Понятия об их пользе я не имел, пока не коснулся конкретного и очень длинного дела, которое началось в феврале 2015 г. и только что благополучно закончилось. О самом деле отдельно.
А сейчас хочу довести до вашего внимания то указание МВД России, которое помогло защитить права гражданина.
Найти текст указания было не просто.
Вначале в Интернете обнаружил общую информацию, а затем с помощью очень уважаемого мною юриста Коробова Евгения Алексеевича, получил более конкретную искомую информацию.
По моему обращению о помощи при поиске указания, Евгений Алексеевич сообщил мне данные о двух конкретных судебных постановлениях по уголовному и гражданскому делам, в которых делались ссылки на это указание. В них шла речь о том, что командира взвода ДПС в Татарстане обвинили в получении взятки, но судом он был оправдан за недостаточностью доказательств. Однако принципиальное руководство республиканского УВД тем не менее уволило командира за отключение видеорегистратора во время дежурства, посчитав это очень серьезным служебным проступком.
О том, как я добивался получить копию указания в регионе, это особая и длинная история.
Местные его элементарно скрывали и я по полной получил противодействие со стороны региональных ГИБДД и прокуратуры.
Зам.прокурора области Ашурбеков Т.А. даже не постеснялся сообщить, что в предоставлении документа отказано правомерно, с чем согласился и прокурор области Хлопушин С.Н.
В конце концов об одном из отказных, очень сногсшибательном доводе регионалов (а мы не можем снять копию с указания, т.к. оригинал находится в МВД России!), я с запросом о предоставлении указания, сообщил в министерство. После чего, довольно оперативно получил копию указания на месте, а не из Москвы!
Итак, это Указание МВД России от 22 февраля 2013 г. № 1/1523 «О применении видеорегистраторов» с Приложениями № 1 и № 2. Наверное в каждом регионе есть и местные, как и в Вологодской области, приказы во исполнение этого указания.
Главное в указании то, что оно обязывает инспекторов ДПС включать видеорегистратор в патрульном автомобиле сначала заступления на службу (п.15 Приложения № 1) и выключать только после прекращения службы. Т.е. фиксировать все и вся происходящее двумя камерами снаружи и внутри салона служебного автомобиля.
А это дает возможность адвокату изучением видеозаписи проверить законность всех действий инспекторов ДПС в отношении доверителей (с возможным выводом о недопустимости каких-то доказательств, о выявлении фальсификации доказательств и т.д. и т.п.), и в случае отсутствия (произвольного отключения) видеофиксации происшествия, заявить о не представлении объективных доказательств при наличии имевшейся технической возможности.
Согласно указанию в протокол об административном правонарушении должна производится запись с указанием наименования видеорегистратора и его заводского (инвентарного) номера, а аудио-видеоматериалы должны приобщаться к материалам дел об административном правонарушении (п.26 Приложения № 1). Немало в нем и других требований, которые на практике нарушаются.
Вообще то, это серьезный удар по незаконной судебной практике, когда в большинстве случаев судьи в постановлениях о наказании водителей ограничиваются заезженной фразой, что не доверять инспекторам ДПС нет оснований, а вот доверять свидетелям никак нельзя, т.к. они стремятся помочь правонарушителю уйти от заслуженного наказания.
Вот почему так тщательно скрывали от меня это антикоррупционное указание!
Мне видеозапись в конкретном деле предоставила такие доказательства в пользу доверителя, что до сих пор удивляешься!
Теперь все чаще встречаю судебные акты, в которых присутствуют оценки доказанности вины водителя или пешехода в зависимости от факта наличия или отсутствия видеозаписи ДПС и от того, как зафиксировано на видеозаписи происшествие, окружающая обстановка, действия участников происшествия и инспекторов ДПС.
И на последок. С Праздником защитника Отечества коллеги, желаю побольше побед в защите граждан от нарушений закона!!!