроились совсем. И решила она вернуться в город к родителям.
Подала заявление на выдачу судебного приказа и предъявила его ко взысканию. Должник в это время, наладив работу на себя, уволился с работы с приличной заплатой и официально устроился в бюджетное учреждение с небольшой заработной платой.
И стала она получать на содержание ребенка аж целых три тыщи рублей в месяц, что с учётом и своих средств явно не достаточно. Родители хотя и не отказывают в помощи, но у ребенка есть ещё и отец, которого от обязанности содержания ни кто не освобождал. Противопоказаний по здоровью к работе не имеет.
Этот отец посчитал, что нужды в достойном содержании своего ребёнка не имеется. И так сойдёт. И обратился он за помощью к адвокату.
Было принято решение воздействовать на мою доверительницу путём подачи иска о выделе доли в праве на квартиру. И обратились они в суд с иском о признании права собственности на долю в квартире (Приложение 1).
Здесь начался мой выход.
С иском об изменении способа взыскания алиментов мы великолепно справились. На закуску осталось порешать с иском о выделе доли в квартире моей доверительницы.
Теперь давайте разберёмся при каких обстоятельствах возможен раздел имущества приобретенного при совместном проживании вне зарегистрированного брака после прекращения отношений.
Всё очень просто.
В России нет законодательно закреплённого понятия «гражданский брак», гражданская супруга", «гражданский супруг».
При совместном проживании, в отсутствии зарегистрированного брака, при желании поделить совместно нажитое имущество применяются не нормы статьи 33, статьи 34, статьи 37, статьи 38, статьи 39 Семейного кодекса Российской Федерации (СК РФ), а нормы статьи 244, статьи 245, статьи 252 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ). Размер доли зависит от конкретного участия.
Самое главное правило, чтобы не было проблем в будущем, это обязательное заключения договора/соглашения в письменном виде о приобретении имущество в совместную собственность. При вложении денежных средств в имущество также необходимо соглашение и также обязательно соблюдение письменной формы.
Несоблюдение письменной формы в дальнейшем лишает возможности заявителя ссылаться на достижение каких-либо соглашений и подтверждать какие-либо условия соглашения показаниями свидетелей. По этому поводу уже сложилась устоявшаяся судебная практика Верховного Суда Российской Федерации (далее по тексту — ВС РФ). Как пример Определение ВС РФ по гражданскому делу №5-КГ20-29 (№2-2159/2019) от 16 июня 2020 года.
В нашем деле после нескольких судебных заседаний представитель истца в обоснование своей позиции представила письменную расписку от продавцов квартиры ответчика, с которыми истец находился в дружеских отношениях. Так же эти продавцы выступили в суде в качестве свидетелей получения денежных средств в счёт частичной оплаты квартиры от истца, который участником договора не являлся, но присутствовал при заключении этого договора (сопровождал как охранник девушки с приличной суммой наличных денежных средств) и передавал деньги за покупателя (ответчика по делу).
Свидетелей, предупреждённых об уголовной ответственности за дачу ложных показаний, я всё таки уличил во лжи, так как они не могли знать и предполагать о задаваемых мной вопросах и пояснениях истца. Они просто пришли подтвердить передачу денег по договору лично истцом.
Истец пояснил, что появившуюся вдруг расписку о получении денежных средств от него в счёт оплаты по договору, написали в офисе риэлторского агентства, а свидетели пояснили, что расписка была написана в помещении многофункционального центра, то есть в совсем другом месте. Казалось бы мелочь, но это ложь. Ложь как по месту составления, самого составления, так и составления в указанные дату и время. Только в отличие от свидетелей истцу за это ни чего не будет. А вот свидетелям предстоит поверка их показаний в Следственном комитете. Хотя, что им переживать адвокат у них уже есть.
Я, ко всему ещё, добрый человек. Сразу понял, что расписка это фальсификация доказательств в гражданском деле, ответственность за которую предусмотрена статьёй 303 Уголовного кодекса Российской Федерации, предупредил, чтобы не совершали этого. Пояснил, что представленный документ можно проверить на давность его изготовления, но это ни как не повлияло. Суд сверив с копией заверил подлинность, вернул оригинал.
Я, как кот Леопольд, сказал:
«Ребята, давайте жить дружно!»Ⓒ
Предложил отказаться от иска и разойтись с миром, но меня не услышали.
В следующее судебное заседание поступил уточнённый иск (Приложение 2), а от меня заявление об истребовании оригинала расписки для проведения исследования (экспертизы) давности документа, о фальсификации доказательств, проверке показаний свидетелей, которые не совпадали с пояснениями истца.
И вновь проявил доброту. Позвонил истцу и предложил не поддерживать своё заявление, что в случае его отказа от иска я не буду настаивать на своём заявлении. Меня вновь не услышали. Мои оппоненты в судебное заседание не явились. В письменных пояснениях указали, что Расписка вдруг потерялась, но на удовлетворении уточнённых исковых требованиях настаивали.
Суд мы выиграли. В удовлетворении исковых требований истца было отказано. А нашу противоположную сторону и их свидетелей ждет в гости Следственный комитет. Конечно же для проверки сообщения.
И снова я добрый человек. Всё ещё можно остановить.
Более подробно в прилагаемых документах.
Автор публикации профессиональный юрист Хрусталёв Андрей Викторович