
Обязательные археологические изыскания перед началом строительства: правовое обоснование
Археологические изыскания необходимы до начала строительных работ в силу п.1 ч.5, ч.9 ст. 49 ГРК РФ, а также ст.28 и ст.30 Федерального закона от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации». Исключением являются работы, указанные в Постановлении Правительства РФ от 30 декабря 2023 г. № 2418.
Договор на археологические работы
Предприниматель Юдаев Сергей Сергеевич подрядился по договору с организацией, осуществляющей археологические работы, выполнить закладку шурфов по ходу магистрального газопровода.
Указанные земляные работы были необходимы в целях археологического обследования, так как ООО «ПК и БЗ» подрядилось осуществить реконструкцию некоторых систем газопровода. Задание на эту реконструкцию было дано ООО «Газпром проектирование», которое на 100% принадлежит ПАО «ГАЗПРОМ».
Штраф Ростехнадзора: наложение санкций за работы в охранной зоне газопровода
Однако, при производстве указанных работ на Юдаева С.С. органом «Ростехнадзора» был наложен штраф по ст. 11.20.1 КОАП РФ за то, что земляные работы проводились в охранной зоне газопровода без разрешения.
Такое разрешение дают организации, эксплуатирующие газопровод, которые также являются 100%-ыми дочками ПАО «ГАЗПРОМ».
Ситуация странная, можно сказать маразматическая.
Получается, «Газпром» поручает провести земляные работы, сроки выполнения такого поручения существенно сокращены, но разрешения при этом не даёт. Вот и выполняй после этого договоры с «Газпромом»!
(Может снова Рюрика призвать с Запада, так как нет порядка в наших землях!? Придите и правьте нами!)
Обжалование постановления Ростехнадзора в Арбитражном суде Тамбовской области
По указанным мотивам было обжаловано в Арбитражный суд Тамбовской области Постановление органа «Ростехнадзора» № 6.1-0000пл-Пс/0238-2023 от 30.10.2023, которым по ст. 11.20.1 КОАП РФ Юдаеву С.С. назначено административное наказание в виде штрафа в размере 500 000 руб.
Однако, по цепочке организаций, заказавших работы, организации дочерние по отношению к ПАО «ГАЗПРОМ» отказались представлять договоры. Выяснить истинную волю «Газпрома» оказалось невозможным.
Тогда было составлено заявление в защиту Юдаева С.С. по аналогии с тем, как составляются подобные документы в целях защиты по уголовным делам.
Сложности правового анализа в делах об административных правонарушениях
В действующем законодательстве ответственность по делам об административных правонарушениях сопряжена со множеством условий и норм, отсылочных, бланкетных, переходящих из одного законодательного регулирования в другое… Всё это осложняет работу по нормам КоАП РФ настолько, что, кажется, по уголовным делам сейчас работать проще.
Так, пришлось учесть и описать:
- полный состав правонарушения с учётом всего правового регулирования;
- подробно описать каждый элемент состава;
- определить условия назначения наказания с учётом субъекта и особенностей, которые определены в разных нормах права.
Хочу отметить, что в подобных сложных правовых выкладках нередко теряется суть, порой небольшой нюанс меняет картину в целом.
Прецеденты в судебной практике и отказ в предупреждении
Например, при работе по делу во многом руководствовался достижениями коллеги Погореловой Татьяны Валерьевны и её практикой, которая изложена в публикации «Изменение постановления Ространснадзора и назначение Благовещенским городским судом штрафа ниже низшего предела за совершение правонарушения, предусмотренного ч.3 ст. 12.21.1 КОАП РФ».
Меня при изучении материалов указанной выше статьи сильно озадачило, что суд посчитал невозможным вынести предупреждение, так как в силу ч.2 ст. 3.4 КОАП РФ это недопустимо, поскольку имелась угроза причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Формулировка угрозы вреда как препятствие к вынесению предупреждения
Получается, что достаточно сослаться на указанную норму ч.2 ст. 3.4 КОАП РФ и всё – предупреждение недопустимо.
В деле Юдаева С.С. получилось тоже самое, прям в постановлении о назначении наказания было указано, что «Административное правонарушение может повлечь причинение вреда или угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
Как опровергать предположения о гипотетической угрозе вреда
Ну и как бороться с подобным вымыслом? Поди докажи, что «не может повлечь»!
Пришла на помощь теория уголовного права. В прилагаемых материалах коллеги увидят, как бороться с подобными утверждениями типа «Ты верблюд гималайский и докажи, что это не правда».
Если закон запрещает смягчить наказание, то это отягчающие обстоятельства, а как соотносятся такие обстоятельства с составом и доказыванием?
Арбитраж и уголовное право: различия в понимании состава правонарушения
К сожалению, «арбитражники» невеликие специалисты в области уголовного права, понимание состава правонарушения встречает существенные трудности при работе в арбитражных судах, и это сказывается на работе в худшую сторону.
Федеральный закон № 247-ФЗ и обязательные требования: как применять на практике
Ещё был сделан достаточно подробный анализ применения обязательных правил. Почему-то никто не обращает внимания на Федеральный закон «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» от 31.07.2020 № 247-ФЗ.
И это при том, что ст. ст. 28.1 КОАП РФ вводит специальные правила, когда это касается соблюдения обязательных требований, сами эти правила существенно ограничивают возможность привлечения к административной ответственности. Да и вообще нормы Закона №247-ФЗ позволяют говорить о том, что правонарушение вообще отсутствует, либо ему дана неверная оценка.
Недостатки доказательной базы: неопределенность места и характера работ
Суд нашёл возможность ограничится предупреждением и решение суда не обжаловалось. Полагаю, это не случайно. В деле много такого, что вообще-то должно вести к прекращению административного преследования. Например, нет точных данных о месте, в котором был вырыт шурф, и это место никак не сопоставлено с границами охранной зоны. Также нет данных о реальной опасности этих действий.
Рекомендации для юристов: включение условий о допусках в договоры подряда
Считаю, что приложенные материалы будут полезны коллегам как дополнительная методика работы по делам об административных правонарушениях, и не только. Например, следует вносить в подрядные договоры положения о том, что всякие разрешения и допуски должен обеспечить заказчик работ.
Примечание: изображение сгенерировано ИИ «Шедеврум».