Порядок уголовного судопроизводства, установленный УПК РФ, является обязательным для судов, органов прокуратуры, органов предварительного следствия и органов дознания, а также иных участников уголовного судопроизводства (ст. 1 УПК РФ).

Но чем больше и настойчивее заявляешь об этом в ходатайствах и жалобах, тем больше получаешь отписочное сопротивление следователей, их процессуальных начальников и прокуроров.

У них своя позиция. Так, один из руководителей следственного отдела СК РФ однажды уверенно заявил, что они могут делать все, что не запрещено законом. Пришлось указать на первую статью УПК РФ и напомнить об обязательном порядке.

Но есть немало ситуаций, которые однозначно не отрегулированы Порядком, и это позволяет следователю вести себя по «хозяйски» по уголовному делу, необоснованно ссылаясь только на то, что он имеет право самостоятельно определять ход расследования. Оттуда и многочисленные нарушения закона.

Вот одно из них. Следователь согласно Порядку (п.6 ч.1 ст. 220 УПК РФ) указывает в обвинительном заключении перечень доказательств, на которые ссылается сторона защиты.

Как это должен делать следователь и какие  имеет права при этом, в законе не уточнено.

Если со стороны защиты не поступает предложений, то следователь самостоятельно переписывает туда показания обвиняемого из перечня доказательств обвинения и добавляет что-нибудь по своему усмотрению.

Хотя, по моему, делать это не имеет право, т.к. в законе сказано: «перечень доказательств, на которые ссылается защита…». Т.е. это право защиты и если ссылок нет, то нечего придумывать за защитника.

Если же адвокат предлагает в раздел защиты свои доказательства, то это вызывает раздражение и даже отказы по надуманным основаниям. Ну это понятно, следователь так старается убедительно написать своё заключение, а тут «палки в колеса вставляют».

Но имеет ли право следователь на такие отказы, когда он согласно Порядку уже закончил предварительное следствие?

Считаю нет, т.к. фактически это исключение доказательств, а  это не следствие, да и законом такое право не предусмотрено.

Подтверждает это содержание ст. 235 УПК РФ. В ней указано, что стороны вправе заявить ходатайство об исключении из перечня доказательств любого доказательства. Т.е. каждая сторона вправе представить суду свой перечень доказательств и в рамках состязательности вправе просить суд исключить какие-то доказательства другой стороны из ее перечня.

Таким образом, решать подобные вопросы, исходя из  равенства и состязательности сторон, вправе только суд.

Но я что-то не помню, что бы прокурор на предварительном слушании просил суд исключить какое-то доказательство защиты. 

А зачем, если практика изложения обвинительного заключения сегодня явно не обеспечивает законность и защиту прав обвиняемого.

Ведь следователь в нарушение закона обычно пишет обвинительное заключение такое толстое, что получается еще один том уголовного дела (если не более). Включает туда как доказательства обвинения всё подряд, что есть в деле, даже то, что можно трактовать не против, а в пользу обвиняемого.

И подробно, в нарушение Порядка, переписывает почти все протоколы, а не их краткое содержание, не обосновывая их доказательственное значение. В этом документе «черт ногу сломит», т.к. никакого анализа, должного для заключения, в нем нет. Просто сплошная арифметика сложения. 

Тем не менее «тройка» обвинителей, подписывая такой фолиант, тем самым единогласно заявляет  суду, что обвиняемый совершил преступление. Что тут спорить то, судить надо!

Поэтому судьи на вышеназванные нарушения особого внимания не обращают.

В связи с этим возникает вопрос. Кого это угораздило включить раздел с доказательствами защиты в документ, под названием «ОБВИНИТЕЛЬНОЕ  ЗАКЛЮЧЕНИЕ»?

Ведь он же однозначно обвинительный! Где логика? Или так, для видимости?

Конечно обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность, но если он захотел что-то указать в  свою защиту, так не в этом же документе, где его признают виновным словом «СОВЕРШИЛ»!

Задумаешься. А может правильнее было бы, исходя из существа уголовного судопроизводства такой документ назвать нейтрально, просто «Заключение по итогам предварительного следствия»?

А может пускай его пишет прокурор, на деле осуществляя не только функцию уголовного преследования, но и надзор за процессуальной деятельностью следователя! Возможно покороче будет заключение?

Но ни то, ни другое сегодняшнюю ситуацию особенно не изменит.

Считаю, следовало бы исключить из ст. 220 УПК РФ положение о перечне доказательств защиты (п.6 ч.1) и дополнить Порядок уголовного судопроизводства правом стороны защиты представить в суд защитительное заключение с изложением нарушений закона, допущенных при производстве предварительного следствия и перечнем доказательств таких нарушений.

