Исходя из изложенного, в понимании Закона заемщик (получатель кредита) являтся потребителем, а отношения между заемщиком и банком, возникающие при оказании услуг кредитования попадают под сферу регулирования потребительского законодательства.
Согласно статьей 9 Федерального закона от 26.01.1996 №15-ФЗ «О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации», пункту 1 статьи 1 Закона отношения с участием потребителей регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии со статьей 819 Гражданского кодекса Российской Федерации по кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее (ст. 819 ГК РФ).
Предоставление (размещение) банком денежных средств физическим лицам осуществляется в безналичном порядке путем зачисления денежных средств на банковский счет клиента — заемщика физического лица, под которым в целях настоящего Положения понимается также счет по учету сумм привлеченных банком вкладов (депозитов) физических лиц в банке либо наличными денежными средствами через кассу банка (п. 2.1.2. Положение ЦБР от 31 августа 1998 г. N 54-П «О порядке предоставления (размещения) кредитными организациями денежных средств и их возврата (погашения)»). При этом данное Положение не регулирует распределение издержек между банком и заемщиком, которые необходимы для получения кредита.
Вместе с тем, из п. 2 ч.1. ст. 5 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» следует, что размещение привлеченных банком денежных средств, в виде кредитов, осуществляется банковскими организациями от своего имени и за свой счет.
Изложенное соответствует содержанию Положения о Правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации, утвержденного Центральном банком Российской Федерации от 26.03.2007 №302-П, из которого следует, что условием предоставления и погашения кредита (кредиторская обязанность банка), является открытие и ведение банком ссудного счета.
Назначение указанного счета: учет кредитов, предоставленных кредитной организацией (п. 4.53 Положения). Плата за осуществление организацией учета своих хозяйственных операций в денежном выражении, что установлено Федеральным законом от 21.11.1996 г. №129-ФЗ «О бухгалтерском учете», действующим законодательством не предусмотрено.
Таким образом, ссудные счета не являются банковскими счетами и используются для отражения в балансе банка образования и погашения ссудной задолженности, то есть операций по предоставлению заемщиками и возврату им денежных средств (кредитов) в соответствии с заключенными кредитными договорами.
Действия банка по открытию и ведению такого счета не являются самостоятельной банковской услугой, а соответственно, комиссия за обслуживание банками ссудных счетов не должна взиматься.
Указанный вывод соответствует позиции Президиума ВАС РФ изложенный в Постановлении ВАС РФ от 17.11.2009 г. №8274/09, а также ВС РФ в Определении от 17 мая 2011 года.
Следовательно, взимание банком комиссии за ведение ссудного счета является незаконным и ущемляет права потребителя.
Условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей в соответствии со статьей 16 Закона признаются недействительными.
В соответствии с ч. 6 ст. 13 Закона РФ «О защите прав потребителей» при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с продавца за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требования потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.
В очередной раз ко мне обратился гражданин по вопросу, связанному с взиманием комиссии за обслуживание ссудного счета, с целью возврата уплаченных денежных средств.
Пройдя обычную для этого процедуру направления претензии и не получения на неё ответа, обратились в районный суд (цена иска свыше 50000 рублей).
Для того, чтобы требования были удовлетворены в полном объеме, а не частично, в иске указали сумму, уплаченную за три года (срок исковой давности). То, что о пропуске срока исковой давности будет заявлено стороной ответчика никаких сомнений не было.
После принятия иска была назначена дата беседы с цель подготовки к судебному разбирательству.
Обычно представители банка до последнего отстаивают его интересы, приводят различные доводы в обоснование своих возражений и так далее. В более ранней публикации я описывал сопротивление Сбербанка по схожему спору.
В описываемом случае представитель банка удивил своим предложением о мирном разрешении спора, согласившись в добровольном порядке выплатить сумму, заявленную в иске, в течение 10 дней после вступления в законную силу определения об утверждении мирового соглашения. Нашей стороной было предложено ещё возместить моральный вред, на что представитель тоже согласился (правда после согласования этого пункта МС по телефону). При этом мы отказались от взыскания штрафа и процентов за пользование чужими денежными средствами.
Как итог, мировое соглашение при первой встрече.
Многие могут возмутиться, что можно было бы взыскать с банка по полной. Я с этим не согласен так, как на то оно и мировое, чтобы были определенные уступки.