Если отвечать не задумываясь, то большинство скажет, что ЦВСНП, это типа СИЗО, только для малолеток. И если так ответят не юристы, это можно понять, но когда так рассуждает суд, тут становится совсем печально...
А ведь именно так рассматриваются такие материалы в суде. И ЦВСНП воспринимаются как место «необходимой» изоляции ребенка об общества и психокоррекции его поведения. Поэтому суд, определяя срок такого содержания, как бы решает для себя, сколько такому ребенку нужно времени для перевоспитания, пять, десять или все тридцать суток?
Ну а то, что это является необходимым всегда подтверждается наличием в материалах двух отказанных ( в связи с не достижением возраста уголовной ответственности).
По смыслу Федерального закона от 24.06.1999 N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» помещение несовершеннолетнего в Центр временного содержания не является мерой наказания за совершенное противоправное деяние, а направлено на защиту прав и интересов ребенка, оказавшегося в неблагоприятных жизненных условиях, создающих угрозу его жизни и здоровья, либо способствующих совершению несовершеннолетним антиобщественных деяний, в целях скорейшего изъятия его из неблагополучной обстановки и создания ему приемлемых условий для временного содержания. Превентивность предпринимаемых мер, в таком случае, должна быть объективно обоснована, помещение в ЦВСНП направлено на улучшение жизненных условий несовершеннолетнего, оказания ему помощи.
Ранее я уже рассказывала здесь и здесь о проблемах в правопонимании и правоприменении закона, и, к сожалению, принципиального в практике ничего не изменилось, но, благодаря чему, результат по этому делу был в нашу пользу.
Когда мне позвонила клиентка – мама мальчика, судебное заседание по представлению начальника отдела полиции о помещении его в ЦВСНП, было назначено уже на утро следующего дня. Собственно, они и сами об этом узнали только что.
После беседы с родителями и ребенком, мне стало очевидно, что органы полиции в очередной раз, используя нормы закона, действуют не в интересах несовершеннолетнего, а с целью его наказания за совершенное деяние.
«… Центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел обеспечивают круглосуточный прием и временное содержание несовершеннолетних правонарушителей в целях защиты их жизни, здоровья и предупреждения повторных правонарушений;
проводят индивидуальную профилактическую работу с доставленными несовершеннолетними, выявляют среди них лиц, причастных к совершению преступлений и общественно опасных деяний, а также устанавливают обстоятельства, причины и условия, способствующие их совершению, и информируют об этом соответствующие органы внутренних дел и другие заинтересованные органы и учреждения...»
ч.1 ст.22 Закона № 120-ФЗ
В соответствии с Приказом МВД России от 01.09.2012 N 839 «О совершенствовании деятельности центров временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей» (вместе с «Инструкцией по организации деятельности центров временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей») содержание профилактической работы с несовершеннолетним сводится к выяснению условий жизни и воспитания в семье; определением его личных качеств, интересов, причин самовольного прекращения работы, учебы, ухода из семьи, учебного заведения.
Кто сказал, что в ЦВСНП занимаются перевоспитанием несовершеннолетних? Кто решил, что для помещения несовершеннолетнего достаточно совершения повторного общественно-опасного деяния?
Но на том и стоят.
Тем не менее, будучи уверенной в своей позиции на сто процентов, я подготовила письменное выступление в прениях, а на следующий день, до судебного заседания успела ознакомиться с материалами дела и мои предположения подтвердились полностью.
Суть основных вопросов в судебном заседании, которые были поставлены инспектору, сводилась к выяснению причин обращения в суд:
— необходимость изъятия ребенка из неблагополучной обстановки? (выяснялись условия жизни семьи, отношения родителей к ребенку, сведения о заботе и воспитании, условия жизни семьи (доход родителей, постоянное место жительства), состоит ли семья на учете как неблагополучная?, характеристика личности родителей...)
— чем определена склонность несовершеннолетнего к противоправному поведению? (с момента совершения преступления до обращения в суд прошло более двух месяцев – попадал ли несовершеннолетний в поле зрения органов полиции в это время? Чем занимался? Посещался ли школу? Как родители контролируют его поведение, время отдыха? Обращались ли за помощь к психологу? Имеется ли заключение специалиста, подтверждающего склонности к девиантному поведению несовершеннолетнего?
На мой вопрос, почему же материалы на несовершеннолетнего поданы в суд спустя два месяца при том, что в настоящее время отсутствуют какие-либо факты и доказательства, указывающие на его намерения совершить общественно-опасные деяния, инспектор искренне не понимала, к чему я клоню и объясняла свои действия, то загруженностью, то необходимостью получения документов о состоянии здоровья потерпевшего, без которых, якобы оснований для обращения в суд нет.
То есть, практика железобетонная, собрать два отказных материала, плохую характеристику из школы, вот и все основания для помещения в ЦВСНП. Только вот неясно, это такая профилактика преступлений или такая насильная профилактическая помощь?
Далее, безусловно выяснялись обстоятельства совершения преступления, поведение потерпевшего, причины возникшего конфликта, а также данные о личности несовершеннолетнего (здесь инспекторы не утруждают себя сбором доказательств, ограничиваясь характеристиками из школы, но их содержание часто не отражает или прямо противоречит фактическим обстоятельствам, как и в этом деле).
Что еще немаловажно, в материалах для суда должны быть представлены справки о проведенных беседах с несовершеннолетним и о РЕЗУЛЬТАТАХ такого общения. Часто инспекторы только устно ссылаются, что такие беседы были и что результаты неудовлетворительные. Как и в этом случае, инспектор не смогла пояснить, как проходили эти беседы, как вел себя несовершеннолетний и почему ею сделан вывод, что положительные результаты не достигнуты, если в течении последующих месяцев, им не допущено ни одного нарушения общественного порядка.
Таким образом, ответы инспектора только больше подтверждали мои уже готовые выводы в прениях, что и произвело потом свой эффект в прениях.
Было видно некоторое удивление судьи о того, что все возражения защиты на доводы представления были подготовлены заранее, хотя материалы я увидела только перед заседанием.
Всегда приятно, когда тебя суд слушает, а когда еще очевиден интерес к тому, что я говорю – особенно приятно.
После моего выступления прокурор начала свою речь, как обычно: «…факты, изложенные в представлении полностью подтверждаются исследованными материалами…», а потом споткнувшись, словно заставляя себя, произнесла: «…однако, считаю основания для помещения несовершеннолетнего в ЦВСНП отсутствуют, прошу суд отказать».
Все же, несмотря на имеющиеся существенные нарушения, допущенные при подготовке и направлении материалов, судья отказала в представлении по другим основаниям, но это уже лично я придираюсь, родители были довольны победой без условностей.
PS: А что вы скажете, коллеги, на то, что рассмотрение данного материала проходило в рамках уголовного судопроизводства?