А опровержение указанных в защитительном заключении нарушений закона и доказательств их совершения, возложить как обязанность на прокурора в предварительном слушании.

Обязать следователя не просто перечислять доказательства обвинения, а подтверждать их оценку путем раскрытия их доказательственного значения.

Пускай это будет отражено в законе официально и, тем самым, напомнит всем о состязательности процесса!

Считаю, это важно, т.к. сегодня задачи и принципы уголовного судопроизводства стороной обвинения все больше игнорируются, а содержание приговора бывает во многом схоже с содержанием обвинительного заключения.

Автор публикации

Адвокат Елсаков Анатолий Васильевич
Вологда, Россия
Занимаюсь в основном уголовными, административными и гражданскими делами, кроме семейных и авторских споров. Главное-положительный результат.

Да 43 43

Ваши голоса очень важны и позволяют выявлять действительно полезные материалы, интересные широкому кругу профессионалов. При этом бесполезные или откровенно рекламные тексты будут скрываться от посетителей и поисковых систем (Яндекс, Google и т.п.).

Участники дискуссии: Морохин Иван, Коробов Евгений, Матвеев Олег, Петров Игорь, user75986, Саидалиев Курбан, Безуглов Александр
  • 03 Декабря 2021, 11:45 #

    подробно, в нарушение Порядка, переписывает почти все протоколы, а не их краткое содержание, не обосновывая их доказательственное значение.Уважаемый Анатолий Васильевич, всё это делается для того, чтобы судья не особо заглядывал в первоисточники — те самые протоколы, содержание которых бездумно переносится в обвинительное заключение… но без замечаний и ходатайств стороны защиты. 

    Мысль о возможности, и даже необходимости представления суду не только обвинительного, но и ЗАЩИТИТЕЛЬНОГО заключения уже не раз обсуждалась в нашем клубе, но ещё не скоро найдёт отклик у законодателей, поскольку у большинства государевых слуг нет желания переломить сложившийся в уголовном процессе обвинительный уклон, и сами они начинают верещать о несправедливости только тогда, когда их лишают неприкосновенности и водворяют в СИЗО.

    +11
  • 03 Декабря 2021, 13:26 #

    Уважаемый Анатолий Васильевич, чем больше в деле «бумаги», тем больше обвинительное заключение. Большой объем «заключения» — это доказательство проделанной качественно работы. Мы видим реально работу закона перехода количества в качество. Только это «качество» не является развитие права.

    +4
  • 03 Декабря 2021, 13:27 #

    Уважаемый Анатолий Васильевич, очень актуальная тема!
    Включает туда как доказательства обвинения всё подряд, что есть в деле, даже то, что можно трактовать не против, а в пользу обвиняемого.
    я как раз планирую после 217-й заявить ходатайство о включении в обвинительное заключение доказательств, на которые я собираюсь ссылаться, подавляющее их большинство будет взято из доказательств обвинения, но с моей «неудобной» оценкой,  интересно посмотреть, что из этого выйдет, если следователь откажет в удовлетворении, то буду двигать тезисы о нарушении принципа состязательности.

    +6
    • 04 Декабря 2021, 04:30 #

      Уважаемый Александр Александрович, не думаю, что из этого выйдет что-то существенное. Я бы на месте следователя привёл в ОЗ перечень Ваших доказательств без Вашей оценки и выводов, а с собственными комментариями. Ну или даже комментировать бы не стал, чтобы судье легче было копировать/вставить.
      Некоторые коллеги готовят так называемые «защитительные» заключения в качестве опровержения обвинительному.
      Думаю, что подобные процессуальные документы могут составляться преимущественно с целью достучаться до прокурорской совести и судейской чести.

      +1
  • 03 Декабря 2021, 13:36 #

    Уважаемый Анатолий Васильевич,
    ↓ Читать полностью ↓
    Обязать следователя не просто перечислять доказательства обвинения, а подтверждать их оценку путем раскрытия их доказательственного значения.Вы хотите, чтобы следователь занимался мыслительной деятельностью?  Не барское это дело. Вот «копировать — вставить», самое оно. 

    А вот, что высказано коллегией МГС относительно копирования обвинительного заключения:

    Так, исходя из разъяснений, содержащихся в п. 8 Постановления Пленума ВС РФ от 29 ноября 2016 года № 55 «О судебном приговоре», следует избегать приведения в приговоре изложенных в указанных протоколах и документах сведений в той части, в которой они не относятся к выводам суда и не требуют судебной оценки. Недопустимо перенесение в приговор показаний допрошенных по уголовному делу лиц и содержания других доказательств из обвинительного заключения без учета результатов проведенного судебного разбирательства.

