Суздальский район Владимирской области издавна привлекал внимание людей со всей страны, многие люди хотят жить и работать в исторических местах. Столкновение интересов в выборе конкретного места для выдела земельной доли имеют место быть и некоторые несознательные граждане идут за не в полне законным (на наш взгляд) покровительством к чиновникам. Не отстают и чиновники кадастровой палаты, готовые услужить таковым товарищам.
Юридические аспекты данного земельного спора уже обсуждались здесь.
Обстоятельства принятия к производству данного дела описано здесь.
1. Обстоятельства дела.
Наш Доверитель — заявитель по данному делу является собственником доли в праве общей долевой собственности из земель общей долевой собственности, долю получил по наследству.Заявитель выразил желание выделить земельный участок в счет принадлежащей ему земельной доли в праве общей долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения.
Извещение о необходимости согласования проекта межевания земельного участка было опубликовано в газете «Суздальская Новь». Возражений относительно границ, площади и местоположения выделяемого им в счет земельной доли земельного участка, не поступило.
Кадастровым инженером спустя 30 дней со дня публикации заявителем извещения, был утвержден проект межевания земельного участка.
Далее, заявитель обратился с заявлением в филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата» Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Владимирской области о постановке на государственный учет объекта недвижимости, представив с данным заявлением проект межевания земельных участков.
Решением филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Владимирской области от 16.02.2015. № 33/601/15-4713 в осуществлении государственного кадастрового учета объекта недвижимости отказано на основании п. 2 ч. 3 ст. 27 Федерального закона от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».
Принятое решение мы посчитали незаконным и необоснованным и обратились в суд.
2. Наша правовая позиция.
В п. 1 Решения указано, что размер земельного участка, образуемого в результате выдела земельного в счет принадлежащей земельной доли в праве общей долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, не соответствует минимальному размеру, установленному в соответствии законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения на территории Владимирской области» № 19-ОЗ от 12.03.2007 г. требованиям к размеру площади среднерайонной земельной доли, определенной на момент бесплатной передачи сельскохозяйственных угодий колхозов и совхозов в общую собственность.Данный вывод ФГБУ «ФКП Росреестра» по Владимирской области противоречит нормам действующего законодательства.
Оборот земель сельскохозяйственного назначения (вид разрешенного использования — для сельскохозяйственного производства) регулируется ФЗ от 24.07.2002 г. N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
В соответствии с п. 1 ст. 12 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» от 24.07.2002 года № 101-ФЗ,
«Участник долевой собственности вправе распорядиться земельной долей по своему усмотрению иным образом только после выделения земельного участка в счет земельной доли».
В соответствии со ст. 13 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» от 24.07.2002 года № 101-ФЗ,
«2. Земельный участок образуется путем выдела в счет земельной доли или земельных долей на основании решения общего собрания участников долевой собственности или путем выдела земельного участка в порядке, установленном пунктами 4 — 6 настоящей статьи. 4. Если указанное в пункте 3 настоящей статьи решение общего собрания участников долевой собственности отсутствует, собственник земельной доли или земельных долей для выдела земельного участка в счет земельной доли или земельных долей заключает договор с кадастровым инженером, который подготавливает проект межевания земельного участка для выдела земельного участка в счет земельной доли или земельных долей. 5.Размер земельного участка, выделяемого в счет земельной доли или земельных долей, определяется на основании данных, указанных в документах, удостоверяющих право на эту земельную долю или эти земельные доли. 7. Порядок определения размера выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка с учетом состояния и свойств его почвы устанавливается законом субъекта Российской Федерации.Отсутствие указанного порядка не является препятствием для выдела земельного участка в счет земельной доли или земельных долей».
В соответствии со ст. 4 названного ФЗ
минимальные размеры образуемых новых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения могут быть установлены законами субъектов Российской Федерации в соответствии с требованиями земельного законодательства.
В соответствии со ст. 3 Закона Владимирской области от 12.03.2007 г. N 19-03 «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения на территории Владимирской области»
определено установить минимальные размеры образуемых новых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения: 1) при предоставлении земельного участка из государственных или муниципальных земель — в размере площади среднерайонной земельной доли. 2) при выделе земельного участка в счет земельной доли: а) в размере площади земельной доли, определенной на момент бесплатной передачи сельскохозяйственных угодий колхозов и совхозов в общую собственность в соответствии с законодательством; б) в случае, если земельная доля была уменьшена за счет выделения в счет нее земельного участка по основаниям, установленным законодательством, — в размере площади уменьшенной доли;
В ч. 3 ст. 3 названного ОЗ указано, что в целях настоящего Закона
под среднерайонной земельной долей понимается норма бесплатной передачи сельскохозяйственных угодий в собственность граждан, определенная на момент бесплатной передачи сельскохозяйственных угодий в общую собственность в соответствии с законодательством.
Норма предоставления земельных участков, установленная статьей 3 названного ОЗ, не может применяться в отношении образуемого земельного участка, поскольку она регулирует иные правоотношения — по предоставлению земельных участков, гражданам в собственность бесплатно из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель, к тому же, не всех земель сельскохозяйственного назначения, а только сельскохозяйственных угодий, к числу которых земли сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования — для сельскохозяйственного производства не относятся.
Данный земельный участок сформирован в размере земельной доли, определенном на основании данных, указанных в документах, удостоверяющих право на эту земельную долю: свидетельство о праве на наследство по закону, свидетельство о государственной регистрации права собственности.
Таким образом, статья 3 Закона Владимирской области от 12.03.2007 г. N 19-03 «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения на территории Владимирской области» в данном случае при определении предельных размеров (минимальных и максимальных) земельных участков применению не подлежит.
Кроме того, иные наследники на момент вынесения оспариваемого решения уже распорядились своей долей.
Также в ходе дела мы дали пояснения о статусе и силе «главного козыря» ФКП — постановлении Главы Администрации района — объяснение также доступно для обладателей ПРО.
Отказ фактически ограничивает право участника долевой собственности распорядиться своей долей на земельный участок по своему усмотрению.
Ограничение и нарушение права выражается в невозможности распорядиться своим правом, а именно, выделить и поставить на кадастровый учет вновь образованный участок при условии, что необходимые нормы действующего законодательства соблюдены.
На этом основании мы просили суд признать незаконным и отменить решение филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Владимирской области и обязать поставить участк на кадастровый учет.
3. Правовая позиция кадастровой палаты.
Представитель палаты в суде поддержала доводы решения об отказе в постановке участка на кадастровый учет. Еще было забавное пояснение, что такие решения принимаются регистраторами ФКП без виз юристов, а у регистраторов, к слову — нет юридического образования.Подробности — в возражениях для обладателей ПРО.