В не совсем далеком прошлом пенсионеры Кораблевы все таки решили переселиться из братской Украины на историческую Родину, в Россию. Для постоянного места жительства, ну не знаю почему, выбрали Псковскую область. Но вот на деньги вырученные от продажи благоустроенной 3-комнатной квартиры в бывшей республике, смогли приобрести в РФ только часть дома в деревне Дубок, практически квартиру в двухквартирном доме с прилегающим земельным участком. (фамилии участников и название населенных пунктов изменены)
Только через 5 лет владения приобретенным недвижимым имуществом (часть жилого дома и земельный участок) пенсионеры обнаружили, что граница их земельного участка проходит не совсем правильно, таким образом, что часть принадлежащего им дома оказалась на смежном земельном участке. Что в свою очередь мешало пенсионерам обслуживать и ремонтировать стены и фундамент собственного дома. В связи в неприязненными отношениями со смежным соседом, решить проблему доступа к собственной стене решить не удалось.
Обращения в различные органы муниципальной и государственной власти конечно же к решению проблемы не привели, а только ее усугубляли. Самостоятельные, а так же с помощью студентов практикантов обращения в суд ни к чему не привели. Ранее мной проблема пенсионеров Кораблевых описывалась тут.
После дважды проигранных судебных споров у мирового судьи и в районном суде пенсионеры Кораблевы все таки решили обратиться за помощью к юристу, так как смежный сосед почувствовав победу решил ее закрепить, установив каркасную теплицу практически на спорной границе и вплотную к части дома Кораблевых.Так получилось, что вместо работы мне было предложено взяться за решение земельной проблемы Кораблевых, обратившихся за помощью к знакомому мне юристу и вот что из этого вышло.
В рамках подготовки иска, после выноса кадастровым инженером границ земельного участка на местности, было установлено не правильное прохождение границы участка под общим жилым домом. После чего, заручившись составленными кадастровым инженером схемами надлежащей/кадастровой/реальной границ земельного участка было предъявлено исковое требование в суд о восстановлении границы земельного участка.
Нежелание судьи разбираться в истории возникновения кадастровой ошибки и возможностях ее исправления было видно сразу. Составленные кадастровым инженером схемы вкупе с показаниями его как специалиста не получили должной оценки, суд внезапно закрыл дело слушанием, перевел процесс в прения (при этом позиция истца его совершенно не интересовала). Определением псковского районного суда в рассмотрении иска было отказано и производство по делу было прекращено на основании ст.ст.220-221 ГПК РФ.
Такой поворот событий, вопиющее беззаконие районного суда, меня не сильно удивили, но ужасно возмутили. Ничего не оставалось, как проверить на соблюдение Закона областной суд. К моему удивлению частная жалоба была достаточно легко удовлетворена и дела возвращено на новое рассмотрение.
Пока районный суд собирался с силами для нового рассмотрения исковых требований Кораблева, мне (не с первого раза) удалось убедить орган пожарного надзор оказать помощь в удовлетворении одного из исковых требований — теплица была устранена. Что в свою очередь повлияло на сокращение исковых требований и сподвигло суд предложить разрешить спор миром. Но вот сосед Васильев Г.Г. на мир никак не соглашался, так «до последнего вздоха» возражал, переодически устраивая истерики в зале суда.
В дальнейшей борьбе пришлось отказаться от услуг привлеченного кадастрового инженера и ходатайствовать о назначении землеустроительной экспертизы. К сожалению, назначенные эксперты при допросе в суде запутались с документами о поверке геодезических приборов, и проведенная экспертиза была подвергнута судом сомнению. Но отступать было уже поздно. Повторная экспертиза подтвердила выводы первой и в марте сего года, после почти годового рассмотрения иск Кораблева об исправлении кадастровой ошибки был удовлетворен.
Способ разрешения дела обсуждался тут, но не нашел своего правильного, победного пути. Тем не менее выражаю огромную признательность адвокатам Климушкину В.А. и Цыганкову В.М. за оказанную поддержку.