    Согласно п. 41 указанного Постановления, приговор должен излагаться в ясных и понятных выражениях. Недопустимо использование в приговоре непринятых сокращений и слов, неприемлемых в официальных документах, а также загромождение приговора описанием обстоятельств, не имеющих отношения к существу рассматриваемого дела.

     Вместе с тем, содержание постановленного в отношении КИ.М. и МА.М. приговора свидетельствует о том, что данный документ по существу и в значительной своей части, в той, в которой излагаются описание преступных деяний осужденных и доказательства их вины: многочисленные показания КИ.М. и МА.М., потерпевшего фио и свидетелей, данные ими в ходе предварительного следствия, а также письменные доказательства, скопированы полностью из обвинительного заключения с сохранением тех же стилистических оборотов, излишней и неоднократно повторяемой детализации обстоятельств произошедшего, в том числе не имеющих отношения к существу рассматриваемого дела, с приведением прямой речи участников событий, а также воспроизведением ошибок, исполненных следователем в своем итоговом документе, составленном по окончании предварительного расследования.
    Указанные нарушения свидетельствует о том, что судебное разбирательство судом проведено формально, с заранее предопределенным решением, составленным в основном путем воспроизведения в нем изготовленных органом предварительного расследования материалов уголовного дела и обвинительного заключения. Такое отношение суда к отправлению правосудия, по мнению судебной коллегии, может привести к умалению авторитета судебной власти, поставить под сомнение ее конституционно-правовую сущность, справедливость и беспристрастность судебного разбирательства.

    +7
    • 04 Декабря 2021, 00:47 #

      Уважаемый Анатолий Васильевич, очень правильные вопросы (Y) УПК-2002 совместил несовместимое: предыдущий инквизиционный процесс и новый «типа состязательный».

      С одной стороны по результатам следствия представителем стороны обвинения (следователем)  составляется обвинительное заключение. С другой, в него этим же представителем стороны обвинения по его усмотрению включаются доказательства защиты. Типа для всесторонности, полноты и объективности, которых в УПК-2002 (в отличие от УПК-1961) вообще-то нет.

      +6
    • 06 Декабря 2021, 04:35 #

      Уважаемый Анатолий Васильевич, Вы хотите разрушить связку следователь-адвокат-соглашатель. Получается, адвокат-соглашатель работал, работал со следователем в связке, а потом ему надо поработать против следователя и составить документ, где будет видно его нехорошее начало.
      Кто ж на это пойдёт из власть держащих?
      Крайний аргумент прокурора суду в моем споре с прокурором, декабрь 2021: «Уважаемый суд, ещё ни разу суд не отказал прокуратуре».
      Это день был явно не прокурорский.
      Но это исключение из правил. 
      Обычно суды не отказывают прокуратуре.

      +2

    Да 43 43

    Ваши голоса очень важны и позволяют выявлять действительно полезные материалы, интересные широкому кругу профессионалов. При этом бесполезные или откровенно рекламные тексты будут скрываться от посетителей и поисковых систем (Яндекс, Google и т.п.).

    Для комментирования необходимо Авторизоваться или Зарегистрироваться

    Ваши персональные заметки к публикации (видны только вам)

    Рейтинг публикации: «Зачем «спрятаны» доказательства защиты внутри обвинительного заключения? » 5 звезд из 5 на основе 43 оценок.
    Адвокат Фищук Александр Алексеевич
    Краснодар, Россия
    +7 (926) 004-7837
    Персональная консультация
    Банкротство, арбитражный управляющий: списание, взыскание долгов, оспаривание сделок, субсидиарная ответственность. Абонентское сопровождение бизнеса. Арбитраж, СОЮ, защита по налоговым преступлениям
    https://fishchuk.pravorub.ru/
    Адвокат Архипенко Анна Анатольевна
    Южно-Сахалинск, Россия
    +7 (924) 186-0606
    Персональная консультация
    Защита прав и свобод граждан в уголовном судопроизводстве и оперативно-розыскной деятельности.
    https://arkhipenko6.pravorub.ru/
    Адвокат Морохин Иван Николаевич
    Кемерово, Россия
    +7 (923) 538-8302
    Персональная консультация
    Сложные гражданские, уголовные и административные дела экономической направленности.
    Дорого, но качественно. Все встречи и консультации, в т.ч. дистанционные только по предварительной записи.
    https://morokhin.pravorub.ru/

    Похожие публикации

    Продвигаемые публикации