В последнее время участились случаи незаконного и необоснованного привлечения граждан за участие в митингах и шествиях. Мы поговорим об административном правонарушении, предусмотренном ч.5 ст. 20.2 КОАП РФ – нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования.
Одно из таких дел нам удалось прекратить в суде, что случай, прямо скажем, довольно редкий. Особенно если учесть повышенный интерес правоохранителей и государства к данной теме.
Согласно протоколу об административном правонарушении, составленному инспектором ОДН ОП № 3 У МВД России по г.Самаре Коршуновой Н.Е. – ПЕТРОВ совершил административное правонарушение, предусмотренное ч.5 ст. 20.2 КОАП РФ – нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи, при следующих обстоятельствах:
23.01.2021 года в период с 14 час. 00 мин. до 17 час. 00 мин. ПЕТРОВ, являясь участником публичного мероприятия в смешанной форме (митинг, шествие), проводимого по маршруту от пл. Героев 21 Армии по пр. Ленина, ул. Полевой, ул. Молодогвардейской, до пл. Славы в г. Самара, без подачи уведомления в порядке, установленном ст.7 Федерального закона от 19.06.2004 года № 54-ФЗ (ред. от 30.12.2020 года) «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», в орган местного самоуправления, не выполнил законное требование сотрудников полиции, предусмотренное п.1,7 ч.1 ст.13 Федерального закона от 07.02.2011 года № 3-ФЗ (ред. от 29.12.2020 года) «О полиции» и требование сотрудников Администрации г.о.Самара о прекращении противоправных действии и отказа от участия в несанкционированном публичном мероприятии, чем нарушил установленный п.1 ч.3 ст.6 Федерального закона от 19.06.2004 года № 54-ФЗ (ред. от 30.12.2020 года) «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» порядок проведения публичного мероприятия.
Наша позиция была основана на следующем: указанное выше не соответствует действительности, потому что ПЕТРОВ 23.01.2021 ни в каких митингах и шествиях участия не принимал, на маршруте от пл. Героев 21 Армии по пр. Ленина, ул. Полевой, ул. Молодогвардейской, до пл. Славы в г. Самара вообще не находился. До 15:30 ПЕТРОВ находился дома, после чего поехал в район ул. Ленинградской, чтобы встретится с друзьями. Встретившись с друзьями ПЕТРОВ прошел по Ленинградской в сторону р. Волга, после чего свернул на ул. Куйбышева и пошел в сторону пл. Революции. В районе дома № 95 он, без объяснения причин, был задержан сотрудниками полиции. После чего, его доставили в отдел полиции, где спросили данные по личности, административный протокол был вообще составлен только 29.01.2021.
Ни в каких митингах ПЕТРОВ не участвовал. В материалах дела отсутствуют какие-либо объективные данные и допустимые доказательства, указывающие на вину ПЕТРОВ
В соответствии со ст. 24.1 КОАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В силу ст. 26.2 КОАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч.5 ст. 20.2 КОАП РФ, выражается в нарушении участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи.
23.01.2021 с 14 до 16 час. в г. Самаре действительно проходило публичное мероприятие в смешанной форме (митинг, шествие) по маршруту от пл. Героев 21 Армии по пр. Ленина, ул. Полевой, ул. Молодогвардейской, до пл. Славы в г. Самара, уведомление о проведении которого не было подано в порядке, установленном ст. 7 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ в орган местного самоуправления. Данное обстоятельство подтверждается сведениями Администрации городского округа Самара и пояснениями сотрудников полиции, но лично ПЕТРОВ в данных мероприятиях участия не принимал, в указанных местах не находился.
Согласно п. 1 ч. 3 ст. 6 Федерального закона от 19.06.2004 года № 54-ФЗ во время проведения публичного мероприятия его участники обязаны выполнять все законные требования организатора публичного мероприятия, уполномоченных им лиц, уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления и сотрудников органов внутренних дел (военнослужащих и сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации).
В соответствии с п.п. 1,7 ч. 1 ст. 13 Федерального закона № 3-ФЗ от 07.02.2011 года «О полиции» полиции для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставляются права: требовать от граждан и должностных лиц прекращения противоправных действий, а равно действий, препятствующих законной деятельности государственных и муниципальных органов, депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти, депутатов представительных органов муниципальных образований, членов избирательных комиссий, комиссий референдума, а также деятельности общественных объединений; требовать от граждан (групп граждан) покинуть место совершения преступления, административного правонарушения, место происшествия, если это необходимо для проведения следственных действий, оперативно-розыскных мероприятий, документирования обстоятельств совершения преступления, административного правонарушения, обстоятельств происшествия, для сохранения следов преступления, административного правонарушения, происшествия, для обеспечения безопасности граждан; в целях защиты жизни, здоровья и имущества граждан не допускать их на отдельные участки местности и объекты либо обязывать оставаться на соответствующих участках местности и объектах или покинуть их; обращаться к группам граждан, нахождение которых в общественных местах не связано с проводимыми на законных основаниях публичными и массовыми мероприятиями, с требованием разойтись или перейти в другое место, если возникшее скопление граждан создает угрозу их жизни и здоровью, жизни и здоровью других граждан, объектам собственности, нарушает работу организаций, препятствует движению транспорта и пешеходов.
На основании ст. 26.1 КОАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
На основании ст. 26.11 КОАП РФ судья оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном исследовании всех обстоятельств дела в совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Проанализировав сведения, имеющиеся в материалах дела об административном правонарушении, приходим к выводу, что каких-либо доказательств, безусловно подтверждающих факт участия ПЕТРОВ 23.01.2021 в период времени с 14 до 17 час. в несанкционированном публичном мероприятии по адресу ( маршруту ) от пл. Героев 21 Армии по пр. Ленина, ул. Полевой, ул. Молодогвардейской, до пл. Славы в г. Самара, суду не представлено.
Просили суд учесть, что с момента возбуждения дела об административном правонарушении ПЕТРОВ, заявляя о невиновности в совершении вмененного административного правонарушения, последовательно указывал, что он не участвовал в митингах, а был задержан сотрудниками полиции в районе ул. Куйбышева, где гулял совместно с друзьями – имеющимися в деле доказательствами указанные обстоятельства не опровергнуты.
Оценив имеющиеся в деле доказательства, как каждое в отдельности с точки зрения их относимости, достоверности, допустимости, так и в их совокупности — можно придти к выводу о том, что они не содержат доказательств того, что ПЕТРОВ являлся участником публичного мероприятия 23.01.2021 и нарушил установленный порядок проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, а также наличия в действиях ПЕТРОВ умысла на совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.5 ст. 20.2 КОАП РФ.
Согласно частям 1, 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В силу пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отсутствие состава административного правонарушения является одним из обстоятельств, при которых производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению.
На основании изложенного, просили суд производство по делу об административном правонарушении в отношении ПЕТРОВА в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прекратить.
Ситуация подробно изложена в постановлении судьи — председателя Федерального районного суда г. Самары. Отрадно, что председательствующий тщательно разобрался в нюансах дела, изучил и проанализировал представленные стороной защиты доказательства. Результатом стало вынесение законного, обоснованного, мотивированного постановления о прекращении административного дела.