Суть дела такова:
В 2011 году некий гражданин Х, отбывая свой 14-летний срок, решил сообщить об известном ему факте совершенного в 1996 году преступлении. Прибывшему оперативному работнику поведал историю с подробностями об убийстве двоих человек (сам был, всё видел).
При задержании, в доме моего подзащитного были обнаружены патроны к АПС и пустой магазин от ПМ.
По делу были проведены многочисленные экспертизы, «свидетель» (единственный, не считая оперативных работников) был этапирован в Санкт-Петербург. Потерпевшим по делу проходит отец одного из убитых, гражданин Азербайджана, от которого в материалах дела имеются 3 заявления об отказе от участия в судебных заседаниях, с просьбой об оглашении показаний, об отказе от гражданского иска и об отказе знакомиться с материалами уголовного дела.
Согласно обвинительному заключению моему подзащитному инкриминировалось совершение преступлений предусмотренных пп. е, з, н ст. 102 (недействующей) УК РСФСР (ныне п.п. а, ж, к ст. 105 УК РФ), ч. 1 ст. 222 УК РФ.
Дело рассматривалось городским судом, где мной было заявлено ходатайство о прекращении уголовного дела в части пп. е, з, н ст. 102 (недействующей) УК РСФСР в связи с истечением сроков давности как по ст.78 УК РФ, так и по ст. 48 УК (недействующей) РСФСР — 10 лет. Гособвинитель не возражал, ходатайство удовлетворили.
Потерпевшим была подана кассационная жалоба в Верховный суд с просьбой решение суда отменить, поскольку дело было рассмотрено в его отсутствие, а в постановлении суд сослался лишь на истечение сроков давности без оценки самого преступления и личности подсудимого.
Верховный суд удовлетворил жалобу потерпевшего указав: Исходя из положений ч. 4 ст. 48 УК (недействующей) РСФСР, действовавшей на время совершения преступления, и действующей в настоящее время ч. 4 ст. 78 УК РФ, вопрос о применении сроков давности к лицу, совершившему преступление, за которое предусмотрено наказание в виде пожизненного лишения свободы или смертной казни, является правом, а не обязанностью суда, и по смыслу закона решается судом лишь по итогам рассмотрения уголовного дела по существу с учетом не только факта истечения срока давности уголовного преследования, но и всех обстоятельств дела, данных о личности обвиняемого, о причинах и условиях, способствующих совершению преступления, свидетельствующих в совокупности о том, что на момент принятия судом решения отсутствует общественная опасность деяния и лица, совершившего особо тяжкое преступление против жизни.Дело возвращено в суд, для рассмотрения в новом составе. На завтра назначено предварительное заседание.