Более того, КС РФ в одном из определений (от 21.12.2000 г. № 263-О) в противоречии с законом указал даже не на право суда, а на его обязанность уменьшить неустойку.
Причиной обращения в КС РФ явилось то, что ООО «РРТ-Выборгское» (С.Петербург) 4 месяца не отдавал моему доверителю предварительно оплаченный автомобиль, а суд взыскал неустойку в значительно меньшем размере, чем по закону.
Законом о защите прав потребителя предусмотрено, что в случае нарушения установленного договором купли-продажи срока передачи предварительно оплаченного товара потребителю, продавец уплачивает ему за каждый день просрочки неустойку (пени) в размере половины процента суммы предварительной оплаты товара (п. 3 ст. 23-1.).
Но не более суммы предварительной оплаты.
Обратите внимание – размер неустойки (базу для расчёта суммы неустойки) и предельную сумму неустойки ко взысканию, определил законодатель. Поэтому согласно закону была рассчитана сумма неустойки в размере более 600 тыс.руб. Ещё раз — не «с потолка», а строго по закону, принятому законодательным органом РФ и подписанному Президентом страны.
В суде представитель ответчика, сославшись на определения КС РФ, намекнул, что истец хочет обогатиться за счёт ответчика и снисходительно предложил – ну уж если только 15 тысяч рублей.
Суд, а точнее один судья в единоличном составе, переписав в решение аж целый абзац из отзыва ответчика, взыскал 50 тысяч рублей.
Вот тебе Закон, со своим 0,5 процентом, один судья и тебя, и законодательного органа главнее!
Более того судья не исполнил и п. 34 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 г. № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей».
Там указано, что применение ст. 333 ГК РФ по делам о защите прав потребителей возможно в исключительных случаях и по заявлению ответчика с обязательным указанием мотивов, по которым суд полагает, что уменьшение размера неустойки является допустимым. Но ни обоснованности исключительного случая, ни мотивов снижения судья не привёл.
В результате несложного расчёта взысканной суммы, размер неустойки в процентах от предварительной оплаты, по решению судьи составил не 0,5% как по закону, а 0,03%!
Сумму неустойки судья существенно уменьшил аж в 13,5 раз!
Позвольте, а кто разрешил судье не исполнять закон и произвольно применять «свой процент»?
Ах да, сам законодатель и указал в абзаце 1 ст. 333 ГК РФ право суда на уменьшение неустойки!
Но в части законной неустойки этим создал существенное противоречие в праве, т.к. позволил судьям не исполнять действующий закон об установленном размере неустойки. Этим законодатель позволил нарушать и принцип разделения властей!
К тому же получается, что защита прав гражданина определенной законом неустойкой, это химера!
У законодателя в законе так, а в суде при применении закона – другое.
Поэтому в жалобе в КС РФ было указано, что в соответствии со ст. 11 ГПК РФ суд обязан разрешать гражданские дела на основании Конституции РФ. Согласно ст.15 Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, законы и иные правовые акты не должны ей противоречить. А абзац 1 ст. 333 ГК РФ и решение суда (судьи) противоречат положению Закона о защите прав потребителя и соответственно противоречат принципу разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную (ст.10 Конституции РФ), нарушают права и законные интересы потребителя.
Судебному органу конституционного контроля было предложено проверить соответствие положения абзаца 1 ст. 333 ГК РФ принципу разделения властей и статьям 10, 15 и 120 Конституции РФ.
Но КС РФ этот вопрос в определении не упомянул и не исследовал, т.е. не исполнил требования ФКЗ о КС РФ и нарушил право заявителя на судебную защиту!
Может в чём-то не прав был заявитель, так объясните это умно и понятно.
Чего ж мы хотим после этого от судов общей юрисдикции. Вот он, на мой взгляд, обычный пример не исполнения Конституции и закона, путём умалчивания и ухода от «острых» правовых вопросов!
В конце концов, если уж есть смысл позволять судьям определять соответствие неустойки, то тогда следует не писать в законах конкретные размеры законной неустойки для исчисления её общей суммы, а по другому решать эти вопросы.
А то законодатель одной рукой дал право потребителю на «точную» неустойку, а другой рукой, в нарушение этого права, позволил судьям произвольно снижать эту «точную» неустойку!
Есть и другая сторона медали. С такой позицией КС РФ и, двойственной позицией законодателя, мы никогда не добьёмся надлежащей исполнительской дисциплины в экономике и бизнесе страны.
Ведь неустойка это способ обеспечения исполнения обязательств, а не какое-то своеобразное возмещение ущерба потребителю и не имущественная ответственность.
Способ обеспечения исполнения — это понуждение стороны по договору исполнять свои обязанности точно в срок, а не как захочу, или как получится!
В ст. 333 ГК РФ прямо сказано – по требованию неуплаты неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков. Однако в разъясняющих постановлениях и определениях судебной власти имеются «подсказки» ответчику заявлять суду, что возможный размер убытков кредитора значительно ниже насчитанной им по закону неустойки.
Грамотные ребята в бизнесе соображают быстро и знают о такой «доброй» судебной практике. Поэтому и не боятся Закона о защите прав потребителя или других законов с законной неустойкой.
О каком балансе и какой справедливости между потребителем и нарушителем тут может идти речь! Вот ведь какие мы не хорошие, что считая неустойку строго по закону, нарушаем права и свободы продавца автомобиля, хотим обогатиться! А ведь он первый уже нарушил права и свободы потребителя, и пользуется его деньгами с выгодой для себя!!!
Но об этом умалчивается. Вот так искажается и развенчивается положение закона, направленное на защиту прав потребителя и своевременное исполнение услуг продавцом.
Вот почему по таким делам судья спокойно существенно снижает законную неустойку. Даже не снижает, а «штампует» снижение, больше исходя из того, что так положено!
Я здесь не говорю о договорной неустойке, о ней отдельно.
Но ведь речь идёт о неустойке, установленной законодателем.
Кстати, когда я ранее рассматривал дела как третейский судья, если уж и снижал неустойку, то чуть-чуть. Что бы, не пугать судей «своеволием» в этом вопросе при выдаче исполнительного листа. И ничего, всё исполнялось!
Определение заканчивается традиционным указанием на отказ в принятии к рассмотрению жалобы, т.к. она не отвечает требованиям ФКЗ, как не допустимая. Хотя, по моему мнению, всем требованиям отвечает и всё тут допустимо. Обоснования этому в жалобе были указаны.
В итоге, судебный орган конституционного контроля со ссылкой на справедливость, отметил, что не применение рассчитанной заявителем по закону неустойки, не нарушает его конституционные права!
Думаете, заявитель согласен с такой «справедливостью»?
Ну, а о проверке законности и обоснованности судебных актов заявитель не просил. На опыте других ответов из КС РФ, в конце жалобы было предусмотрительно написано:
«Подача жалобы не имеет целей:
— обжалования…
— пересмотра…
Вот так, всё формально, обычно и, по моему мнению, незаконно! И на таком уровне!!!
Если я не прав, уважаемые коллеги, тогда громите меня в пух и прав, может мне легче станет! Может, чего-то не понимаю!